Конституционно-правовой статус Президента РК

Говоря о конституционном статусе Президента Республики, то он установлен статьей 40 Конституции Республики Казахстан, которая определяет место Президента в системе органов государственной власти. В соответствии с указанной статьей Президент Республики является:

- Главой государства;

- высшим должностным лицом государства, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях;

- символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Что касается полномочий Первого Президента Республики Казахстан, то они предусмотрены в Конституции Республики Казахстан, Конституционном законе «О Президенте Республики Казахстан» и других законах Республики, присущи только Президенту Республики, который осуществляет их во всех сферах жизнедеятельности страны.

Так, статья 44 Конституции Республики Казахстан перечисляет 20 основных полномочий Президента Республики. К примеру, по отношению к народу Президент Республики осуществляет полномочие по обращению к нему с ежегодным посланием о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики.

По отношению к Парламенту и его Палатам Президент Республики назначает очередные и внеочередные выборы, созывает первую или внеочередную сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана.

Предусмотрены также полномочия Президента Республики по отношению к Правительству. Это, к примеру, назначение и освобождение от должности Премьер-Министра Республики и членов Правительства Республики, принятие у членов Правительства присяги; определение структуры Правительства Республики, председательствование на заседаниях Правительства по особо важным вопросам. Имеются также полномочия Президента Республики по отношению к органам, непосредственно подчиненным и подотчетным ему, а также в отношении их руководителей.

В статье 44 Конституции Республики Казахстан закреплены и законодательные полномочия Президента Республики в части подписания им законов и международных договоров Республики.

Указанная статья содержит также полномочия Президента Республики в области внешней политики, обороноспособности и безопасности государства, в отношении республиканского референдума.

При этом согласно подпункту 21) указанной статьи Президент Республики осуществляет и другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики. Тем самым Конституция Республики Казахстан допускает расширение компетенции Главы государства в законах.

В Конституционном законе «О Президенте Республики Казахстан» выделены следующие группы полномочий Президента Республики: внешнеполитические, в области обороны и безопасности государства, а также в отношении Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов и судей, органов прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Национального банка, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, акимов, в отношении республиканского референдума и иные полномочия.

В целом полномочия Президента Республики сводятся к трем моментам: взаимоотношения между народом и государством; отношения в части обеспечения Государственной независимости во всех ее проявлениях; соблюдение принципа единства государственной власти и разделения властей, включая механизм сдержек и противовесов.

Указанные полномочия позволяют Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву быть гарантом стабильности и сохранения последовательного курса развития Республики Казахстан, проявляющегося как во внутренней, так и во внешней политике.

В Конституционном законе «О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере Нации», наряду с полномочиями Президента Республики Казахстан, предусмотренными Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом «О Президенте Республики Казахстан» и другими законами Республики, определяются также прерогативы и гарантии Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации и после прекращения им исполнения полномочий Президента Республики Казахстан.

К примеру, Первому Президенту Республики Казахстан в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право:

1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;

2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народов Казахстана; входить в состав Конституционного Совета, Совета Безопасности Республики Казахстан.

Разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства также должны будут согласовываться с Первым Президентом Республики Казахстан - Лидером Нации.

72. Конституционно-правовой статус Парламента РК.

Конституционно-правовой статус Парламента Республики Казахстан.

Термин "парламент" происходит от французского слова "parler" - "говорить" и употребляется как собственное наименование для обозначения представительных учреждений. Во многих странах мира, за исключением государств, где у власти стоит военная диктатура, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает ведущее место в системе высших органов государственной власти, но его подлинное место в отдельно взятой стране зависит от существующей в ней формы правления. В равной степени это относится и к Парламенту Республики Казахстан. В президентских республиках, каковой является Республика Казахстан, Парламент юридически независим от других ветвей власти: он не может быть произвольно распущен Президентом, за исключением случаев, прямо оговоренных в Конституции. Подлинная роль Парламента в системе государственных органов четко определяется Конституцией. Он является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции.

На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть, превращает Парламент в орган народного представительства, "выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти и должностных лиц"6. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Д. Локк, "законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчиняются ей".

В настоящее время получает распространение концепция "рационализированного парламентаризма" с ограничением роли Парламента и передачей части законодательных полномочий исполнительной власти, но это не снижает его высокой значимости в решении вопросов охраны прав человека и по другим направлениям. В современном обществе он продолжает играть важную роль, выражая идеи общественно о компромисса, представляя и защищая взгляды и интересы различных политических сил.

Парламенты СНГ возникли на месте Верховных Советов, получив тяжелое наследство: кризисное состояние экономики и социальной сферы, громоздкую систему органов власти и неэффективное республиканское законодательство.

Наши рекомендации