Конституционно-правовой статус президента

Президент РФ – единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

Конституция РФ закрепляет статус Президента РФ в ст. 80, и он обладает следующими функциями:

1) Президент объявлен главой государства, то есть лицом, воплощающим собой представление о государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Президент (от лат. –сидящий впереди) – символ государства, официальный представитель всего народа, единоначалие, присущее этому институту и получает мандат доверия от народа, то есть избирается.

2) Кроме того, Президент – гарант КРФ. В чем это проявляется? Контролирует соблюдение всеми конституционных норм. Какие у него есть механизмы? Запросы в Конституционный Суд РФ о соответствии определенных актов КРФ, право вето на законы, право отменять любые акты правительства РФ, право приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов; вводит ЧП, закон о ЧП называет 2 основания введения ЧП, одно из оснований – посягательство на конституционный строй; второе основание – когда имеют место массовые беспорядки;

3) на президента возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина – данная функция реализуется через указное правотворчество президента, через внесение законодательных инициатив в Гос Думу, через деятельность комиссий, действующих при Президенте РФ (комиссия по правам человека при Президенте РФ, комиссия по помилованию, комиссия по вопросам гражданства).

4) Президент является так же гарантом суверенитета, независимости и территориальной целостности страны – при Президенте действует Совет Безопасности, который принимает значимые решения; во многих государствах, когда появляется угроза внешняя, то либо появляется новый орган, либо совет безопасности - совет обороны; совет безопасности объединяет 2 функции: и внешняя и внутренняя оборона; введение режима военного положения (указом).

5) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; «устраивает согласительные процедуры». Механизм системы сдержек и противовесов. В чем он проявляется? В принятии решений об отставке отдельных должностных лиц, право отменять акты правительства, приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов, президентское вето на принимаемые законы, право роспуска Гос Думы и региональных парламентов, в установленных законом случаях.

6) Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны – институт ежегодного послания президента (2 части – отчет главы государства и законодательные и иные правотворческие поручения, как парламенту, прежде всего Гос Думе, так и органам гос власти), в дальнейшем это послание разбирается и раздаются как прямые распоряжения Президента разным органам гос власти;

7) Президент РФ обладает неприкосновенностью – ст. 91 КРФ; данная неприкосновенность может быть снята только в особом конституционном порядке;

53 Порядок выборов Президента РФ. ФЗ…

Президент РФ – единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

Порядок проведения выборов Президента РФ определяется Конституцией РФ и ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ». Президентом РФ может быть лицо не моложе 35 лет, постоянно проживающее на территории РФ 10 лет. Президент РФ не может занимать свой пост более двух сроков подряд. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ по мажоритарной системе абсолютного большинства.

Этапы избрания и вступления в должность Президента:

1) принятие и объявление решения Советом Федерации дня выборов (не ранее чем за 100 и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования; решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней со дня его принятия).

2) подготовка к проведению выборов (деятельность избирательных комиссии различных уровней) - информирование избирателей и составление списков избирателей

3) выдвижение и регистрация кандидатов – от политической партии или самовыдвижение

При выдвижении кандидатов на должность Президента РФ Конституцией РФ (ч. 2 ст. 81) предусмотрены специальные избирательные цензы:

Первое - наличие гражданства Российской Федерации без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом РФ лица, имеющего двойное и множественное гражданство. Федеральный закон не требует, чтобы кандидат на высшую государственную должность являлся гражданином Российской Федерации по рождению. По словам бывшего председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вишнякова: «насколько правомерна такая норма, судить трудно. Все-таки главой государства должен быть человек, родившийся на данной территории. Во всяком случае, в большинстве стран мира это как бы сами собой разумеется. Наш законодатель решил иначе».

Второе - ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье - постоянное проживание гражданина, избранного Президентом РФ, т. е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории РФ.

4) проведение предвыборной агитации (СМИ, АПМ)

5) голосование – днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах (2 ВС марта)

6) подсчет голосов и оформление результатов выборов, определение победителя, или в некоторых случаях назначение второго тура, либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решения о назначении повторных выборов на должность Президента РФ. Избранным считается кандидат, получивший более 50% голосов.

7) опубликование результатов и церемония вступления Президента в должность (инаугурация).

Полномочия Президента РФ

Обширные прерогативы главы государства можно подразделить на следующие группы.

1. Полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти:

- назначает Председателя Правительства РФ;

- назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (по предложению главы Правительства);

- назначает выборы в Государственную Думу, а также распускает Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

- предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

2. Полномочия в правотворческой сфере:

- активно использует право законодательной инициативы в Государственной Думе; - подписывает и обнародует федеральные законы;

- обладает правом отлагательного вето;

- издает указы и распоряжения;

- обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов.

3. Полномочия в области внешней политики, обороны и национальной безопасности:

- осуществляет руководство внешней политикой РФ;

- ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ).

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет безопасности, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.

К этой группе относятся полномочия по введению Президентом на основе федеральных конституционных законов особых правовых режимов управления на всей территории государства или в отдельных местностях — военного положения и чрезвычайного положения (ч. 2 и 3 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ).

4. Полномочия в сфере конкретизации статуса личности:

- решает ?ы российского гражданства и предоставления политического убежища,

- награждает государственными наградами РФ,

-осуществляет помилование

- присваивает почетные звания РФ,

- высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Особое значение имеет право Президента использовать согласительные процедуры для разрешения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Для обеспечения выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента, назначает своих полномочных представителей в федеральных округах и государственных органах. Он возглавляет авторитетный совещательный орган — Государственный Совет РФ.

Акты Президента РФ

Глава Российского государства выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указанные акты появились вместе с институтом Президента — в июле 1991 г.

Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Конституции). Они подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент эти акты издает самостоятельно.

Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Указы подразделяются на нормативные и индивидуальные. Последние издаются по таким вопросам, как гражданство, предоставление политического убежища, кадровые назначения, награждение государственными наградами и др.

Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию представляет собой официальный документ большой политической значимости, но не содержит норм права и поэтому не носит нормативного характера.

Наши рекомендации