Понятие правоотношения, его предпосылки и структура
Правоотношение-урегулированное нормами права и обеспечиваемое гос-вом волевое общ-ное отношение, выражающееся в конкретной связи м/у управомоченными и обязанными субъектами.
Правоотношение возникает и развивается при опред. предпосылках.Выделяют 2 вида предпосылок возникновения правоотношения:
1)Материальные (общие): - в узк. см. – опред. интересы или блага, к-е связывают субъектов права ( не менее двух) как уч-ков правоотношения; - в шир. смысле – сис-ма соц., экон-ких, полит., идеологич. обст-в, порождающих объективную необх-ть в правовом регулировании общ-ных отнош.; установление целесообразных отношений м/у субъектами посредством предоставления им юр. прав, полномочий (должностным лицам), а также возложения юр. обяз-тей и отв-ти.
2)Юридические (специальные):норма права; правосубъектность (или праводееспособность): правоспособность, дееспособность, деликтоспособность; юр. факт (может рассматриваться и как предпосылка правоотношения, и как его структурный элемент).
Стр-ра правоотношения – основн. эл-ты правоотношения (субъекты) и целесообразный сп-б связи м/у ними по поводу соц-го блага или обеспеч. публичных и частных интересов на основе субъективных прав, юр. обяз-тей, полномочий и юр. отв-ти.
Правоотношение - логически связанная конструкция всех эл-тов, где главными полюсами связи явл-ся его субъекты, реализующие юр. права, юр. обяз-ти, полномочия и юр. отв-ть ради достижения рез-та этой связи. Итак, термин «стр-ра» вбирает в себя эле-ный состав правоотношения и правовые связи м/у ними, т.е. отношения м/у субъектами.
В состав правоотношения входят след. эл-ты: субъекты;объект;субъективное право;юр. обяз-ть.
13. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.
НПА—офиц. док-т установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного гос-го органа или путем референдума, с соблюд. установл. закон-вом РБ процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение. Этим он отличается от др. актов, рассчитанных на однократное действие—актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивид. предписания применения права.
Подразделяются:
*З-н-это НПА, обладающий высш. юр. силой, принятый высшим представит. органом гос-ва или на референдуме, в порядке осуществления народом законотворческой инициативы.
Стр-ра з-нов:* Констит. – обладает наивысшей юр. силой, определяет правовую стр-ру гос-ва, явл-ся правовой основой гос-ва, действует на террит. всей страны;* Органические з-ны – направлены на дальнейшее развитие конституц. норм, но не в рамках конституц, а действуют самост-но, однако не должны противоречить констит.* Обыкновенные(текущие) з-ны – регулируют многообразные общ-ные отношения, требующие к себе повышенное внимание.* Отраслевые з-ны – регулируют конкретные достаточно узкие группы общ-ных отношений, разделенных по отраслям.
*Подзаконные акты–нормат. правовые акты, к-е принимаются на основе и во исполнение з-нов, конкретизируют порядок реализации з-нов. Сис-ма подзаконных актов –механизм выполнения з-нов. Стр-раподзаконных актов: 1. Указы Президента и декреты (действуют на террит. всей республики); 2. Постановленияи распоряжения Правительства, обязат. к исполнению на всей террит., но только по вопросам находящимся в его юрисдикции; 3. Нормат. акты, принимающиеся мин-вами, ведомствами, гос. комитетами носят отраслевой хар-ер-отличаются большим многообразием (приказы,решение коллегии,инструкции,правила,положения,уставы, *распоряжения).4.Решения мест. органов власти. 5.Локальные нормативные акты – приказы и решения, к-е в праве принимать уполномоченные на то должностные лица: прокурор, глава администрации.
Общими требованиями, предъявляемыми к НПА по З-ну РБ "О НПА РБ", явл-ся:1. соответствие их пр-пам нормотворч. деят-ти (конституционности); 2.соответствие актов нижестоящих гос. органов (должностных лиц) актам Главы гос-ва и вышестоящих гос. органов; 3.приоритет общепризнанных принципов Международного права; 4.защита прав и свобод, законных интересов граждан и соц-ной справедливости, научности, согласованности НПА с иными нормат. правовыми актами; 5.принятие их уполномоченным на то органом в пределах своей компетенции соответствие акта нормотворческой технике.
Нормат. акты управления многосторонние. Их можно клас-ть по разл. основаниям. В зав-ти от издающего органа акты неодинаковы по юр. силе. Акты вышестоящих органов имеют большую юр. силу, нежели акты нижестоящ. По этой причине акты нижестоящ. должны соответствовать актам вышестоящ. органов. Вышестоящ. могут отменять и изменять акты нижестоящ. органов. Акты органов общей компетенции (Совета Мин-ров РБ, местных исполнит. комитетов) возвышаются над актами отраслевой и межотраслевой компетенции и т.п.