Бюджетная система Республики Казахстан
Статья 1. Состав бюджетной системы
Бюджетную систему Республики Казахстан составляют как самостоятельные части: республиканский бюджет Республики Казахстан и местные бюджеты Советов народных депутатов.
К местным бюджетам относятся: областные, городские, районные,районные в городах, поселковые, сельские и аульные бюджеты.
Статья2. Самостоятельность бюджетов
Основу самостоятельности бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные Законом источники доходов у всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению Совета народных депутатов в пределах полномочий, определенных законами Республики Казахстан.
Статья 6. Государственный бюджет
Государственный бюджет Республики Казахстан состоит из самостоятельных республиканского бюджета и местных бюджетов.
После утверждения бюджета поселковые, сельские, аульные Советы народных депутатов представляют свод бюджета по установленной классификации районному Совету, районные Советы в городах -городскому Совету, районные и городские Советы - областным Советам,областные и городские (республиканского подчинения) Советы народных депутатов - Министерству финансов Республики Казахстан.
Министерство финансов Республики Казахстан составляет свод бюджета по установленной классификации по видам бюджетов и не позднее 1 июня текущего года представляет его Верховному Совету Республики Казахстан.
Объекты экологического права
Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра,животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом. Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло недр и др.).Исходя из этого возникает необходимость выяснения понятия природного объекта и определения его признаков.
Земельные правоотношения
Земельное правоотношение — это реальное общественное состояние, в котором между субъектами возникли взаимные права и обязанности относительно защищенного государством земельно-правового блага или интереса. Земельные правоотношения подразделяются на материальные, возникающие на ос ноне материального права, и на процессуальные, представляющие собой реализацию процессуальных норм.
По функциональному назначению, в зависимости от того, направлены на реализацию прав и обязанностей или же на установление ограничений и запретов, либо на применение санкций, земельные правоотношения могут быть регулятивными или охранительными.
В системе земельных правоотношений определяющее значение имеют правоотношения собственности на землю, и они лежат в основе всех иных правоотношений. Поэтому другие виды земельных правоотношений по отношению к ним находятся в подчиненном, служебном положении.
Земельные правоотношения различаются также по характеру взаимодействия сторон земельного правоотношения. По этой классификации отношения могут быть равноправными или субординационными Равноправные земельные отношения складываются в сфере гражданского оборота земель, кооперации усилий и интересов собственников и землепользователей.
Субординационные земельные правоотношения выражают административный метод регулирования земельными отношениями. Здесь стороной, как правило, выступает уполномоченный орган или должностное лицо, от которых исходят императивные требования к собственнику или землепользователю.
Субъекты правовой системы
Для субъекта права характерны следующие два основных признака.
Во-первых – это лицо, участник общественных отношений (индивиды, организации), которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого оно должно обладать определенными качествами, которые связаны со свободой воли человека, коллектива людей и к числу которых относятся:
(а) внешняя обособленность;
(б) персонификация (выступление вовне в виде единого лица – персоны);
(в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.
Во-вторых – это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойства субъекта права в силу юридических норм. Иными словами, юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права.
Если социальной предпосылкой правосубъектности служит свобода воли человека, то ее содержание, т.е. содержание особого свойства, сообщаемого юридическими нормами участникам общественных отношений, состоит в том, что лица обладают способностью быть носителями юридических прав и обязанностей[1][1]. Эта способность (свойство) и называется правосубъектностью.
Категории "субъект права" и "Правосубъектность" по своему основному содержанию совпадают.
Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называется праводееспособностью.
Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с требованиями экономического базиса, потребностями общественного развития.
86. Соотношение норм права и норм морали
Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.
Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.
Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;
5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;
2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;
3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль
4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;
5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;
6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;
7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.
Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.
Верховенство конституции
Верховенство Конституции Казахстана, как государства суверенно равного другим государствам субъектам международно-правовых отношений, величина постоянная. Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики, Конституция Казахстана установила, что международные договоры могут иметь приоритет, во-первых, только, если они ратифицированы Республикой и, во-вторых, предельный высокий уровень этого приоритета - только перед ее законами (п.3 ст. 4 Конституции).
Утверждать приоритет международных договоров перед Конституцией страны значит подрывать саму природу международного права, в основе которого лежит добровольное согласование воль государств или международных организаций.
Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает:
- нормы Конституции - источник других отраслей права;
- нормативные акты принимаются только органами, указанными конституцией;
- все нормативные акты должны соответствовать Конституции;
государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией.
88. Общие конституционные принципы
Универсальные и общие принципы конституционного права - это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.
К универсальным принципам конституционного права, оказывающим влияние на всю систему национального права РК, относятся: -принципы высшей юридической силы и прямого действия Конституции на всей территории Республики (ст.4 Конституции РК); -принцип абсолютности и неотчуждаемости прав и свобод человека ( ст.12, ч.2 Конституции РК). К общим отраслевым принципам конституционного права относятся:
-принцип решения наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами;
- принцип суверенитета;
- принцип принадлежности государственной власти народу, ее единство;
- принцип признания идеологического и политического многообразия.
Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой и состоит из элементов отрасли - правовых институтов. Конституционно-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
В системе конституционного права выделяют следующие правовые институты:
1. Основы конституционного строя
2. Права и свободы человека и гражданина
3. Административно-территориальное устройство
4. Избирательная система
5. Президентская власть
6. Законодательная власть
7. Исполнительная власть
8. Судебная власть и прокуратура
9. Местное государственное управление
10. Местное самоуправление
11. Порядок изменения Конституции
89.Конституционные основы организации и деятельности правительства.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство как высший орган исполнительной власти государства возглавляет систему исполнительных органов (ст. 64). Хотя в указанном положении Конституции отсутствует слово «единая», смысл статьи не дает оснований сомневаться в том, что органы исполнительной власти составляют единую систему. Это подтверждается статьей 87 Конституции, где говорится, что «местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан». Положение с Правительства как высшего органа в системе исполнительной I власти обеспечивается его полномочиями, которые осуществляются на всей территории Республики Казахстан и распространяются на местные органы исполнительной власти.
Правительство направляет работу министерств, государственных комитетов и других ведомств, которые тоже входят в единую систему исполнительной власти (за исключением некоторых «силовых» министерств и ведомств).
Правительство как высший орган исполнительной власти самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Республики Казахстан, Указом Президента РК, имеющим силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан», другими нормативными указами Президента. Правительство в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты, организует исполнение законов, указов Президента, заключает международные договоры, руководит всеми органами исполнительной власти, контролирует их деятельность и принимает соответствующие меры для устранения нарушений законов.
Правовой основой деятельности Правительства являются Конституция, законы, указы Президента Республики Казахстан.