Тема 1. Место ТГП в системе наук. Предмет и методология ТГП (4ч)
Лекция
Лекция
Лекция
Тема 4: Форма государства (4ч)
1) Понятие формы государства. Элементный состав. Факторы, влиящие на форму государства.
Форма государства раскрывает внутреннюю организацию государства, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, используемые для организующей и управленческой деятельности.
Иными словами, форма государства — способ организации и осуществления власти, который раскрывается через следующие вопросы:
1) кто (какие органы) осуществляет власть, как они взаимодействуют между собой и каким объемом полномочий обладают (форма правления);
2) как власть распределяется по территории государства (государственное устройство);
3) какие средства и методы использует власть для достижения поставленных целей (государственно-правовой (политический) ре
Факторы, влияющие на форму государства:
- факторы геополитического порядка — размеры территории, природные, климатические условия;
- историческая эпоха, тип цивилизации, социокультурные условия данного народа, его образ жизни, самобытные национальные традиции;
- религия и идеология (славянофилы и западники);
- демократический и экономический фактор (районирование по экономическим принципам и количеству населения;
- национально-этнический фактор;
- политический фактор, связанный с режимом (главный фактор)
Лекция
Тема 5. Функции государства
1) Понятие функций государства. Эволюция функций государства при переходе от плановой экономики к рыночной.
Значение функций государства.
1) В функциях государства проявляется его сущность, поскольку функции — это внешнее проявление его свойств;
2) Функции определяют структуру государственного механизма. Изменение функций ведет к изменению структуры;
3) С проблемой функций государства тесно связаны вопросы о закономерностях его возникновения, развития, отмирания.
Проблемой ТГП является понятие функции государства.
М.И.Байтин определял функцию как «направление (и сторону) его деятельности, в котором выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития...».
В своей книге «Функции и структура государства» Л.И.Каск критикует подобную позицию, указывая, что в таком случае функции государства отождествляются с его деятельностью. Деятельность — это динамичное понятие, проявляющееся в единстве содержания, форм, методов, средств. Необходимости в новом термине нет. Каск определяет функции государства как содержание деятельности государства. Это только те стороны деятельности, без существования которых общество не сможет существовать, как социальный организм Аналогичного мнения придерживался А.И.Денисов.
А.П.Глебов под функциями государства предложил понимать социально-регулятивное назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций).
Л.А.Морозова рассматривает функции государства как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления его деятельности по управлению обществом
Признаки функций государства:
- функции обусловлены объективно необходимыми, социально желаемыми целями и задачами общества;
- функции носят конкретно-исторический характер: они формируются и изменяются с развитием общества;
устойчивость функций: они неизменны и постоянны при неизменяющихся политических и социально-экономических условиях;
- функции проявляются в фактической деятельности по управлению обществом;
- функции юридически регламентированы и организационно обеспечены;
- в процесс осуществления функций может быть вовлечен как весь механизм государства, так и его отдельные звенья.
Факторы, влияющие на функции государства.
- национальные моменты, что особенно характерно для многонациональных государств. Особое значение имеют функции, связанные с сохранением и развитием национальной культуры, сглаживанием межнациональных конфликтов;
- научно-технический прогресс. Государство должно способствовать развитию фундаментальных наук, разработке открытий и в то же время сдерживать негативные последствия научных достижений;
- экологический фактор: государство должно обеспечивать жизнь человека в благоприятных для здоровья условиях;
- информатизация общества: государство должно обеспечивать возможность для реализации свободы информации и равный доступ к ней;
- международная обстановка: интеграционные процессы, меняющиеся межгосударственные отношения и нормы оказывают влияние на функции государства.
2) Классификация функций современного государства.
А) По формам деятельности: законотворческие, управленческие, судебные;
Б) По продолжительности действия: постоянные и временные. Постоянные выполняются в течение длительного времени, временные обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения надобности в них утрачивают свое значение;
В) По значимости: главные и производные (вспомогательные). Главные — функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая). Производные — это функции сопутствующего или обслуживающего характера (функция финансового контроля по отношению к экономической);
Г) Функции федеральные и функции субъектов федерации. К функциям субъектов федерации относят представительскую, регулятивную, мобилизационную функции.
Д) По сферам деятельности: внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают направления деятельности в международных отношениях.
Однако в условиях мировой интеграции стран и глобализации такое деление приобретает определенную условность Деятельность государства приобретает все больший международный характер, а деятельность внутри страны зависит от внешнеполитической обстановки. В настоящее время почти у всех государств появляются общие дела, от успеха решения которых может зависеть судьба самого государства (борьба против ядерной войны, природных катаклизмов). Исходя из этого, функции государства предлагается классифицировать по единому общеглобальному критерию, независимо от того, где они осуществляются и которые должно осуществлять любое современное государство в условиях глобализации:
- борьба за выживание человечества на Земле — выработка межгосударственных мер по уничтожению накопившегося ядерного оружия, борьба с глобальны потеплением, терроризмом, СПИДом и т.п.;
- экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики страны в условиях глобализации;
- политическая — развитие всех институтов демократии, укрепление социального и национального согласия, стремление к международной политической интеграции;
- социальная — осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, борьба с безработицей, бедностью, обеспечение необходимых условий труда;
- идеологическая — поддержка цивилитарной идеологии, организация современного образования, поддержание науки, культуры, духовности;
- экологическая — рациональное использование природных ресурсов, восстановление нарушенной природы;
- охранительная - охрана прав, свобод и интересов личности, охрана общественного порядка.
Внутренние функции:
- Политическая (формирование органов государства, обеспечение народовластия);
- Экономическая зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая централизованную систему управления экономикой. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, равенстве всех форм собственности экономика развивается на основе самоуправления с регулированием со стороны государства. Вмешательство государства в сферу экономики сокращается и сводится к выработке экономической политики, управление государственной собственностью, установлению правовых основ рынка ценовой политики, регулированию внешнеэкономических отношений.
- Социальная;
- Экологическая: государство обязано осуществлять планирование и нормирование качества окружающей среды, принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, аварий; контроль за соблюдением экологического законодательства;
- Налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоговая функция гарантирует почти все направления деятельности государства. Финансовый контроль выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов финансовой системы государства;
- Защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции
- Функция интеграции в мировую экономику. Эта функция основывается на взаимозависимости государств, которая охватывает производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др. отношения. Экономическая интеграция играет важную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами.
- Функция обороны — поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Кроме того, в рамках ООН создана система коллективной безопасности государств, т.е. организация совместных мероприятий, которая исключала бы возможность войны.
- Функция поддержания мирового порядка — создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренней и внешней угрозы: деятельность по разоружению, обеспечение сотрудничества государств в борьбе с организованной преступностью, участие в регулировании межнациональных конфликтов, соблюдение принципа целостности государств.
- Функция сотрудничества состоит в поиске взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и не могут быть решены на национальном уровне (нищета в развивающихся странах, проблема ресурсов, предотвращение экологических катастроф.
Тенденции в развитии функций:
- расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества; некоторые функции приобретают внешние аспекты;
- изменение содержания многих функций в связи с формированием новой демократической государственности;
- утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;
- возрастание национальной и социальной ценности государства, являющегося источником устойчивого правопорядка в обществе.
-
3) Формы и методы реализации функций государства
Формы реализации функций показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства.
Методы — это способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.
Различают правовые и неправовые формы деятельности государства. К правовым относят те, которые определены в законодательстве и совершаются на основе правовых актов. Это законодательствование, управление, правосудие и контроль.
Законодательствование — это установление общеобязательных правил наиболее общего характера для поведения и деятельности физических и юридических лиц.
Государственное управление — исполнительно-распорядительная, административная деятельность государства. Для его осуществления издаются нормативные и ненормативные правовые акты.
Правосудие — разрешение судом в особой процессуальной форме конфликтов в обществе.
Контрольная деятельность — это инспектирование, проверки соответствия деятельности органов государства и принимаемых ими решений нормативным правовым актам. Такую деятельность осуществляет Конституционный Суд, Уполномоченный по правам человека. Контрольные органы, как правило, не могут давать каких-либо указаний; они устанавливают факты и по результатам своей деятельности обращаются в орган, полномочный принимать соответствующие меры.
Неправовые (организационные) формы деятельности государства не урегулированы правом (это не правонарушения). Сюда следует отнести текущую оперативную работу, разработку и осуществление различных программ и планов, подбор кадров специалистов, делопроизводство, статистику и т.п.
Методы могут быть экономические, административные и идеологические.
К экономическим методам относят использование экономических рычагов в государственном управлении, например, снижение налогов на производство определенного товара, распределение расходов бюджета.
Административные методы связаны с подчиненностью, обязанностью выполнять законные указания государственных органов.
Идеологические методы связаны с пропагандистской, воспитательной деятельностью государства.
С точки зрения особенностей волеизъявления государства различают методы:
- стимулирования; они выражают прямую заинтересованность государства;
- дозволения - нейтральное отношение к тем или иным общественным явлениям; государство не поощряет те или иные виды деятельности, но и не запрещает их;
- охраны — используются для обеспечения стабильности сложившихся общественных отношений;
- требования — выражают активную заинтересованность государства в определенном состоянии общественных отношений. Данный метод возлагает на участников отношений определенные обязанности от имени государства.
- Запреты - используя этот метод, государство исключает вредную для него и общества деятельность;
- репрессии, наказания.
Лекция
Лекция
Государство и церковь
Церковь относится к числу не собственно политических организаций. Церковь не преследует политических целей. Хотя в теократических государствах религиозные организации государственной конфессии играют весьма серьезную политическую роль.
В России признается равноправие религий, утверждается свобода совести и вероисповедания.
Церковь отделена от государства. Государство регулирует деятельность церкви. В ряде государств осуществляется финансовая поддержка церкви, церковным актам гражданского состояния придается юридическая сила.
Важное значение имеет использование возможностей государства для внедрения в массовое сознание и поведение общечеловеческих религиозных идей и ценностей. Усвоение индивидом заповедей религии способствует распространению законопослушного поведения среди населения. Но в то же время есть и минус: стоит индивиду потерять религиозную веру, и законопослушное поведение может прекратиться, если у индивида отсутствуют другие мотивы для соблюдения правовых запретов.
5) СМИ в политической системе общества
СМИ оказывают влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей.
СМИ образуют самостоятельный политический институт, который формирует общественное мнение вокруг наиболее крупных событий, государственных решений, политических и государственных деятелей.
6) Влияние государства на экономику
Существует два подхода к взаимодействию государства и экономики.
А) либеральные взгляды в вопросе о соотношении государства и экономики представлены в теории «государства ночного сторожа», согласно которой деятельность государства в экономической сфере ограничивается задачами охраны частной собственности и имущественных прав собственников.
Б) согласно взглядам сторонников теории этатизма государство – это организатор всей экономики: от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда.
При этом в разных исторических условиях и применительно к различным экономическим системам влияние государства различно. В зависимости от фактора участия государства в экономике выделяют четыре разновидности экономики:
- традиционная;
- командная;
- рыночная;
- смешанная.
При традиционной экономике тип производства носит присваивающий характер. Участия государства в такой экономике не требуется, т.к. общественного производства нет.
При командной экономике существует государственная собственность на средства производства, удельный вес частной собственности незначительный, государство управляет всеми природными и капитальными ресурсами.
Рыночная экономика – это система свободного предпринимательства. Она основывается на частной собственности, свободной системе ценообразования и конкуренции. Роль государства здесь минимальна.
Смешанная экономика сходна с рыночной наличием института частной собственности, а с командной – участием государства в экономике. Рынок здесь определяет большинство экономических решений, а государство устанавливает правила игры на рынке и охраняет порядок.
Лекция
Лекция
Лекция
Тема 10. Понятие, сущность и социальное назначение права(4ч).
Правовые принципы
Действующая теория правовых принципов (принципов правового регулирования, принципов права) сводится к двум моментам:
1) правовой принцип — это основополагающая идея, исходное (определяющее) начало;
2) это идея (начало), тем или иным образом выраженная в праве.
В процессе формирования правовых принципов из правовых идей и их реализации прослеживается определенная последовательность. Представляется возможным выделить здесь три основные стадии:
1) правовая теория;
2) система правовых норм;
3) правопорядок.
На стадии правовой теории происходит первоначальная объективизация и разработка правовых идей, формирование их как правовых принципов. Это связано с тем, что построить систему норм права, не определившись с принципами, на которых она базируется и функционирует, невозможно, а чтобы выработать эти принципы, необходимы научные познания. В правовой теории данные принципы раскрываются в понятиях и категориях, обосновываются и доказываются.
Далее правовые принципы получают общезначимое выражение либо прямое закрепление в системе правовых норм. На стадиях реализации норм права и их применения (в смысле правоприменительной деятельности) правовые принципы преломляются и находят выражение в правопорядке как итоговом состоянии действия права. Таким образом, не нормы права предопределяют принципы, а наоборот: правовые принципы определяют содержание и построение системы норм права.
Необходимо учитывать, что отдельные нормы не отражают тот или иной принцип целиком. Полное представление о нем обязательно дает целая система норм, которая основывается на данном принципе и выражает его. Отсюда следует еще один важнейший вывод: изменить многие правовые принципы за счет принятия отдельных норм или актов не может даже законодатель. Это обусловлено тем, что необходимо изменять выражающую принцип систему норм в целом, а, кроме того, выражающие этот принцип нормы права могут содержаться в Конституции РФ, положения которой возможно пересмотреть только при соблюдении особых процедур (см. ст. 134— 137 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ при обосновании своих решений очень широко использует понятие «общие (общеправовые) принципы права». В частности, к их числу Конституционный Суд РФ относит такие принципы, как справедливость и соразмерность. Причем эти принципы применяются вне зависимости от того, закреплены ли они прямо в конкретных нормах права или нет. А самое главное, при их применении Конституционный Суд РФ исходит из того, что эти общие (общеправовые) принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права. Подобный подход действует и в отношении юридических лиц.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ (правовая позиция судей Конституционного Суда РФ, выраженная в его решениях по поводу применения тех или иных положений Конституции РФ) является обязательной для применения на всей территории России на основании ст. 6, ч. 3 ст. 29, ст. 71 и 75 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». По сути, Конституционный Суд РФ в своих решениях дает официальное толкование Конституции РФ. Соответственно на эти правовые позиции можно ссылаться при рассмотрении дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Это в полной мере касается и правовых позиций по применению тех или иных принципов права. Следовательно, по степени выражения в праве необходимо говорить о двух видах правовых принципов:
1) принципы-идеи;
2) принципы, суть которых прямо закреплена в нормах права.
Первый вид принципов — это принципы, выработанные в процессе формирования системы права, реализации права и его применения. Данные принципы могут быть только общими (общеправовыми). В тех случаях, когда они не закреплены прямо в нормах права, выявляются через результаты толкования уполномоченными органами Конституции РФ и федеральных законов. Реализуются эти принципы через акты применения права (индивидуальные акты).
Второй вид принципов — принципы правовых образований, составляющих систему права.
В соответствии с правовыми образованиями, составляющими систему права (т. е. по сфере действия), выделяются следующие правовые принципы:
- общие (общеправовые), которые распространяются на всю систему права;
- принципы частного и публичного права;
- межотраслевые принципы, распространяющиеся на несколько отраслей права;
- отраслевые, которые распространяются на одну профилирующую (фундаментальную, основную) отрасль права;
- специальные, которые характерны для комплексных отраслей права;
- специфические подотраслевые принципы (например, принципы налогового или авторского права);
- институциональные принципы, характерные для институтов права как профилирующих (фундаментальных, основных), так и комплексных отраслей права (например, принципы безналичных расчетов.
Принципы международного права, являющиеся составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), могут относиться к любой из разновидностей в зависимости от сферы своего распространения.
Кроме того, заслуживает внимания еще одна классификация правовых принципов по тем целям, которым они служат:
1)принципы построения нормативной базы (например, принцип единства права);
2) принципы регламентации поведения субъектов (например, презумпция невиновности, принцип недопустимости злоупотребления правом);
3) принципы применения права, в том числе, принципы разрешения коллизий в праве (например, что приоритет имеет норма, принятая позднее).
Основное значение правовых принципов заключается в том, что они выступают в качестве исходных ориентиров в правовом поведении, а также при применении и толковании права. За счет соблюдения правовых принципов обеспечивается единство действия права и соблюдение баланса интересов, заложенного в этом праве.
Лекция
Лекция
Право и государство
В рамках соотношения государства и права рассматриваются вопросы о том, что первично: государство или права, зависит ли государство от права или наоборот, право зависит от государства.
Можно выделить 5 подходов к соотношению государства и права.
1) Этатистский. Государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Государство предшествует праву. Право зависимо от государства, порождено им. Право, таким образом, выступает как совокупность государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения. Государство не связано правом.
2) Естественно-правовой. Право существует до и независимо от государства. Т.к. государство утверждается юридическими способами, оно является продуктом права. Государство подчиняется праву.
3) Дуалистический подход. Существует двусторонняя функциональная связь между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают влияние друг на друга.
4) Позитивистский подход. Он основан на идее самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам.
5) Либерально-демократический подход. Государство связано правом. Право и закон различаются. Это государство должно учитывать, принимая новые законы.
Воздействие права на государство.
Право оказывает воздействие на
- внутреннюю организацию государства;
- на деятельность государства.
Право оформляет структуру государства, определяет взаимодействие между его органами, определяет предметы ведения между центром и субъектами федерации.
Воздействие на деятельность государства проявляется во взаимодействии государства и населения. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы вмешательства государства в частную жизнь.
Воздействие государства на право
- государство является непосредственным создателем правовых норм и субъектом их применения;
- обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной, контрольной и судебной власти;
- осуществляет юридическую политику. Это комплекс идей, задач, целей, принципов, реализуемых обществом и государством в сфере действия права и посредством права.
Право и экономика
Экономика означает искусство ведения домашнего хозяйства. В то же время экономика – это определенная социальная сфера – сочетание социальных отношений, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ.
В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса и надстройки. Базис - это экономическая структура общества, или экономический строй, который складывается независимо от воли людей. Надстройка – это идеологические отношения и институты, возникающие под воздействием общественного сознания.
Экономика имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки, а именно: 1) она обусловливает необходимость правового регулирования в целом, т.е. существование права как такового; 2) она определяет тот или иной тип права; 3) определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период.
Соотношение права и экономики проводится с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Соотношение должно быть оптимальным между экономической свободой и экономическим равенством людей. В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между правом и экономикой.
Право участвует в регулировании экономикой следующим образом:
- определяет цели экономического развития;
- закрепляет равноправие всех форм собственности;
- определяет круг субъектов рыночных отношений;
- вытесняет порочные средства коммерции;
- проводит продуманную налоговую политику;
- формирует правовые механизмы и процедуры разрешения конфликтов в сфере экономики;
- устанавливает юридическую ответственность за экономические правонарушения.
Таким образом, соотношение и взаимосвязь права и экономики определяется необходимостью
А) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
Б) обеспечения справедливого перераспределения доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Право и политика
Термин «политика» (от греческого слова «polis») означает город-государство. Понятие «политика» использовалось как общественный институт, выражавший общие дела (интересы) полиса.
Современное понятие «политика» означает социальную сферу, в которой сталкиваются и реализуются интересы больших социальных групп. Политика возникает в связи с дифференциацией общества на группы со своими особыми интересами. Наличие разноплановых интересов вызвало потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции, которые вместе призваны сохранить целостность общества. Это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества.
Право имеет политическую природу, т.к. является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп.
В советский период вправе опосредовалась только государственная политика, причем не вся, а только та часть, которая для своего осуществления нуждалась в общеобязательной форме и государственной охране, т.е. в возведении в закон (Алексеев С.С.). Однако право может служить формой выражения политики только до тех пор, пока она строится на началах справедливости. Если государство начинает использовать законодательную власть в интересах одного социального слоя или проводить антинародную политику, право в таких законах перестает существовать. Поэтому политика не может главенствовать над правом. Мушинский отмечал, что закон – это симбиоз права и политики, в нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность, с другой.
Ценность права.
Понятие ценности права раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности.
Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан и общества.
Право характеризуется:
- инструментальной ценностью. Право вносит рациональные начала в общественную жизнь, учреждая единые правила поведения и придавая действиям людей организованность и обеспечивая их подконтрольность.
- общесоциальной ценностью. Право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы отдельные индивиды и общество. Право согласовывает специфические интересы с общими интересами.
- самоценностью. Она выражается в регулятивной самобытности права. С помощью принудительных мер право гарантирует возможность нормальной деятельности индивидов и организаций, препятствует незаконным вмешательствам в сферу правомерной деятельности.
- гуманистической (личной) ценностью. Ценность права состоит и в том, что оно открывает личности доступ к благам, а также в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности
Лекция
Тема 13. Функции права (2ч)
Выделяют две группы функций права: юридические и социальные.
К юридическим функциям относят следующие:
1) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества путем предоставления прав и возложения обязанностей. В рамках регулятивной функции право закрепляет права и обязанности граждан, компетенцию государственных органов, момент возникновения прав. Право описывает юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений.
2) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения путем возможного применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Право способно влиять на поведение людей угрозой наказания, установлением запретов.
3) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов. Формируется положительное отношение к праву, побуждающее действовать в соответствии с его требованиями. Кроме того, право позволяет переносить накопленные ценности в структуру личности.
К неюридическим функциям относят следующие:
1) Культурологическую: право как часть культуры аккумулирует ценности демократии и свободы, духовные ценности общества;
2) Информативно-познавательную: право содержит в себе социально полезную информацию;
3) Социального контроля: право является регулятором отношений, может управлять обществом;
4) Согласования интересов: право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;
Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.
Лекция
Тема 14. Источники права
Термин «источник права» может быть использован в нескольких значениях.
1) Н.Г.Александров определяет источник права как вид деятельности государства, заключающийся в установлении юридических норм. Источник права – это особый акт волеизъявления. К ним относится законотворчество, судебная и административная практика.
2) Источником права называют внешнюю форму выражения права. Внешняя форма правовой нормы это выражение вовне ее внутренне организованного содержания. Как отмечает Д.А.Керимов, это источник права в формальном смысле.
Внешняя форма выражения правовых норм должна быть заранее определена, т.е. виды формальных источников должны быть предустановленны государством. Это одно из выражений законности.
3) Источником права в материальном смысле могут быть сами развивающиеся общественные отношения, требующие правового регулирования.
4) Источником права в идеальном смысле является общественное правосознание.
Многозначность термина «источник права» делает более предпочтительным термин «форма права».
В данной лекции речь пойдет об источнике права в формальном смысле.
Совокупность источников права в государстве определяется в зависимости от того, к какой правовой семье принадлежит национальная правовая система. В Европе различают две основные правовые семьи: англо-саксонскую и романо-германскую. Главным критерием их различия является место и роль писаных актов, обычаев, судебных прецедентов. В романо-германской правовой семье, к которой принадлежит и Россия, первостепенную роль играют законы.
В юридической науке выделяют следующие источники права: нормативные правовые акты, правовые обычаи, судебный прецедент, нормативные договоры, правовая доктрина.
Нормативный правовой акт.
При употреблении термина «нормативный правовой акт» имеют значение все три составляющие. «Акт» в данном случае означает материальный источник, документ. При этом важно, что это «правовой» документ, т.е. документ, который содержит общеобязательные государственно-властные предписания, осуществляемые под гарантией государства. Также важно, что нормативный правовой акт - это нормативный акт, т.е. содержащий правила поведения в обществе, которые распространяются на неопределенный круг лиц и могут бы