Конституционное регулирование политической системы
Несмотря на свой большой объем, Конституция Индии не регулирует общим образом статус государства. В статьях Конституции мы не найдем ни общих задач индийского государства, ни указания на его столицу и государственные символы, ни основных принципов статуса Вооруженных сил, хотя аспекты его внутренней политики уже нами освещались в предыдущем пункте и будут затронуты ниже в § 6, где мы скажем об основных чертах и специфике индийского федерализма, а также о других элементах политико-территориального устройства Индии.
Общие задачи индийского государства можно вывести из преамбулы Конституции, которая в редакции 42-й и 45-й поправок гласит:
"МЫ, НАРОД ИНДИИ, приняв торжественное решение основать Индию как СУВЕРЕННУЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ СВЕТСКУЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РЕСПУБЛИКУ и обеспечить всем ее гражданам:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ социальную, экономическую и политическую;
СВОБОДУ мысли, выражения, убеждений, вероисповедания и отправления религиозных культов;
РАВЕНСТВО статуса и возможностей;
и поощрять среди всех них
БРАТСТВО, гарантирующее достоинство индивида и единство и целостность Нации,
В НАШЕМ УЧРЕДИТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ в этот двадцать шестой день ноября 1949 года СИМ ПРИНИМАЕМ, УСТАНАВЛИВАЕМ И ДАЕМ СЕБЕ НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ".
Упоминавшийся комментатор Конституции П. М. Бакши отмечает, основываясь на трех решениях Верховного суда, что указанные в преамбуле цели содержат основную структуру Конституции, которая не может быть изменена в порядке, предусмотренном ее ст. 368. Опираясь на ряд других решений Верховного суда, он разъясняет, что слово "социалистическая" управомочивает суд вывести из содержания ст. 14 и 16, трактующих о равноправии и равенстве возможностей, основное право на равную оплату равного труда, а на основании ст. 14, кроме того, — лишить силы закон, который не может достичь социалистической цели в максимальной мере*. Конституция, разумеется, говорит о социализме не в том смысле, который ему придавали коммунисты.
* См.: The Constitution of India. P. 1—2.
В части Конституции, содержащей руководящие принципы государственной политики, определяются принципы внешней политики и, в частности, предусмотрено (ст. 51), что государство должно прилагать усилия к тому, чтобы:
— содействовать международному миру и безопасности;
— поддерживать справедливые и уважительные отношения между нациями;
— поощрять уважение к международному праву и договорным обязательствам во взаимоотношениях организованных народов;
— содействовать арбитражному разрешению международных споров.
Столица страны — город Дели, который в 1998 г. насчитывал около 10 млн. жителей. Можно сказать, что для миллиардной страны столица сравнительно невелика и это ее несомненное преимущество.
Государственный флаг Индии состоит из одинаковых по размеру горизонтальных полос соответственно оранжевого, белого и зеленого цвета. Оранжевая полоса означает отречение, покорность и бескорыстие, белая — свет, правду, простоту, а зеленая — связь с землей и природой. В центре флага на белой полосе помещен небесно-голубой древний буддийский знак — чакра. Это колесо с 24 спицами, которое представляет собой атрибут бога Вишну, символизирующего солнце. Проект этого флага был предложен в 1947 г. Учредительному собранию индийскими женщинами.
В основу государственного герба Индии положено изображение древней скульптуры из города Сарнатха, воздвигнутой императором Ашокой. На постаменте помещены три льва, обращенные на три стороны под прямым углом друг к другу (на оригинальной скульптуре львов четыре). На лицевой стороне постамента в центре изображена чакра, справа от нее — буйвол, а слева — лошадь (на оригинальной скульптуре — еще лев и слон, и все четыре суть хранители стран света). Внизу находится надпись "Побеждает только правда"*.
* См.: Баскаков Э. Биографии гербов, флагов, гимнов зарубежных стран. М., 1967. С. 85—88. Описания несколько уточнены.
Государственный гимн — Джанаганамана ("Душа народа"); слова и музыка Рабиндраната Тагора. Равным статусом с гимном пользуется национальная песня "Банде Матарам", написанная другим великим индийским поэтом Б. Чаттерджи (1838—1894), которая была источником вдохновения борцов за свободу Индии.
Национальным животным считается королевский бенгальский тигр (Panthera Tigris), а национальной птицей — индийский павлин (Pavo Cristatus).
Политические партии. Индия принадлежит к числу самых многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей структуре и функциям наиболее развитая и дифференцированная по сравнению с другими развивающимися странами Азии и Африки*. "При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более сложной и гибкой, чем партийные системы высокоразвитых стран"**. Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Наличие как партий, признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территориях приводит к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях — союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, среди которых до 10 — всеиндийских.
* См.: Володин А. Г. Указ. соч. С. 177.
** Комаров Э. М. Указ. соч. С. 91.
С момента обретения независимости до середины 60-х гг. в партийно-политической системе страны ИНК был единственной партией, способной овладевать государственной властью на всех уровнях. С появлением партии Сватантра возникли предпосылки к превращению партийной системы в двухпартийную, хотя она еще некоторое время оставалась многопартийной с одной доминирующей партией. Тенденция к двухпартийности отчетливо проявилась в 1977 г., когда Джаната парти (ДП) впервые победила на парламентских выборах и сформировала свое правительство.
С тех пор Джаната парти и ИНК несколько раз менялись у руля управления страной, но к середине 90-х гг. сложилась ситуация, при которой уже ни одна общенациональная партия не может более самостоятельно обеспечить себе прочное большинство в Парламенте и, следовательно, создать стабильное однопартийное правительство. Таким образом в стране возникло положение, при котором крупная всеиндийская партия может сформировать правительство лишь в коалиции с рядом региональных партий.
Многие индийские политологи считают, что Индия вступила в эру нестабильных коалиционных правительств. По нашему мнению, партийная система, сложившаяся в современной Индии, не вполне соответствует традиционному для стран Запада понятию двух- или многопартийности. Учитывая особую роль региональных партий и специфические традиции индийской политической жизни, партийную систему Индии можно назвать "полиблоковой", поскольку она представляет собой борьбу постоянно меняющихся коалиций, состоящих из общенациональных (всеиндийских) партий с региональными партиями в различных комбинациях.
Индийский национальный конгресс (Индиры) — ИНК(И) остается одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г. после раскола ИНК часть его, оставшаяся верной Индире Ганди и продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.
С момента создания ИНК в 1885 г. либеральными деятелями и представителями национальной интеллигенции и до обретения независимости он отражал интересы весьма широких слоев индийского общества. До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящей партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социально-экономической жизни страны.
Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на западное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает, в том числе и в предвыборном манифесте 1998 г., за усиление секуляристских (свободных от влияния религии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолжения либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы со всеми странами.
Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 г. коалиционное правительство, в которое входит еще более 10 региональных партий. Это праволиберальная, коммуналистская, то есть построенная на религиозно-общинной основе, партия, образованная сторонниками бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Она выражает, прежде всего, интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев. БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса на дальнейшую либерализацию экономики с предоставлением государственной поддержки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку территориального устройства по этническому и лингвистическому признакам, переход к пропорциональной избирательной системе, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию безработицы, улучшение положения женщин и детей, ликвидацию неграмотности. Во внутренней политике партия гарантирует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой цель пресечь в стране террористическую деятельность. Партия выражает готовность продолжать работу по созданию оружия массового уничтожения, способного гарантировать независимость страны.
Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде экстремистской партии. Так, например, в ходе избирательной кампании 1998 г. партия отказалась от ряда положений своей программы, таких как требование отмены особого статуса штата Джамму и Кашмир, закрепленного в ст. 370 Конституции, намерение незамедлительно заменить ныне действующие нормы индуистского и мусульманского права единым гражданским кодексом, строительство на месте разрушенной мусульманской мечети в Айодхье храма индуистскому богу Раме.
Партия Джаната дал (ДД) носит центристский характер и во многом сходна с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия критикует правительственную политику по таким вопросам, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления высших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, списание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение занятости, демократизацию внутренней жизни страны. ДД стремится к единству страны, решению национальных, кастовых, религиозных и других проблем.
Индийский национальный конгресс (социалистический) — ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г. в результате раскола партии и по своему составу и организационной структуре тоже незначительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в результате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использует социал-демократическую фразеологию, акцентирует внимание на правах и свободах граждан.
Коммунистическое движение в Индии насчитывает около 10 партий, называющих себя коммунистическими, и крайне разобщено. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном ортодоксальную позицию. Партия выступает за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и других проблем. КПИ руководит массовыми организациями трудящихся, насчитывающими около 6 млн. человек.
Коммунистическая партия Индии (марксистская) — КПИ(м) образовалась в 1984 г. в результате раскола коммунистического движения и в первые годы во многом была солидарна с линией руководства Коммунистической партии Китая того времени. К началу 80-х гг. партия отказалась от поддержки левого экстремизма и заняла более реалистические позиции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала.
Кроме того, в ряде штатов действуют влиятельные региональные партии, представители которых подчас включаются в состав центрального Правительства.
В политической системе Индии весьма широко представлены организации бизнеса, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийских торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках которой вопросами труда и заработной платы ведает Всеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая влиятельная организация крупного бизнеса — Объединенные торгово-промышленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют собой ассоциации предпринимателей, куда входит как местный, так и иностранный капитал.
Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс. членов. В последние годы деятельность этой организации несколько расширилась.
Основными и наиболее массовыми организациями трудящихся в политической системе Индии являются профессиональные союзы. За годы независимости численность профсоюзов в стране выросла в несколько раз и достигла, по официальным данным, 5,4 млн. человек, а по сведениям профсоюзов — 12,5—13 млн. членов. Число зарегистрированных профсоюзов составляет около 36 тыс. При этом отраслевых профсоюзов в Индии почти нет. Обычно создаются профорганизации на уровне предприятий. Такое раздробление сил рабочих и служащих ослабляет их единство. Членами профсоюзов в Индии состоят не более 1/4 или 1/3 трудящихся.
В настоящее время в Индии имеется пять национальных профцентров, два из которых наиболее влиятельны. Индийский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) опирается на реформистские концепции ИНК(И) о строительстве "демократического социализма" в Индии, держит курс на мирное сотрудничество труда и капитала, основанное на идеологии ненасилия, выступает с общедемократическими лозунгами. В нем состоят около 4 млн. членов. Всеиндийский конгресс профсоюзов (ВИКП) объединяет свыше 3,5 млн. членов. ВИКП ставит своей целью ограничение деятельности монополий, развитие государственного сектора, сокращение бремени налогов на трудящихся, повышение их заработной платы, усиление единства действий профсоюзов. Большое влияние на ВИКП имеет КПИ*.
* См.: Егорова М. Н. Рабочий класс Индии. М., 1988. С. 170.
Есть в Индии и объединения трудящихся в сфере сельского хозяйства. Видную роль играют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих.
Большое значение в Индии имеет религия. Религиозные организации представляют собой важный компонент политической жизни страны. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны исповедует индуизм (83%), в Индии можно встретить представителей практически всех религий мира. Среди более распространенных религиозных меньшинств мусульмане составляют около 11%, христиане — 2,6, сикхи — 1,9, буддисты — 0,7, джайны — 0,5, парсы, евреи и др. — 0,3%.
Чрезвычайная пестрота религиозной палитры современной Индии и взаимопереплетение религии и политики в общественной жизни этой страны делает очень сложным разграничение понятия политической партии и религиозной организации. В ходе своего развития религиозные организации нередко превращаются в партии, но стремятся называть себя организациями или движениями и наоборот. Партии нередко имеют в своей структуре религиозные организации. Многие религиозные организации ориентированы на один или несколько штатов и имеют региональный характер.
Нередко религиозные организации в Индии приобретают коммуналистскую или сепаратистскую направленность и используются в интересах региональных группировок. Так, например, на идеологии коммунализма основана созданная еще в 1925 г. индуистская религиозная организация Раштрия сваямсевак сангх (РСС — Союз добровольных слуг родины). С лозунгами построения великой Индии для индусов молодчики из этой организации не раз устраивали массовые беспорядки и погромы. В Западной Бенгалии коммуналистская организация "Ананда марг" и движение "Амра бенгали" выступали за создание Большой Бенгалии, включающей в себя Западную Бенгалию, Трипуру, Бангладеш и часть Ассама с населением, говорящим на бенгали, и отделение ее от Индии. Сикхские экстремисты из религиозной группы Тара Сингха и Ордена нихангов вложили свою лепту в кровавые события в Пенджабе в конце 70-х гг. В 80-е гг. мусульманские коммуналисты, выступающие с сепаратистскими требованиями в рамках организации "Джамаати ислами", и ее молодежная организация "Джамаати тулаба" значительно осложняли положение в штате Джамму и Кашмир. Функционирующий с начала 70-х гг. в штате Трипура Новозеландский союз христиан-баптистов подталкивал племена, проживающие в этом штате, к сепаратистским выступлениям.
Как мы видим, религиозная идеология и религиозные организации в Индии нередко эксплуатируются сепаратистскими силами с целью подрыва единства страны. Однако по мере развития политической культуры, модернизации социальной структуры индийского общества, роста благосостояния населения влияние такого рода религиозных организаций ослабевает.
Все более усиливается в Индии роль средств массовой информации. В стране издается около 20 тыс. газет и журналов, из которых около 14 млн. экземпляров на хинди и 10 млн. — на английском. Всего газеты и журналы издаются почти на 90 языках. Большинство изданий находятся в частном владении. Выделяются четыре группы крупнейших газетных компаний: "Тайме ов Индиа", "Индиан экспресс", "Хиндустан тайме" и "Ананда базар патрика". Из наиболее влиятельных информационных агентств можно выделить крупнейшие — "Пресс траст ов Индиа", "Юнайтед ньюз ов Индиа", "Сентрал ньюз сервис" и "Индиа пресс эйдженси".
Индия входит в число десяти стран, издающих наибольшее количество печатной продукции, выпуская свыше 20 тыс. наименований книг и брошюр. Из 15 тыс. издательств 3/4 — мелкие, почти 1/4 — средние и 2% — крупные.
Всеиндийское радио, действующее с 1936 г. под контролем министерства информации и радиовещания, имеет 84 радиостанции, работающие на 38 языках, его передачи принимаются на всей территории страны. Всеиндийское телевидение, созданное в 1976 г., имеет сеть из 140 телевизионных центров и ретрансляционных станций, а также спутники телесвязи. Его передачи могут смотреть уже более 2/3 населения.
В связи с резким увеличением производства и использования компьютерной техники возрастает значение информационных возможностей глобальной сети Интернет и ее влияние на наиболее образованные и политически активные слои населения. Соединяясь с телевидением, радио, традиционными средствами печатной информации, компьютерные технологии приобретают в этой стране принципиально новые формы и качества. Развитие СМИ в последние два десятилетия, особенно средств телекоммуникации, — важный идеологический фактор, способствующий унификации все еще специфической для различных районов страны политической и конституционной культуры населения и облегчающий политическое управление из центра, хотя нельзя и недооценивать подрывающего единство страны информационного воздействия из-за границы.