Особые административные районы
В КНР для реализации на практике концепции "одно государство — два строя" была найдена такая форма, как особые административные районы (ОАР). Как отмечалось, этот статус получили китайские территории, которые являлись ранее колониями Великобритании (Гонконг) и Португалии (Макао). Это единицы, обладающие "высокой степенью автономии" и непосредственно подчиненные Центральному народному правительству КНР. Их правовой статус регулируется не Конституцией КНР, а специальными основными законами: статус Особого административного района Сянган урегулирован Основным законом Особого административного района Сянган, принятым 3-й сессией ВСНП VII созыва 4 апреля 1990 г. и вступившим в силу с 1 июля 1997 г.; а статус Особого административного района Аомынь — Основным законом Особого административного района Аомынь, принятым 1-й сессией ВСНП VIII созыва 31 марта 1993 г. и вступившим в силу с 20 декабря 1999 г. Главная особенность правового положения ОАР состоит в том, что он, будучи неотъемлемой частью КНР, "не устанавливает социалистическую систему и не осуществляет социалистическую политику, в течение 50 лет сохраняет прежнюю капиталистическую систему и образ жизни"*. В связи с этим на территориях ОАР продолжают действовать прежние нормы права (в Сянгане в том числе и нормы общего права, права справедливости, статуты, подзаконные акты и обычное право), кроме противоречащих соответствующим основным законам или подлежащих пересмотру законодательными органами ОАР.
* См., например: ст. 5 Основного закона Особого административного района Сянган КНР. Цит. по сб.: Формирование будущего статуса Сянгана. Документы и материалы. Экспресс-информация. Вып. 8. М., 1990. С. 19.
Правовой статус жителей ОАР существенно отличается от статуса других граждан КНР, поскольку они сохраняют прежние права и свободы, в том числе и такие, о которых нет упоминания в Конституции КНР (свобода слова, печати, издательской деятельности, свобода путешествий, свобода брака и право рожать и воспитывать детей и др.).
ОАР наделен правом административного управления и самостоятельного решения административных дел ОАР, обладает правом законодательствовать. В случае решения ПК ВСНП о несоответствии Основному закону закона, принятого ОАР, этот закон может быть возвращен, но не изменен, и при этом он утрачивает силу. ОАР имеет самостоятельную судебную власть и право вынесения окончательных судебных решений.
Главой ОАР является главный администратор, избираемый непосредственно или путем консультаций из числа постоянных жителей ОАР — китайских граждан и назначаемый Центральным народным правительством. Он руководит правительством ОАР и издает административные указы, обеспечивает исполнение Основного закона ОАР и несет за это ответственность, подписывает и публикует законы, принятый бюджет, наделен правом отлагательного вето и роспуска законодательного совета, представляет проект бюджета и доклад об исполнении бюджета, рекомендует или назначает различных высших должностных лиц, обладает правом помилования или смягчения наказания за уголовные деяния, а также иными перечисленными в Основном законе полномочиями. Срок полномочий главного администратора — пять лет, но возможно однократное его продление.
Функции законодательной власти в ОАР выполняет законодательный совет, избираемый на четыре года. Полномочия его достаточно традиционные (за исключением полномочия "принимать прошения жителей Сянгана и выносить по ним решения"): принятие, изменение и отмена законов, бюджета, заслушивание докладов главного администратора, возбуждение процедуры импичмента против него, назначение высших должностных лиц и др.
Действовавшая ранее судебная система сохраняется в ОАР, за исключением создания суда окончательной инстанции.
Своеобразно строятся отношения между Центральным народным правительством и ОАР. Центральное народное правительство несет ответственность за ведение иностранных дел, относящихся к ОАР, оборону ОАР, назначает главного администратора и других высших должностных лиц в соответствии с предусмотренными в основных законах процедурами. Вместе с тем и по этим вопросам ОАР наделен правами. Так, ст. 156 и 157 Основного закона СОАР (Сянганский особый административный район) предусмотрена возможность создания СОАР в иностранных государствах своих полуофициальных и официальных экономических и внешнеторговых учреждений, с уведомлением об этом Центрального народного правительства. Возможно и создание в СОАР иностранных консульских или других официальных и полуофициальных учреждений с санкции Центрального народного правительства. Созданные в Сянгане консульские и другие официальные учреждения государств, установивших официальные дипломатические отношения с КНР, сохраняются. Консульские и другие официальные учреждения государств, еще не установивших официальных дипломатических отношений с КНР, "смотря по обстановке, могут быть сохранены или преобразованы в полуофициальные учреждения". Государства, еще не признавшие КНР, могут создавать в СОАР неправительственные учреждения.
От ОАР избираются депутаты в ВСНП. Так, в 1-й сессии ВСНП IX созыва впервые принимала участие делегация от СОАР в составе 35 депутатов. Делегация СОАР из 140 человек участвует в НКПСК*.
*См.: China Daily. 1998. Febr. 2.