Конституционные принципы избирательного процесса
В конституционном порядке определено, что выборы должны осуществляться без влияния экономической власти или прямого или косвенного злоупотребления своими функциями, должностями или службой в прямой или косвенной публичной администрации (§ 9 ст. 14 в редакции Конституционной поправки № 4 1994 г.). Под термином "влияние экономической власти или злоупотребление такой властью" понимаются, например, чрезмерные расходы во время избирательной кампании и оказание экономического давления на избирателей. Конечно, надеяться, что такие нормы сами по себе могут обеспечить честные выборы, было бы наивно, но наличие соответствующих законоположений обязывает государство добиваться этого и облегчает борьбу с избирательными правонарушениями.
Из принципа обязательного вотума вытекает обязанность избирателей соответствующего возраста регистрироваться и обязанность публичной власти составлять и актуализировать списки избирателей.
Функции руководства избирательным процессом осуществляются органами избирательной юстиции, что имеет целью гарантировать соблюдение требований избирательного законодательства. Этими же органами рассматриваются и избирательные споры.
Избирательными округами служат территориальные единицы — на ступень ниже при выборах представительных органов или подведомственные единицы при выборах глав публичной администрации. Например, при выборах палат Национального конгресса это штаты, территории и федеральный округ, при выборах губернаторов — штаты и федеральный округ.
Конституция предоставила политическим партиям монопольное право выдвижения кандидатов во все выборные органы власти и на все должности руководителей публичной администрации. Конечно, демократичность такого положения не вполне убедительна, но в Бразилии существует не только отмеченное Редьярдом Киплингом "изобилие невиданных зверей", но также, как мы видели, изобилие политических партий, что облегчает избирателю выбор программ или кандидатов, которые он склонен поддержать. Для этого, правда, нужна определенная информированность, и не случайно Конституция освобождает неграмотных избирателей от обязательного вотума.
Получение мандата в результате выборов может быть обжаловано в орган избирательной юстиции в течение 15 дней по оглашении их результатов; следствие должно выявить доказательства злоупотребления экономической властью, коррупции или мошенничества. Избирательный трибунал разбирает жалобу в закрытом порядке, причем заявитель несет ответственность по закону, если, подавая жалобу, сознавал ее необоснованность или проявил недобросовестность.
К порядку избрания представительных органов и руководителей публичной администрации мы еще вернемся при рассмотрении их конституционного статуса.
Плебисцит и референдум
В третьем издании Общей части настоящего учебника (1999 г.) в п. 1 § 5 гл. VII мы говорили о соотношении понятий "плебисцит" и "референдум" и излагали, в частности, суждения по этому вопросу применительно к Бразилии проф. А. де Мораеса. Памятуя тем не менее, что повторение — мать ученья, и стремясь избавить читателя, который забыл об этом или не читал. Общей части, от необходимости обращаться к ней при изучении основ бразильского конституционного права, считаем целесообразным вкратце все это напомнить.
Для большинства стран первый термин если и употребляется, то как политический, а не юридический, означающий судьбоносное для государства народное голосование (а юридически — тот же референдум), тогда как в Бразилии оба термина являются конституционно-правовыми и имеют неодинаковое юридическое содержание, хотя реализуются соответствующие институты в одинаковой процедуре всеобщего голосования.
А. де Мораес указывает, что плебисцит — это форма предварительного народного голосования по поводу решения какого-либо вопроса, который позднее будет рассматриваться Национальным конгрессом. Референдум, напротив, означает последующее народное голосование, которое призвано ратифицировать определенный акт власти либо для обеспечение его действия (отлагательное условие), либо для его отмены (резолютивное условие)*.
* De Moraes A. Op. cit. P. 218.
Если Конституция запрещает принятие закона без проведения плебисцита, это не означает, что положительное голосование на плебисците обязывает Национальный конгресс принять закон. Федеральный верховный трибунал по вопросу с преобразовании штатов (§ 3 ст. 18 Конституции) счел, что принятие дополняющего закона — акт политический, который Национальный конгресс совершает по своему усмотрению*.
* См.: Dezen Junior G. Op. cit. P. 233—234.
Плебисцит назначается Национальным конгрессом, а референдум разрешается им.