Конституционные основы социальных отношений

Конституция РФ закрепляет социальный характер Россий­ского государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви­тие человека (ст. 7). Социальное государство характеризует взаи­моотношения личности и государства в условиях частной собст­венности на средства производства и рыночной экономики.

По вопросу взаимоотношений личности и государства в тео­рии конституционного права были и есть две основные кон­цепция.

Наиболее видными представителями теории индивидуаль­ной свободы были А. Смит, Дж. Милль, Б. Конетан, Дж. Локк. Основная идея этой концепции — верховенство экономических прав личности во взаимоотношениях с государством. Государ­ство должно и обязано не вмешиваться в реализацию экономи­ческих прав и свобод и обеспечить полную свободу их осущест­вления.

Сторонники этой концепции понимали, что неограничен­ные экономические свободы порождают неравенство. Однако высшей ценностью они считали именно свободу, полагая недо­пустимым любое вмешательство государства в рыночные отно­шения во имя. справедливости и равенства. По их мнению, это противоречит принципам и структурам свободного рынка. Так, Б. Н. Чичерин в работе «Собственность и государство» писал, что если бы государство вместо установленной одинаковой сво­боды для всех вздумало обирать богатых в пользу бедных, то это было бы не только нарушением справедливости, но и из­вращением коренных законов человеческого общежития.

Сторонники иной концепции полагают необходимым соче­тать свободу с равенством индивидов. А. Токвиль отмечал, что стремление людей к равенству значительно сильнее их стремле­ния к свободе, и если они не получат равенства в свободе, они готовы получить его в рабстве.

Профессор П. И. Новгородцев в 1911 г. в работе «О праве на су­ществование» поставил вопрос о необходимости признания осо­бого права — «права на достойное человеческое существование», ставшее прообразом социальных прав и свобод человека, посред­ством которых реализуется социальная функция государства'1.

1 См.: Новгородцев Я. И. О праве насуществование. СПб.; М.> 1911. С.б

204 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

Современные сторонники этого течения в научной мысли призывают к выравниванию социального положения людей (Дж. Ролз, К. Дженкинс). И государство должно играть значи­тельную роль в решении этой задачи. Социальное государство является воплощением возникающей и эволюционирующей в процессе развития политико-правовой мысли идеи о «справед­ливом государстве», деятельность которого направлена на уста­новление и поддержание баланса между интересами различных социальных групп и заботу о представителях наименее защи­щенных членов общества. Социальное государство стремится лишь к приблизительно равномерному распределению тягот.

Необходимость социального государства определяется еще и тем, что не все люди могут быть предпринимателями и обеспе­чивать должным образом свои потребности, далеко не все сфе­ры жизнедеятельности общества могут действовать на рыноч­ных принципах. Так, коммерциализация литературы, науки, искусства, культуры способна их погубить.

Роль социального государства состоит в обеспечении соци­альной справедливости, равноправия, утверждении нравствен­ных отношений между людьми.

После Второй мировой войны социальные права были закреплены в ряде между на родных а кто в: во Всеобщей деклара­ции прав человека (1948), в Международном пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах (1966), Европейской социальной хартии (1961), а также в конституциях многих стран.

Положения о социальной функции государства развиваются в нормах современных демократических конституций, закрепляю­щих социальные и экономические права, основы экономической системы общества, а также в нормах текущего законодательства, особенно в сфере социального обеспечения индивидов.

Конституция РФ в ст. 7 видит задачи социального государ­ства в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это возможно посредством пере*-распределения доходов между различными слоями общества через установление целесообразной системы налогов, государ­ственного бюджета, финансирования социальных программ, поощрения благотворительной деятельности, воздействия на процесс ценообразования.

Конституция РФ закрепляет основные направления соци­альной политики Российского государства. В их числе: охрана

§ 7, Конституционные основы социальных отношений205

труда и здоровья людей; установление гарантированного мини­мального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; уста­новление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Решение стоящих перед государством социальных задач за­висит от состояния экономики. Трудности, стоящие перед со­циально ориентированным государством, заключаются в со­блюдении баланса между свободной экономикой и определен­ными способами воздействии на распределительные процессы в духе справедливости. Стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается неоправданное вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринима­тельства. Выполняя социальную функцию, государство должно соблюдать меру, которая воспрепятствовала бы освобождению индивида от личной ответственности за свою судьбу. Государ­ство должно использовать экономические, а не административ­но-командные методы, решая задачи в социальной сфере.

Баланс между рыночной свободой и воздействием государст­ва на экономик}' в целях решения социальных задач труднодо­стижим. Обеспечение высоких социальных расходов путем по­вышения налогообложения со временем становится тормозом развития производства. Это влечет вынужденное сокращение социальных программ. Затем наступает период, требующий увеличения социальных расходов в связи с ростом необеспе­ченности части общества. Поиск баланса между непрерывным ростом народного богатства, развитием производства с расши­рением социальной функции государства — важнейшая про­блема современности.

В начале 1990-х гг. российское правительство осуществило переход к рыночной экономике. Социальная политика и соци­альная сфера общества перестали быть не только приоритет­ными в плане преобразований, но и самостоятельным и су­щественным направлением деятельности государства. Развитие социальной сферы либо улучшение каких-то ее отдельных по­казателей (уровень доходов населения, допустимый уровень безработицы, здоровье населения, жилищное строительство) даже не назывались в качестве целей как краткосрочных, так и долгосрочных реформ. Социальные последствия и издержки

206 Глава 7, Основы конституционного строя Российской Федерации

реформ стали тормозом на пути дальнейших политических и экономических преобразований, которые были невозможны из-за общего снижения уровня человеческого потенциала в обществе вследствие ухудшения здоровья, роста смертности, низ­кого уровня рождаемости, снижения численности населения, люмпенизации, распространения антиреформаторских настрое­ний.

Экономический рост зависит от уровня образования, квали­фикации, численности, состояния здоровья, экономической и политической активности населения. В связи с этим в настоя­щее время большое значение уделяется именно укреплению со­циальной функции, социальной политике Российского госу­дарства, что находит воплощение в национальных программах, направленных на решение социальных, демографических про­блем, остро стоящих в российском обществе.

Наши рекомендации