Конституционные основы социальных отношений
Конституция РФ закрепляет социальный характер Российского государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Социальное государство характеризует взаимоотношения личности и государства в условиях частной собственности на средства производства и рыночной экономики.
По вопросу взаимоотношений личности и государства в теории конституционного права были и есть две основные концепция.
Наиболее видными представителями теории индивидуальной свободы были А. Смит, Дж. Милль, Б. Конетан, Дж. Локк. Основная идея этой концепции — верховенство экономических прав личности во взаимоотношениях с государством. Государство должно и обязано не вмешиваться в реализацию экономических прав и свобод и обеспечить полную свободу их осуществления.
Сторонники этой концепции понимали, что неограниченные экономические свободы порождают неравенство. Однако высшей ценностью они считали именно свободу, полагая недопустимым любое вмешательство государства в рыночные отношения во имя. справедливости и равенства. По их мнению, это противоречит принципам и структурам свободного рынка. Так, Б. Н. Чичерин в работе «Собственность и государство» писал, что если бы государство вместо установленной одинаковой свободы для всех вздумало обирать богатых в пользу бедных, то это было бы не только нарушением справедливости, но и извращением коренных законов человеческого общежития.
Сторонники иной концепции полагают необходимым сочетать свободу с равенством индивидов. А. Токвиль отмечал, что стремление людей к равенству значительно сильнее их стремления к свободе, и если они не получат равенства в свободе, они готовы получить его в рабстве.
Профессор П. И. Новгородцев в 1911 г. в работе «О праве на существование» поставил вопрос о необходимости признания особого права — «права на достойное человеческое существование», ставшее прообразом социальных прав и свобод человека, посредством которых реализуется социальная функция государства'1.
1 См.: Новгородцев Я. И. О праве насуществование. СПб.; М.> 1911. С.б
204 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
Современные сторонники этого течения в научной мысли призывают к выравниванию социального положения людей (Дж. Ролз, К. Дженкинс). И государство должно играть значительную роль в решении этой задачи. Социальное государство является воплощением возникающей и эволюционирующей в процессе развития политико-правовой мысли идеи о «справедливом государстве», деятельность которого направлена на установление и поддержание баланса между интересами различных социальных групп и заботу о представителях наименее защищенных членов общества. Социальное государство стремится лишь к приблизительно равномерному распределению тягот.
Необходимость социального государства определяется еще и тем, что не все люди могут быть предпринимателями и обеспечивать должным образом свои потребности, далеко не все сферы жизнедеятельности общества могут действовать на рыночных принципах. Так, коммерциализация литературы, науки, искусства, культуры способна их погубить.
Роль социального государства состоит в обеспечении социальной справедливости, равноправия, утверждении нравственных отношений между людьми.
После Второй мировой войны социальные права были закреплены в ряде между на родных а кто в: во Всеобщей декларации прав человека (1948), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейской социальной хартии (1961), а также в конституциях многих стран.
Положения о социальной функции государства развиваются в нормах современных демократических конституций, закрепляющих социальные и экономические права, основы экономической системы общества, а также в нормах текущего законодательства, особенно в сфере социального обеспечения индивидов.
Конституция РФ в ст. 7 видит задачи социального государства в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это возможно посредством пере*-распределения доходов между различными слоями общества через установление целесообразной системы налогов, государственного бюджета, финансирования социальных программ, поощрения благотворительной деятельности, воздействия на процесс ценообразования.
Конституция РФ закрепляет основные направления социальной политики Российского государства. В их числе: охрана
§ 7, Конституционные основы социальных отношений205
труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Решение стоящих перед государством социальных задач зависит от состояния экономики. Трудности, стоящие перед социально ориентированным государством, заключаются в соблюдении баланса между свободной экономикой и определенными способами воздействии на распределительные процессы в духе справедливости. Стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается неоправданное вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства. Выполняя социальную функцию, государство должно соблюдать меру, которая воспрепятствовала бы освобождению индивида от личной ответственности за свою судьбу. Государство должно использовать экономические, а не административно-командные методы, решая задачи в социальной сфере.
Баланс между рыночной свободой и воздействием государства на экономик}' в целях решения социальных задач труднодостижим. Обеспечение высоких социальных расходов путем повышения налогообложения со временем становится тормозом развития производства. Это влечет вынужденное сокращение социальных программ. Затем наступает период, требующий увеличения социальных расходов в связи с ростом необеспеченности части общества. Поиск баланса между непрерывным ростом народного богатства, развитием производства с расширением социальной функции государства — важнейшая проблема современности.
В начале 1990-х гг. российское правительство осуществило переход к рыночной экономике. Социальная политика и социальная сфера общества перестали быть не только приоритетными в плане преобразований, но и самостоятельным и существенным направлением деятельности государства. Развитие социальной сферы либо улучшение каких-то ее отдельных показателей (уровень доходов населения, допустимый уровень безработицы, здоровье населения, жилищное строительство) даже не назывались в качестве целей как краткосрочных, так и долгосрочных реформ. Социальные последствия и издержки
206 Глава 7, Основы конституционного строя Российской Федерации
реформ стали тормозом на пути дальнейших политических и экономических преобразований, которые были невозможны из-за общего снижения уровня человеческого потенциала в обществе вследствие ухудшения здоровья, роста смертности, низкого уровня рождаемости, снижения численности населения, люмпенизации, распространения антиреформаторских настроений.
Экономический рост зависит от уровня образования, квалификации, численности, состояния здоровья, экономической и политической активности населения. В связи с этим в настоящее время большое значение уделяется именно укреплению социальной функции, социальной политике Российского государства, что находит воплощение в национальных программах, направленных на решение социальных, демографических проблем, остро стоящих в российском обществе.