Конституционные основы экономических и социальных отношений в Российской Федерации

Экономические и социальные основы необходимы для обеспечения достойного уровня жизни населения, укрепления российской рыночной экономики и создания условий для благоприятного развития каждой отдельно взятой личности.

Экономическими основами российского государства являются:

Свобода экономической (хозяйственной) деятельностипроявляется в беспрепятственном создании юридических лиц, осуществляющих хозяйственную (коммерческую и некоммерческую) деятельность, способствующую развитию различных секторов экономики. Ведение предпринимательской деятельности может быть ограничено на основании ФЗ и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обороны государства и др.

Граждане могут осуществлять хозяйственную деятельность и без образования юридического лица, например в форме личных подсобных хозяйств, ведении дачного хозяйства. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей па основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, ФЗ 2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" и др.

Разнообразие и равенство всех форм собственности, ее неприкосновенность.Согласно ст. 8 Конституции РФ, в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Т.О., имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, МО.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения могут устанавливаться лишь законом. Им определяются виды имущества, которые могут находиться только в гос. или муниципальной собственности (лесные участки в составе земель лесного фонда, водные объекты).

Поддержка и защита конкуренцииосуществляется на основе антимонопольного законодательства. Конкуренцией называется соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

ФЗ 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" направлен на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранение противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Законом запрещено:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· некорректное сравнение хоз. субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами и др;

Единство экономического пространстваи свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. На территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов или каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (вещества, оружие и др.).

Социальные конституционные основыотражаются в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ -социальное государство, главной задачей политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основами являются:

Охрана здоровья и система здравоохранения.В ст. 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

Охрана здоровья граждан - это система мер различного характера, осуществляемых органами гос. власти РФ, субъектов РФ, органами МС, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека. (ФЗ 2011 "Об основах охраны здоровья граждан РФ", "Об обязательном медицинском страховании РФ".

Основными принципами охраны здоровья являются:

соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; врачебная тайна и т.д.

Основы трудовых прав и охраны трудазаложены в ТК РФ. Конституционными гарантиями в этой сфере является МРОТ, свобода выбора собственной профессии и рода деятельности, трудовые гарантии, гарантии при увольнении.

При осуществлении трудовых функций должны быть соблюдены стандарты, которые утверждаются в сфере охраны труда. Кроме этого закон обязывает работодателей обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников и т.д.

Охрана института семьи, социально незащищенных граждан и система их поддержки и социальных служб.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). Важными принципами охраны являются обязательная забота о детях со стороны родителей и государства, и забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях.

ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".( там же порядок и условия назначения выплаты, сумма в акте каждого субъекта и т.д). Социальное обеспечение гарантируется каждому по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пенсионное обеспечение. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Самой распространенной пенсионной гарантией является трудовая пенсия, т.е. ежемесячная денежная выплата, осуществляемая в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных лицом в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

28. Конституционно-правовой институт основ правового статуса личности в Российской Федерации: понятие, структура, конституционные принципы взаимоотношений между личностью и государством.

Важное место в системе КПР занимает институт – Основы правового статуса личности в РФ (гл. 2 К.РФ). В соответствии со ст. 2 К.РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» являются синонимами.

Правовой статус личности – совокупность основополагающих прав, свобод и обязанностей индивида, а также совокупность гарантий их соблюдении, закрепленная всеми без исключения отраслями права.

Понятие «основы» включает в себя следующие элементы:

1) правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, главное, что необходимо для распространения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица;

2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод;

3) основные права, свободы и обязанности. То есть те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту (жизнь, здоровье, защита).

Конституционные принципы правового статуса личности в РФ.

На конституционных принципах правового статуса личности базируется вся система прав и свобод человека и гражданина. Так как они закреплены в Конституции РФ, они являются незыблимыми.

Принципы правового положения человека – это признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя их которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Данные принципы определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Принципы пронизывают все права человека. Ими являются:

1.Провозглашение человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст.2).

2.Равноправие (ст.6, 19):

· равенство перед законом и судом;

· независимо от национальности, языка, религиозных мировоззрений и т.д.;

· мужчин и женщин.

3.Соответствие статуса личности общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.15, 17).

4.Неотчуждаемость основных прав и свобод.

5.Принадлежность каждому прав и свобод человека от рождения – естественный характер прав и свобод.

6.Не нарушение прав и свобод человека, аналогичных прав других лиц.

7.Непосредственно действующий характер прав и свобод человека и гражданина (ст.18).

8.Ограничение прав человека возможно только на основании ст.55 Конституции РФ (права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.).

Понятие, содержание, основные принципы российского гражданства. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве, их полномочия.

Гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства.

Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство РФ, являются паспорт гражданина РФ; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство.

Принципы гражданства в Российской Федерации:

1. каждый человек имеет право на гражданство - иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство РФ.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство РФ, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др.

3. Гражданство РФ является единым. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики. Конституции соответствующих республик (Калмыкия) также закрепляют свое республиканское гражданство, существующее в единстве с гражданством РФ. Статья 22 Закона о гражданстве закрепляет, что прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в составе РФ.

4. Сокращение безгражданства. Статья 7 устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства. Данный принцип реализуется и к детям, родившимся на территории РФ от лиц без гражданства, - они являются гражданами РФ.

5. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права его изменить. Данный принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Закон «О гражданстве СССР» 1978 г. установил такие основания: «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или гос. безопасности СССР».

6. Принцип двойного гражданства. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с ФЗ или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено ФЗ или международным договором РФ (ст. 62 Конституции РФ).

7. Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ (ст. 4).

8. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами(ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Статья 5 Закона содержит положение о том, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать гражданам РФ в обеспечении им возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами России, в защите их прав и охраняемых законом интересов, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан РФ.

9. Сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака. Заключение и расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой автоматического изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.

10. К числу принципов гражданства Российской федерации м.б. отнесен такой институт, какпочетное гражданство, которое предоставляется Президентом лицу, не являющемуся гражданином, но имеющему выдающиеся заслуги перед РФ или миром.

ФЗ «О гражданстве РФ» ст. 28. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ:

1) Президент РФ;

2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы – ФМС РФ;

3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ – МИД РФ.

Наши рекомендации