Конституционные основы публичной власти
Республиканская форма правления. Согласно ст. 1 Конституции РФ Россия — государство с республиканской формой правления. При республиканской форме правления все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением в Российской Федерации.
Республиканская форма правления имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную.
Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер-министра, а также жесткое разделение властей.
Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.
В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.
В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате. Участие главы государства — президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.
Президент в парламентарной республике избирается не народом, а, как правило, парламентом или особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Он не обладает существенными полномочиями и не влияет на политический процесс,
1 См.: Ефимов В, И. Власть народа в России. М.> 1996. С. 831.
4.-Конституционные основы публичной власти175
осуществление государственной власти. Все его действия должны быть санкционированы правительством.
В парламентарной республике государственная власть фактически сосредоточена у правительства, которое, имея поддержку парламентского большинства, всегда может провести через парламент нужный законопроект и даже распустить парламент. Президент не вправе издать ни одного акта без подписи председателя правительства.
Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.
Конституция РФ не определяет разновидность республиканского правления. Анализ ее содержания позволяет сделать вывод, что форма правления в Российской Федерации является смешанной, сочетающей черты как президентской, так и парламентарной республики. По своей сущности форма республиканского правления в Российской Федерации является президентски- парламентарной, с доминирующим положением президента в структурах власти. Президент РФ является главой государства, обладающим значительными полномочиями, избирается народом посредством всеобщих равных и прямых выборов. Перечисленные признаки характерны для президентской республики.
В то же время в Российской Федерации есть должность Председателя Правительства РФ. Президент может распустить Правительство РФ. Сказанное характерно для парламентарной республики.
Смешанные формы правления имеют свои положительные стороны, которыми являются стабильность управления государством, уменьшение возможности частой смены правительства из-за распада партийных коалиций в парламенте.
В то же время есть и отрицательные стороны смешанной формы правления. Это снижение роли институциональных факторов в политической системе государства, которая все более зависит от личности, занимающей должность президента: склонность некоторых представителей президентской власти к авторитаризму, волюнтаризму: нарушение единства структур управления и возникновение новых видов коллизий и несогласованностей между органами государственной власти.
Разделение властей. Возникновение разделения властей было обусловлено борьбой крепнувшей буржуазии прогни феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Идею разделения властей впервые выска-
176 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
зал Дж. Локк. Именно у Локка почерпнул эту идею Ш. Л. Монтескье. Он видел в идее разделения властей гарантию свободы личности, без которой немыслима демократия. В каждом государстве, писал Монтескье, есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые имеют достаточно определенную компетенцию. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия: В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.
Последовательно рассмотрев каждую из указанных властей, а также различные их взаимные комбинации, Монтескье пригнел к выводу: главная опасность для свободы граждан заключается н объединении всех трех властей в одних руках, которое делает гражданина совершенно беззащитным перед лицом государства. '<Все погибло бы. если бы в одном и том же лице ид и учреждении,., были соединены эти три власти»1.
Фундументальное значение имеет положение Монтескье о том, что объединение законодательной и исполнительной властей ведет к абсолютизму, а потому в принципе они должны быть отделены др\ч от друга. Главной задачей судебной власти Монтескье называл шииту прав граждан. Какая-либо форма ее зависимости ведет к тирании. Все эти власти — законодательная, исполнительная и судебная —- находятся в тесной взаимозависимости и взаимодействии друг с другом, в результате чего на практике они ограничивают друг друга.
Суть разделения властей — в обеспечении зашиты свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан иди отдельным должностным лицом.
Концепция разделения властей получила развитие в трудах Ж. Ж. Руссо. В отличие от Монтескье Руссо считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти — особые проявления единой власти народа. Заслугой Руссо является указание на народ как на источник власти.
Взаимосвязь этих двух концепций была подчеркнута в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.:
1 Монтескье Ш. Л. О духе законов// Избр.соч. М.. 1955. С. ЙОД—291.
§ 4. Конституционные основы публичной власти177
«Всякое общество, в котором: не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции». Сочетание названных двух подходов получило развитие в Конституции США, которая закрепила- принадлежность власти народу Соединенных Штагов и осуществление ее путем распределения полномочий между органами государства.
Модель организации власти, которая была предложена Монтескье, можно назвать горизонтальным разделением властей. Она выдержала проверку временем и стала краеугольным камнем современного конституционализма в демократических государствах. Конституции практически всех стран мира закрепляют этот принцип, ставший неотъемлемым признаком демократического правового государства.
В федеративных государствах кроме горизонтального разделения властей существует и вертикальное разделение, под которым понимается разделение полномочий между федерацией и ее субъектами.
Концепция разделения властей была и остается предметом острых дискуссий. Спор ведется по поводу соответствия идеи разделения властей принципу неделимости и неотчуждаемости народного суверенитета. Следует ли понимать разделение властей как их противопоставление друг другу или как определенное взаимодействие в рамках единой политической системы? Возможно ли реальное проведение разделения властей или следует говорить о разделении функций одной власти? Существует ли четвертая власть? И что следует понимать под ней: избирательную власть, контрольную власть, власть СМИ?
Несмотря на разные суждения о конкретном содержании принципа, можно выделить ряд общепризнанных основных положений, присущих ему.
1. В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти — законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.
2. Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных законах государства.
3. Всё три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы сдер-
178 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
жек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.
4. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма.
Законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание РФ, а в субъектах РФ — законодательные (представительные) органы государственной власти.
Исполнительная власть в Российской Федерации в целом принадлежит Правительству РФ, а в субъектах РФ — президентам, губернаторам и правительствам субъектов РФ- Судебную власть на федеральном уровне осуществляют: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. На регионально-республиканском уровне действуют конституционные суды (в республиках), уставные суды (в краях и областях, в автономной области, автономных округах), суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи.
К какой ветви власти относится Президент РФ? Многие авторы делают вывод о существовании в России четвертой власти — президентской1.
Возникает вопрос: может ли одна ветвь государственной власти осуществляться несколькими государственными органами? Безусловно, да. Примером тому служит судебная власть, осуществляемая федеральными судами (Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ) и судами субъектов РФ (конституционными судами, мировыми судьями).
В связи с этим можно предположить, что и Президент РФ входит в систему исполнительной власти.
Кроме горизонтального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в Российской Федерации существует вертикальное разделение властей. Оно заключается в разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами
1 См.: Козлова Е. И., Кутафий О. Е, Конституционное право России. М.. 2002. С. 396; Чеботарев Г. Н. Принципы разделения властей в конституционной системе Российской Федерации: автореф. дне. ... Д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 25.
§ 4. Конституционные основы публичной власти179
государственной власти ее субъектов, а также между ними и органами местного самоуправления.
Здесь необходимо оптимальное сочетание централизации в решении общих вопросов федерации и ее субъектов с самостоятельностью как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Чрезмерная централизация порождает бюрократизм, волокиту, подавляет инициативу и творчество. Чрезмерная децентрализация порождает сепаратизм субъектов федерации и муниципальных образований, разрушает государственность-Реализация разделения властей во многом определяется формой правления. Наиболее последовательно разделение властей проводится в президентской республике, где существует четкое разделение полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, дополненное системой сдержек и противовесов.
В государствах с парламентарной формой правления обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной и исполнительной власти. Однако баланс между ними обеспечивается возможностью парламента выразить недоверие правительству. Данное полномочие парламента уравновешивается правом главы государства распустить парламент. В смешанной, презилентско-парламентарной республике также есть свои особенности. Так, Президент РФ обладает широкими полномочиями, возможностью в определенных Конституцией РФ случаях распустить парламент, перед которым он в свою очередь также несет ответственность-Признание и гарантирование местного самоуправления (муниципальная влаеть). Конституция РФ, провозглашая единственным источником власти в России ее многонациональный народ, называет организационные формы осуществления народом своей власти. Как указано в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократическое государство немыслимо без местного самоуправления; демократия как форма государства произрастает из местного самоуправления и укрепляется им,
В связи с этим важнейшей основой конституционного строя является признание местного самоуправления, принятие действенных мер по обеспечению его осуществления. Поэтому Кон-
80 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
ституция РФ провозглашает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12).
Местная общественная инициатива - естественное проявление свободы личности, неотъемлемое условие существования свободного общества.
Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочии самостоятельно (ст. 12). Тем самым гарантируется свободное осуществление гражданами собственных инициатив в решении любых социальных вопросов, имеющих локальный характер. Локальные социальные задачи — вопросы общественной жизни, преломленные через призму местных особенностей. Главное, что они касаются граждан, связанных общими интересами но месту жительства и образующих в силу этого местный коллектив, муниципальное образование.
Сколько-нибудь заметное решение названных задач с учетом местных особенностей невозможно, если используется сугубо централизованная система осуществления государственной власти. Необходимо, чтобы государство признало местную социальную самоорганизацию, оказало ей поддержку. Без местной социальной самоорганизации полный и своевременный учет местных текущих потребностей жителей при решении социальных задач осуществляться не будет.
Острым оказывается и вопрос о взаимоотношениях территориальных органов государственной власти и местных коллективов. Признание местных коллективов в качестве субъектов публичной власти предполагает, что органы местного самоуправления, будучи организационной формой общественной самодеятельности, в то же время обладая правом принятия правовых актов, представляют государственную власть на местах, помогают осуществлять полномочия территориальным органам государственной власти.
Вместе с тем местные коллективы в силу специфики создания и функционирования не являются и не могут являться органами государственной власти. Поэтому-то появляются основания для признания их субъектами муниципальной власти. Конституция РФ делает существенную оговорку о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Упомянутое конституционное положение часто ошибочно трактуется как полная независимость местного самоуправления от государства. В действительности вряд ли возможно выведение
§ 4. Конституционные основы публичной штаги 181
органов местного самоуправления из системы осуществления государственной масти, которую с учетом закономерностей сушествования и функционирования местного самоуправлению не следует отождествлять с системой органов государственной власти. История и практика Российской Федерации и других государств показывает, что местное самоуправление по своей сути является специфической (локальной) организационной формой участия граждан в управлении делами государства. Органы государственной власти не могут приказывать органам местного самоуправления, что отнюдь не означает отсутствие административного контроля первых над вторыми.
В то же время специфика местного самоуправления не позволяет осуществлять государственный контроль над целесообразностью принимаемых муниципальными органами решений. Органы государственной власти, поощряя общественную инициативу, контролируют только законность принимаемых органами местного самоуправления решений. Цель контроля — недопущение нарушений прав граждан, которые могут иметь место также в случае использования муниципальных полномочий недобросовестными лицами для совершения асоциальных действий.
Парадокс в том, что без признания государством местное самоуправление утрачивает публично-властны и характер и перестает быть собственно местным самоуправлением. Вместе с тем непризнание местного самоуправления не позволяет государству быть демократическим. Оно оказывается жестко централизованной публичной организацией, не приемлющей проявление гражданской активности в повседневном и реальном решении социальных задач на местах. В таком случае конституционный строй испытывает кризис либо отсутствует вовсе.
Конституционная характеристика Российской Федерации как правового государства. На протяжении всей истории человечества идея правового государства так или иначе становилась предметом исследования философов, историков, социологов, юристов различных эпох. Одним из ранних свидетельств тому являются труды древнегреческого философа Платона, отмечавшего, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, неизбежна гибель государства»; только там, «где закон — владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». В том же ключе рассуждал и Аристо-
182 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
тель, подчеркивая, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права; там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».
Существенной вехой в разработку идеи правового государства являются XVII—XVIII вв. В этот период были сформулированы основные положения концепции правового государства, развитые в научных трудах Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, III. Л. Монтескье. К. Гельвеция, П. Гольбаха и др. В развитие этой идеи были сформулированы теория естественного права, выразившая основные принципы гражданского общества, концепция разделения государственной власти, идея всеобщего естественного равенства людей, впервые обоснован перечень естественных прав человека и т. д.
В изучение идеи правового государства существенный вклад внес И- Кант, понимавший под государством соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве же важнейшего признака государства философ называл верховенство закона, подчеркивая при этом, что рассматривает не государства, существующие в действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с принципами права».
В развитие названной идеи значительный вклад внесли и отечественные ученые-юристы: С. А. Котляревский, Н. М. Коркунов, Б. А. Кистяковский, И. В. Михайловский, Г. Ф. Щершеневич и др. Так, Б. А. Кистяковский полагал, что в силу самой природы государства для него существует принудительная необходимость основываться в своей деятельности на праве. Предоставляя государству опору, право вместе с тем постепенно обязывает его самого следовать правовым предписаниям и не-рушимо их соблюдать. Следуя этим путем, право с течением времени все больше и больше расширяет свое господство над государством- В результате право подчиняет государство и превращает его в «современное конституционное или правовое государство».
Другой русский ученый, Г. Ф. Шершеневич границу между правом и произволом видел в том, что «право есть правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью, его устанавливающей». Если же государственная власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать, а действует в каж-
§ 4. Конституционные основы публичной власти183
дом конкретном случае по своему усмотрению, то право сменяется произволом.
Наконец, И. В. Михайловский писал, что государственная власть имеет право, а нередко и обязана применить силу для воздействия на нарушителей правопорядка. Это применение права может иметь «самые резкие формы». Но все такие меры только тогда могут произвести на население «благоприятный психологический эффект», когда власть не будет забывать прекрасной поговорки: право должно быть сильным, но для того, чтобы быть сильным, оно должно быть правом.
На значительном отрезке времени (с 1918 по 1986 г.) в отечественной правовой мысли Российского государства идеи правового государства отвергались в силу господства идеологических установок. Возвращение же к исследованию концепции «социалистического правового государства» было положено в конце 1980-х гг., что было естественно в период «перестройки» и значительных демократических реформ.
Нынешняя Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1). Содержание этой конституционной характеристики включает следующие принципы;
— провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения (ч. 2 ст. 17);
— установление основ механизма гарантирование прав и свобод человека и гражданина: смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20); арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (ч. 2 ст. 22); никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. I ст. 47), и т. д.;
-- верховенство права и закона, в связи с которым можно выделить следующие аспекты этого принципа:
а) государственная власть действует лишь в пределах, установленных Конституцией РФ и законами, а значит, нормы права в равной мере обязательны и для граждан,- и для органов государственной власти и местного самоуправления, что формулируется в юридической науке как связанность государства правом';
184 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
б)Конституция РФ и закон должны соответствовать праву;
в)органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения;обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15);
— верховенство конституции по отношению к иным зако- нам и в системе нормативных правовых актов вообще. Конституция. РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российском государстве, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15);
— разделение властей. В Российской Федерации этот принцип впервые был отражен в Конституции РСФСР 3978 г. в редакции от 21 апреля 1992 г.: «Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями... и местным самоуправлением» (ст. 3). Действующая же Конституция РФ несколько иначе закрепляет этот принцип: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).
Как отмечалось в ряде решений Конституционного Суда РФ, разделение властей закрепляется в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т. е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно —- их взаимодействие (постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 1998 г. № 16-П);
—наличие независимого суда.. Конституция РФ провозгла- шает независимость судей и их подчинение только Конституции и федеральному закону, сменяемость судей и их неприкосновенность (ч. 1 ст. 120, ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 122). Иными слова-
§ 4 Конституционные основы публичной власти185
ми, при рассмотрении того или иного дела судья должен руководствоваться только Конституцией РФ и законом, а также собственным правосознанием;
— наличие правовой культуры. В основе этого принципа лежит- убеждение в необходимости следования Конституции РФ и законам Российского государства и в их приоритетном значении для регулирования разнообразных общественных отношений.
В целом следует отметить, что, несмотря на характеристику Российской Федерации как правового государства, в действительности реализация многих из рассмотренных выше принципов затруднена.
Политическое многообразие. Политическое многообразие (плюрализм) представляет собой правовое состояние идеологической свободы в политической сфере общественной жизни. Оно закреплено в ч. 3 ст. 13 Конституции РФ и гак же. как и идеологический плюрализм, составляет одну из основ конституционного строя. Политическое многообразие тесно взаимосвязано с идеологическим. Оно возникает в результате реализации лицом права на идеологический плюрализм в политических отношениях.
Все политические отношения снизаны с участием лица в управлении в той или иной форме делами государства. Однако не все политический отношения составляют содержание политического плюрализма. К таковым относятся две группы отношений: во-первых, опосредующие свободу и неприкосновенность политических убеждений лица, во-вторых, опосредующие формы и способы реализации данной свободы лицом индивидуально и совместно с иными лицами.
Политическое многообразие, таким образом, можно определить как конституционно-правовое состояние общества и государства, основанное на признании за каждым л и ном права на идеологический плюрализм, опосредующее свободу и неприкосновенность политических убеждений лица, а также коллективные и индивидуальные формы и способы реализации данной свободы в политических общественных отношениях.
Состояние политического многообразия предполагает признание за каждым лицом права на политический плюрализм, которое может быть реализовано в различных формах и разнообразными способами. Важнейшими формами реализации права на идеологический плюрализм являются: объединения лиц в
186 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации
политические партии, публичные политические мероприятия., коллективные и индивидуальные политические обращения, иные институты непосредственной демократии.
Реализация права на политический плюрализм через объединение с иными лицами регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Под общественным объединением в данном Законе понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут быть созданы как непосредственно путем объединения физических лиц, так и посредством объединения юридических лиц — общественных объединений в различных организационно-правовых формах. К их числу Закон относит: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии. По территории действия различаются общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Кроме того, Законом предусмотрена возможность существования международных общественных объединений.
Специально статус политических партий как организационно-правовой формы общественного объединения определяется Федеральным законом от II июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Под политической партией в нем понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Закон «О политических партиях» устанавливает обязательные требования, касающиеся создания я деятельности политических партий: численность членов партии; минимальное количество и численность членов региональных отделений более чем в половине субъектов РФ; государственная регистрация партии; организация руководящих и иных ее органов; финансовая деятельность партии. Целью создания и деятельности политической партии в соответствии с Законом является участие в управлении делами государства, в политической жизни всей
§ 5. Конституционные основы федеративного устройства187
страны. По этому поводу Конституционным Судом РФ были высказаны две правовые позиции (постановления от 15 декабря 2004 г. № 18-П и от 1 февраля 2005 г. № 1~П). В постановлении № 18-П Суд отметил, гго Конституция РФ не допускает создания политической партии по национальному и религиозному признаку. Цель создания и деятельности политической партии — исключительно политическая. В постановлении № 1-П высказана позиция о том, что политические партии могут создаваться и осуществлять свою деятельность только на территории всей Российской Федерации. Учреждение партий на уровне субъектов РФ недопустимо.
Контроль за деятельностью политических партий на предмет ее соответствия законодательству Российской Федерации, целям и задачам партии, заявленным в ее уставе, осуществляется Минюстом России. Вместе с тем' Закон не допускает вмешательства непосредственно в деятельность политической партии. В случаях, предусмотренных Законом, на политическую партию возможно в судебном порядке возложить конституционно-правовую ответственность в виде приостановления ее деятельности или ликвидации.