Функции и прерогативы публичной власти. Формы публичной власти.

Билет № 1

Централизация и децентрализация в унитарных государствах.

Унитарное гос-во (больш-во гос-в) – единое, цельное, слитное гос-во, состав. части кот. не обладают полит. самост-тью; характ-ется единством гос. власти, отсут-ем территор. разделения властей.

Признаки:

1. Государственная власть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти

-действует одна К., единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, проводится обязательная для всех адм.-территор. единиц общая налоговая, а также кредитная политика

2. Административно-территориальные единицы: образуются, изменяются, реформируются «сверху».

- Составн. части не обладают гос. суверенитетом: не имеют своих законодат. органов, самост. воинских формирований, внешнеполит. органов и др. элементов государственности.

3. Наличие выборных ОВ: не обязательно

4. Определение полн-ий и механизма формирования территориальных ОВ - законом («сверху»)

- Центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью ОГВ на местах

5. Издание правовых актов: сфера действия определяется законом или судами («сверху»)

6. Атрибуты государственности: Нет; иногда – собственная символика

7. Степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе - унификация

8. Примеры: Франция, Аргентина, Швеция, Дания, Япония

Виды

1) Простые (только из административно-территор. единиц - Польша, Колумбия)

2) Сложные (в составе одно или несколько автоном. образ-ий - Дания, Китай, Италия).

Админ.-террит. деление: включает разное число ступеней, звеньев: в некоторых существует двухзвенное АТД (Болгария), в отдельных - четырехзвенное (Франция).

Роль унитарной формы гос-ва.:

Форма дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра,

Форма способствует ускорению экон. и культурного развития страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности,

Управлять таким гос-вом проще (один уровень гос. власти).

Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные гос-ва были преобразованы в унитарные (Индонезия, Ливия, Камерун).

Унитарная форма удобна для управленческих бюрократических структур, ее предпочитают авторитарные режимы.

Централизованное унитарное гос-во

- не предполагает существования в рамках страны к-л местной автономии. (В Анголе каждая из 18 провинций управляется назначенным комиссаром, по должности являющимся членом правительства)

- Властные и управленческие функции осуществляются искл. назначенными сверху администраторами.

- Отсутствуют рег. и мест. выборные органы власти и управления, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющие собственные полномочия по решению ВМЗ.

Ресурсы

Персонал – центральный эл-т.: мун. служащие и РБС. Правовое регулир-е мун. сл-бы: ФЗ, зак. S РФ и УМО.

Технологии (нормы и правила, тех.ср-ва) и техника, с пом. кот. вх-щие эл-ты преобр-ся в вых-щие.

Внешн. среда - факторы, воздействующие извне: с-ма факторов, кот-е независимы от МА, но оказывают на нее сущ-ое влияние: это полит., экономич., соц. и юридические воздействия.

ВС прямого воздействия(микроокрж-е): фед. ОГВ, обл. ОГВ, п/о МСУ, налогоплательщики, полит. п-тии и об-ные объед-я, насел-е – главный S оценки рез-тов деят-ти МА и потреб-ль.

ВС косвенного воздействия:

× Геогр.среда (естеств. и искусст.), вляющая на: времен. режимы раб-ы; типы и арх-ру зд. и соор-й; стр-ру потребностей и сп-б их удовл-я. . Биосфера . Техносфера

× Народонас-е, его плот-ть, демогр. и соц. с-вы: влияет на размещ-е предп-й, их расходы на сод-е перс-ла

× Социокульт. ф-ры: к-ра, НТП, полит. ф-ры, междунар. обст-ка, мировая эк-кая конъюнктура

Х-ки внеш. среды: сложность, полиф-рность, непредсказуемость, подвижность.

Билет № 2

А их проекты готовит АМО, исполняет тоже АМО

5) опр-ие порядка упр-ия и расп-ия мун. имуществом, прин-я реш-й о созд-и, реорг-ии и ликв-ии МУП и учр-ий, участия МО в орг-циях межд. сотр-ва; порядка матер.-технич. и организац. обеспе-я деят-ти ОМСУ;

Билет №3

Унитарное государство

Унитарное государство характеризуется единством государственной власти, т.е. отсутствием территориального разделения властей. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих админ.-терр. единицах МСУ. В относительно децентр. унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью ОМС, который проводится с помощью чиновников, которые назначаются центральной властью. Значительная часть современных унитарных государств децентрализованы, но это не стирает юр. различий между унитаризмом и федерализмом. Децентрализация четко отличается от федерализма в том смысле, что децентрализованные сообщества, в отличие от государств - членов федерации, не обладают никакой властью самоорганизации: все имеющиеся у них компетенции переданы им - и могут быть изъяты - центральным законодателем или конституантом.

Таким образом, унитарное государство управляется из центра, который является единым по отношению к территориям, даже если он внутренне дифференцирован. Территориальные сообщества и их органы власти в унитарном государстве не только не имеют собственной государственности и собственного законодательства, - они не могут также участвовать в законодательной или судебной деятельности центра. Деятельность территориальных органов власти и управления по существу сводится к исполнению, в рамках которого возможна разная степень самостоятельности.

В рамках этой общей схемы фактические полномочия рег. и местных ОВ в унитарных государствах могут существенно различаться. Встречаются важные различия даже в рамках одного государства, если сравнить статус обычных административно-территориальных единиц и статус автономных образований.

Автономия - учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Особый статус автономии: фин.-эк. привелегии, допполномочия в нац.культуре, особая стр-ра ОВ.

Федерация

это устойчивый союз государств, самост-ых в пределах распределения м/у ними и центром компетенций, имеющих собств.е З, И и С органы и, как правило, К, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этнич. составе населения гос-ва, историч. процессами и географ. положением. По своему устройству ф. очень различны, но существует ряд характ. признаков для большинства ф. Ф. — это единое союзное гос-во, состоящее как мин. из 2 ед., в некоторых случаях за ними признается статус отн-но самост. гос-тв. Составн. гос. обр-ия - S федерации (штаты, респ-ки, кантоны, земли, провинции и др.) S федерации частично обладают гос. суверенитетом, частично делегируют его центр. органам федерации, в их границах существует свое адм-но-террит. разделение. Также, S федерации м. включать в свой состав террит. и экстеррит. автономии.

В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные (основаны на союзе) и автономные ф. (основаны на автономии). Если ф. основана на союзе, S сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава гос-ва (СССР, Эфиопия). В автономных ф. суверенитет S значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава гос-ва (США, Швейцария). Ф. такого типа во многом схожи с унитарными гос-вами, где адм.-террит. ед-ам представляется полит. автономия.

2) Ф.строятся на разных принципах, в связи с этим существуют нац., террит. и национально-территориальные ф. Нац. федерации строятся по этнич. принципу, население S нац. ф. отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение (Бельгия и Эфиопия, в прошлом СССР, Югославия, Чехословакия). В основе террит. ф. находится разделение территории на S. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких ф. обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества (США, ФРГ). В нац/-террит. ф-ях одни S построены по террит-у, др. - по нац. принципу (РФ).

3) Сегодня все чаще ф. разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные гос-ва включают в себя только однородные, равноправные S (Бразилия, Мексика, Аргентина). Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы: 1) помимо S ф., существуют еще и другие террит. образования, ими могут быть фед. округа или территории, владения (США, Австралия, Индия). 2) Ф. состоит из S, но они не являются однородными (РФ, кот. состоит из республик, краев, автономных округов и областей, областей, городов федерального значения). 3) ф., кот. состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации - «скрытая асимметрией» (Германия).

Федеративное государство по своей природе двойственно: это единое государство и, вместе с тем, это союз государств. Типологически чистая форма федерализма предполагает возникновение федерации в результате объединения нескольких самостоятельных государств (гос. образований). Именно на таком подходе основана правовая теория федерализма, где особое внимание уделяется первич. характеру государственности субъектов, которые лишь передают некоторые полномочия на фед. уровень. Однако, из 26 федер. государств, существующих в современном мире, только одна (!) федерация образовалась именно так и только так - Швейцария. Остальные федеративные государства или сочетали договорное формирование с централизованным присоединением других территорий (США), или формировались за счет федерализации унитарного государства (Австрия), или оформлялись как федерации в процессе деколонизации (Индия), или же фактически децентрализовались сверху, прибегнув в силу политической конъюнктуры к формально договорному процессу (Россия).

Таким образом, в современных федеративных государствах идея государственного единства преобладает над идеей союза; то же относится и к практике федерализма. Усиление этой тенденции позволяет говорить об унитарной федерации, где формальный федерализм прикрывает полновластие фед. центра и преимущественно хоз. и исп. функции ОВ S федерации.

С другой стороны, сама идея государств в государстве провоцирует сепаратизм. Избежать сепаратистских настроений, часто массовых, не сумела ни одна из существующих федераций, во многих случаях для сохранения единства федерации потребовалось использование военной силы (США, Швейцария, Россия, Индия и т.д.), а некоторые федерации благополучно распались или вынуждены были принять отделение одного - двух субъектов.

Конфедерация

форма объед-я государств, при кот. образующие этот союз гос-ва полностью сохраняют свою независимость, имеют собств. высшие и местные ОВ, ОУ и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения к-л цели. В случае с США и Швейцарией, конфедерация стала переходн. этапом на пути к образованию федерации - единого гос-ва.

Восприятие населением

привычными каналами и формами выражения обществ. мнения служат выборы органов власти, участие масс в законодательной, исполнительной, судебной деятельности, СМИ, собраниях, манифестациях и прочее.

Результаты мун. выборов демонстрируют стойкое негативное восприятие населением ОМС. Наиболее важными являются две проблемы: абсентеизм избирателей и голосование избирателей «против всех кандидатов». Эти два явления в электор. поведении избирателей достаточно стабильно блокируют форм-ие п/о МСУ и показатель того, что население не имеет др.возможности выразить своё отн-е к органам местной власти. Наиболее резко это проявляется в крупных городах.

1. Плохие ассоциации. = автомат.перенос населением в нынешние условия на нынешние ОМС своих соц.ожиданий, сформ-ых в социалист.обществе, причем неразреш-ть этих ожиданий по объект. соц.-полит. причинам естественно работает на формирование негатив. имиджа МСУ. Это положение требует понимания и професс. реагирования органов МСУ в целях формирования полож. противодействующей составляющей имиджа.

= перенос в обществ. мнении негативных проявлений в поведении отд. предст-й властных структур (коррупция, злоупотребление властью, хамство и т. п.), охотно тиражируемых в СМИ, на всех носителей властных полномочий, в т. ч. и местных функционеров (он также усугубляется трудным соц.-экономическим положением). Противодействие = открытость и гласность в работе органов МСУ, исключение любых случаев укрывательства нарушений, целенаправл. формирование положит. имиджа местных муниципалов на достойных примерах.

2. субсидиарный перенос ожиданий. = “нежелание” населения разделять в своем понимании ответственность за неоправданные соц. ожидания по уровням власти, предъявлении большинства этих ожиданий именно ближайшему уровню власти – ОМС. Трудность противодействия явлению со стороны ОМС: невозможность решения вопросов вышест.уровня компетенции и финансирования, с одной стороны, и моральная некорректность публичного снятия с себя ответ-ти за решение проблем своего населения, с другой. Видимо, разрешение этой проблемы лежит в поле муниц. просвещения населения и корпор. организационно-полит. и правовой работы мун. сообщества.

3. Феномен “отсутствия при наличии” – практическое отсутствие PR-предъявления обществу института МСУ в центральных СМИ. Этот факт бесспорен и связан напрямую с разгосударствлением и “демократизацией -деполитизацией” СМИ. Являясь “рабочим” институтом соц.-эк. развития населения МО, МСУ не представляет “острого” интереса для СМИ, тем более – центр-ых, за искл. сенсац. случаев. Наличие немногочисл., но достаточно професс. специализ. изданий по теории и практике МСУ (ряд журналов, газет) картины не меняет, поскольку предпослано огран. кругу мун. функционеров. В местных СМИ также практически отсутствует PR-предъявление МСУ как конституцион. института, будучи сведено к публич. предъявлению соц.-эк. деят-ти конкрет. местных ОВ.

Выход – в значительном усилении целенаправленной PR-активности по формированию корпоративного имиджа:

–информирование общественности о деятельности госоргана, о существе принимаемых решений, – мониторинг общественного мнения, – взаимодействие с территориями, – анализ и прогнозирование общественно-политического процесса, – гражданское просвещение и развитие у людей чувства сопричастности, – формирование положительного образа госоргана и вида госслужбы и т.д.

Здесь могут использоваться разнообразные инструменты коммуникаций: СМИ, компьютерные сети, агитация, пропаганда, технология воздействия на формирование общественного мнения и др.

Билет №4

Мотивация и стимулирование

Децентрализация

Эффективность

Разгосударствление

Билет №5

Билет №6

Мотивация и стимулирование

Децентрализация

Эффективность

Разгосударствление

Билет №7

Ограничения, связанные с МС

1) недееспособность или огран. дееспособность; 2) осуждения его к наказанию; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям; 4) наличия заболевания; 5) близкого родства или свойства, если предполаг непосред. подчиненность; 6) прекращения гражданства; 7) наличия гражданства ин. гос-ва 8) представления (под)ложных документов при поступлении на МС; 9) непредставления сведений или представления ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуществ. характера.

Запреты, связанные с МС

1) состоять членом органа управления коммерческой организации;

2) избрания или назначения на гос.должности или на должности гос. службы, мун.должность; оплач. выборную должность в органе профсоюза, аппарате избирательной комиссии МО;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в ОМС, избирательной комиссии МО;

5) получать вознаграждения от физ.и юр.лиц

6) выезжать в командировки за счет средств физ.и юр. лиц, за искл..

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении ОМС, избир. комиссии МО;

10) принимать без письменного разрешения главы МО награды, почетные и специальные звания;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений;

13) создавать в ОМС, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов ин. неком. неправит. организаций;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств ин. государств, межд. и ин. организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основные проблемы:

- несоответствие муниципальных служащих квалиф.требованиям для замещения должностей по уровню образования;

- незначительный % конкурсного замещения вакантных должностей МС (в 2010 в УрФО 12 % по к-су, без конкурса - 64 %);

- невыполнение требований фед. законодательства об организации доп. профессионального образования муниципальных служащих (в 2009 г. во всех S, в основном из-за финанс.проблем)

Прочие

- совершенствование и приведение рег. и мун. НПА в соответствие с фед.зак-вом (приведение в соответствие квалиф. требований, нормативное закрепление вопроса присвоения классных чинов муниципальным служащим – нет в Св.обл., изъятие устаревших и изъятых из оборота терминов, а также формулировок норм, выходящих за пределы компетенции)

- недост. финансирование для введения классных чинов на МС (дотационные бюджеты МО)

- методическое сопровождение принятия программ развития муниципальной службы в МО,

- из-за кризиса приостановление действия рег.программ развития МС (формирование эффект.механизма подбора и расстановки кадров, создание и использование кадр. резерва и резерва упр. кадров, а также совершенствование кадр. состава и результативности профес. служебной деятельности муниципальных служащих

- повышение эффективности деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе

- соблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов

- нарушений при проведении аттестации муниципальных служащих (несоблюдение сроков ознакомления муниципальных служащих с графиком проведения аттестации, отсутствие утверждения отзывов непосредственных руководителей, отсутствие независимых экспертов в составе аттестационной комиссии, а также включение в аттестационную комиссию в качестве независимых экспертов лиц, не являющихся специалистами в сфере муниципальной службы)

Билет №8

Тенденции

1. переход части ƒ к ОИВ

- 80-90% законопроект.деят-ти у ОИВ;

- в некот.странах (Фр.) тяжело протащить з-н без прав-ва

- сложность законотв.дея-ти требует большой квалификации, систематизации знаний

- передача полномочий (в т.ч. в сферах регулирования по НПА)

- временное делегирование полномочий по НПА

2. деградация представительской ƒ

отражение интересов населения все менее очевидно. Причина – агрессивная политика партий, сужение выбора у избирателя. но парламент все еще – ƒ гаранта демократии и противовес для исп.власти, народ.предст-во

3. развитие новых форм демократии (новые партии более близкие к населению)

4. профессионализм депутатского корпуса не на высоте.

Конституцией определен порядок формирования Совета Федерации, в который входят по должности главы администраций и председатели законодательных собраний субъектов РФ. Практика показала, что им трудно совмещать свою основную деятельность в регионах с работой в Совете Федерации. Это негативно отражается на законодательном процессе.

Чрезвычайно актуален в России вопрос, как соотносятся полномочия исполнительной и законодательной властей. Например, подсчитано, что президентские полномочия в 4 раза превышают парламентские.

Билет №9

9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для органов государственной власти и местного самоуправления.

главная причина “пробуксовки” реформ в России является не готовность к ним гос., рег. и мун. сл-их

Более 30 % госслужащих в аппаратах госвласти имели возраст 50 и более лет. При этом высшие и главные государственные должности замещают чуть более 1 процента лиц в возрасте до 30 лет. По оценкам экспертов, в течение ближайших 10 лет произойдет высвобождение более половины гос. служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

доля госслужащих, имеющих высшее профессиональное образование - 73 %. При этом только 40 % по специальностям эк. и управленческого профиля, 22 % - юридическое образование, 18 % - высшее техническое образование.

Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чьё профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности.

Затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей значительная разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащи­ми и работниками негос. сектора экономики. По экспертным оценкам, оплата труда главных менеджеров (руководители организаций и их заместители) в 10-15 раз, старших менеджеров (руководители структурных подразделений организаций) в 7-10 раз, менеджеров (специалистов) в 3-7 раза превышает оплату труда госслужащих, замещающих соотносимые должности. Это одна из причин оттока госслужащих в негосударственный сектор экономики.

Отсутствие “шкалы оплаты” равнозначных должностей федерального, регионального и муниципального уровня приводит к “перекосу” в оплате служащих, “утечке мозгов” на региональный уровень, что повышает “эффективное сопротивление” решениям федеральных органов.

И третье - оплата, начиная с губернатора и вниз по должностной лесенке, в различных субъектах Федерации оценивается по – разному, причем не на рубль или два, а в разы, ни размер территории, ни численность проживающего не ней населения, ни другие факторы практически не учитываются. Это снижает как престиж должностей, так и социальную защищенность специалистов на них работающих.

Модернизация государства объективно выдвинула в ряд политических приоритетов реформирование системы государственной службы. Обусловлено это тем, что построение демократического, федеративного, социального и правового государства требует создания целостной системы органов государственной власти и соответствующей системы государственной службы. В настоящее время в стране осуществля­ется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы Российской Федерации с обновлением сложившейся в данной сфере нормативно-правовой базы.

В этой связи необходимо отметить принятые Государственной Думой федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ, характеризующие новое правовое оформление гражданской службы как самостоятельного вида и являющиеся основой регулирования деятельности государственных гражданских служащих.

ФЗ-№79 ориентирован на превращение гос. службы в открытую систему, связанную с гражданами, их организациями и обществом в целом, находящуюся под эффективным общественным контролем и, одновременно, профессиональную по своему характеру, предполагающую отбор и продвижение кадров на основе открытых конкурсов, объективных процедур проверки и подтверждения деловых качеств.

Мировой опыт свидетельствует, что профессионализм и компетентность государственной службы являются главенствующими в системе принципов государственной службы всех высокоразвитых государств.

Важнейшим элементом, реализующем данный принцип, является механизм формирования кадрового состава гражданской службы. В этой связи, одна из глав ФЗ-№79 содержит нормы о принципах и приоритетных направлениях формирования кадрового состава гражданской службы, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации государственного служащего.

Достаточно подробно в ней регламентируются вопросы формирования кадрового резерва на гражданской службе.

Для привлечения на государственную службу высококвалифицированных специалистов из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений предусмотрена возможность заключения договора между представителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы.

В Законе впервые закрепляются основания для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, которые будут осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Устанавливается прямая зависимость карьерного роста служащих с результатами полученного ими дополнительного образования, что должно способствовать усилению их мотивации к обучению.

Вводится единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное образование гражданских служащих.

Но этого не достаточно и более детально нормы федерального закона развиваются в подзаконных нормативных правовых актах, проекты которых разрабатываются в настоящее время. Их около тридцати. Целый ряд положений Закона получил свое развитие в соответствующих указах Президента Российской Федерации.

Так, указами Президента РФ регулируется порядок присвоения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, проведение аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, порядок сдачи квалификационного экзамена и т.д.

Ясно, что изменение законодательства, направленное на повышение его правового качества и улучшение самой деятельности по осуществлению функций государственного управления, автоматически не приведет к желаемым улучшениям. Одна лишь разработка и принятие нормативных актов не изменят нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества. Реальное положение дел во многом зависит от конкретных людей, работающих в органах власти и управления, от их профессионализма, способности, знаний и умения решать конкретные задачи, относящиеся к их уровню компетенции и ответственности.

Современное состояние и тенденции развития государственной службы характеризуются значительным количеством накопившихся проблем и противоречий. Обобщенно их можно связать как со становлением государственности Российской Федерации, незрелостью гражданского общества, нестабильным состоянием экономики, так и с непоследовательностью кадровой политики в сфере государственной службы, выражающейся в высокой текучести кадров, в том числе вследствие частых изменений структуры органов исполнительной власти, а также структуры аппаратов государственных органов.

Фактически речь идет о развитии и реализации государственной кадровой политики в сфере государственного и муниципального управления, где наряду с проблемами формирования кадрового состава, карьерного продвижения, борьбы с коррупцией, социальной поддержки и многого другого, особое значение придается профессиональному и непрерывному обучению кадров и, более того, - их воспитанию.

наиболее значимые вопросы:

каковы современные требования к профессиональному обучению, подготовке кадров, в условиях создания целостной системы органов государственной власти, перераспределения полномочий и соответствующей системы государственной службы;

в чем особенности обучения персонала для государственного, регионального, муниципального аппарата;

кто осуществляет эту подготовку, уровень качества образовательных услуг в данной сфере и многое другое?

При этом в подавляющем большинстве субъектов не создана единая система формирования заказов на подготовку специалистов. Отсутствует единый центр приема, обобщения, размещения заказов образовательных учреждений. Каждый орган госвласти автономно определяет и размещает заказ.

Только 51 процент студентов Сибирской академии госслужбы в 2003-2004 годах проходили практику в своих регионах, 49 процентов там, где академия. После окончания ВУЗов устраиваются на работу в органы госвласти 13-15 процентов.

По мнению участников “круглого стола” эффективность использования бюджетных средств на целевую подготовку чиновников в Новосибирской области - 12 процентов, в Хакасии - 23, Бурятии - 14, Туве - 20. Конечно, можно спорить: 10 или 20 процентов, но абсолютно ясно - система действует не достаточно эффективно.

Дискуссии выявили, что система профессионального обучения кадров для государственной службы, закрепленная соответствующим нормативно-правовым образом, должна быть представлена:

- специальными государственными образовательными стандартами и образовательными программами, сориентированными на государственное и муниципальное управление по отдельным специализациям;

- учебными учреждениями, получившими право на подготовку государственных и муниципальных служащих;

- соответствующими органами управления в данной сфере.

С одной стороны, эта система может являться составной частью общей системы образования, но, с другой стороны, ей должна быть присуща определённая специфика всех названных элементов.

Необходимо учесть:

- тенденции развития образования в мире в целом и направленность реформы образования в России. Каким образом может сказаться введение двухуровневой системы бакалавриата и магистратуры на содержание программ обучения и карьерное продвижение служащих и др.?

- последствия предстоящего принятия законов об изменении организационно-правового статуса образовательных учреждений (имеются ввиду проекты законов о государственном автономном учреждении и о государственной автономной некоммерческой организации);

- очень важным является вопрос об учредительстве образовательных учреждений, которые будут иметь право вести обучение государственных и муниципальных служащих. Могут ли в этом процессе участвовать негосударственные вузы?

- какой орган должен осуществлять планирование государственного заказа, заключение соответствующих договоров на обучение государственных служащих, контроль качества обучения?

- каковой должна быть система управления образованием государственных служащих на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровне?

Как формировать:

- кадровый состава государственных и муниципальных служащих;

- есть ли целесообразность создания сети специализированных (базовых) высших учебных учреждений в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы?

- о необходимости формирования системы государственного заказа на подготовку кадров для государственной и муниципальной службы и его финансирования;

- о создании государственных образовательных стандартов профессионального образования и подготовки кадров для государственной и муниципальной службы;

- и т. д. и т. п.Вступление в силу с 1 января 2006 года Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» привело к созданию двухуровневого местного самоуправления, двукратному увеличению муниципальных образований, а, следовательно, резко увеличило потребность в кадрах для органов местного самоуправления. По расчетам Минрегионразвития количество служащих в этих органах должно вырасти до полумиллиона человек. Однако за прошлый год в целом по стране было подготовлено лишь 40 тыс. кадров для органов местного самоуправления

Первые результаты внедрения ФЗ №131 показывают, что в регионах на уровне муниципальных поселений складывается крайне архаичная и неэффективная система управления и подготовки кадров. Отсутствие навыков и соответствующей квалификации у руководителей муниципальных поселений в области административного менеджмента муниципального поселения приводит к тому, что качество подготавливаемых решений является неудовлетворительным, нет навыков работы по формированию бюджета муниципального образования, учету налоговых поступлений, составлению бюджетной отчетности и т.д. Возникла актуальнейшая проблема, когда избранный руководитель местного органа власти практические азы управления осваивает на “живом” населении поселения избравшем его. Ясно, что подобная “система подготовки кадров” усугубляет социально – экономическое положение территории, порождает конфликтные ситуации, дискредитирует происходящее реформирование государственной службы.

Усугубляется это и тем, что частая смена управленческих команд в органах субъектов федерации и муниципальных органах приводит к тому, что состав администраций постоянно меняется, и уходят, как правило, профессионалы.

Естественно, возникла потребность в высококвалифицированном чиновнике регионального и муниципального уровня. А процесс их подготовки, качества этой подготовки и потребности в их количестве отстают от требуемого на местах. Это обусловлено наличием отсталой системы отбора, оценки и служебного продвижения кадров, как результат несовершенства и неадекватности современным потребностям системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в первую очередь муниципальных служащих.

Таким образом, помимо совершенного законодательства, необходимо создать кадровую политику в сфере гражданской службы, направленную на формирование профессионального и обладающего качествами общественного служения кадрового состава государственных органов, добросовестного выполнения служащими возложенных обязанностей. Принятие на государственную службу и служебный рост должен происходить в зависимости от профессионального уровня и деловых качеств, а не от степени личного отношения руководителя. Должны быть определены приоритеты, принципы, технологии и механизмы управления кадрами в сфере муниципальной службы.

Прежде всего, приоритетные направления – это повышение престижа этого вида службы, об

Наши рекомендации