Обеспечение и социальный механизм действия и реализации конституции

Обеспечение действия и реализации конституции. В правовом государстве не только провозглашается верховенство, высшая юридическая сила и прямое действие конституции, но и реаль­но обеспечиваются и гарантируются ее действие и реализация. В полях последовательной реализации Конституции РФ должна быть эффективной система се обеспечения (гарантирования).

Система обеспечения (гарантирования) Конституции РФ в деятельности органов публичной власти и должностных лиц со­стоит из двух блоков, включающих в себя меры, направленные на профилактику конституционных нарушений и на упрочение конституционности. Такое деление обусловлено двойственным характером влияющих на функционирование должностных лиц условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными.

Профилактика конституционных нарушений означает выявле­ние и устранение причин и условий нарушения Конститу­ции РФ, противодействие негативным факторам, которые ведут к нарушениям Конституции РФ. К такого рода факторам отно­сятся экономическая и политическая нестабильность, коррум­пированность властей, правовой нигилизм, низкая правовая культура и деформация профессионального правосознания должностных лиц, их установка на приоритет целесообразности перед правомерностью, непрофессионализм и т. д.

Упрочение конституционности предполагает формирование, совершенствование и развитие гарантий действия и реализации Конституции РФ, тч е. условий, факторов и средств, положи­тельно воздействующих на реализацию конституционных поло­жений. Следует различать общие и специальные гарантии дей­ствия и реализации Конституции РФ.

Общие гарантии действия и реализации Конституции но сфе­рам общественных отношений делят на экономические, полити­ческие, социальные и духовно-культурные гарантии, прежде все­го обеспечивают реализацию конституционных установлений.

Общие гарантии действуют в неразрывном единстве и пере­плетении не только между собой, но и с правовыми гарантиями.

Правовые гарантии действия и реализации конституции вклю­чают, во-первых, законодательно закрепленные меры профи­лактики конституционных нарушений, включая меры по новы-

112Глава 3- Действие и реализация конституции

шению правосознания и правовой культуры общества, долж­ностных лиц5 меры надзора и контроля по выявлению право­нарушений и их пресечению; во-вторых, установленный юри­дический механизм действия и реализации конституционных положений (прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений, юридических фактов, процедур осуществле­ния конституционных положений, мер стимулирования и поощ­рения и др.); в-третьих, закрепленные меры защиты и меры от­ветственности за совершенные конституционные нарушения.

Разумеется, даже при наличии общих и правовых гарантий реализации конституционных установлений практически не бу­дет, если она не подкрепляется конкретной организационно-управленческой деятельностью компетентных органов и лиц. Организационно-управленческая деятельность является услови­ем, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий реализации конституции. Здесь имеется в виду прежде всего многогранная деятельность государства, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, других субъектов реализации конституционных установлений во всех сферах общественной и государственной жизнедеятельности.

Организация обеспечения действия и реализации конституции. С управленческих позиций организация действия и реализации конституционных установлений означает, во-первых, определе­ние состояния соблюдения конституционных предписаний в том или ином звене публичной власти; во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику конституционных нару­шений и иных мер обеспечения осуществления конституцион­ных положений; в-третьих, создание механизма охраны и за­щиты конституционных положений. Речь идет о планирова­нии, координации, об осуществлении принятых решений и о контроле за их выполнением.

Большое теоретическое и практическое значение имеет раз­работка единых критериев оценки состояния действия и реали­зации конституционных установлений, а также системы показа­телей для ее определения применительно к деятельности орга­нов публичной власти, отдельных звеньев, подразделений и служб. Следует пользоваться разнообразными источниками ин­формации о нарушениях конституции в деятельности органов публичной власти, выявлять их, если они не были учтены офи­циально, к примеру в статистической отчетности. Для анализа динамики структуры нарушений конституции в деятельности

§6. Обеспечение и социальный механизм действия конституции 113

государственных органов и органов местного самоуправления важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе ин­спектирования, надзорных и иных проверок такого рода нару­шений со стороны руководителей подразделений.

Организация системы обеспечения действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти включа­ет также: анализ допущенных нарушений конституции, -причин и условий их совершения, разработку мер но профилактике та­ких нарушений; совершенствование мер защиты действия и реализаций конституции в деятельности органов публичной власти, разработку мер по укреплению режима соблюдения конституции; совершенствование управленческой деятельно­сти; включение в планы комплексных мер по обеспечению, конституционности законодательной и исполнительной дея­тельности; формирование практических навыков и умений обеспечения действия и реализации конституции в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей должностных лиц.

Правильно организовать систему обеспечения действия и реализации конституционных установлений возможно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной систе­мы органов публичной власти, ее внутренних и внешних связей. Всякая отраслевая система управления, как известно, работа­ет на свое упрочение, гомеостазис. Поэтому если быть реали­стичным, то надо признать, что система управления в целом, как и составляющие ее звенья и подразделения, не всегда заинтере­сована в раскрытии объективной картины состояния конститу­ционности, тем более в выявлении ее нарушений, т. с. в само­изобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упро­чении конституционности имеют, к примеру, прокурорский надзор и судебный контроль. Социальный механизм действия и реализации конституции. В гражданском обществе юридический механизм действия и реализации конституции выступает одновременно и как соци­альный механизм, основанный на прямых и обратных связях в системе «конституция — общественные отношения».

Социальный механизм действия к реализации конституци­онных установлений можно представить как замкнутую систе­му взаимосвязей условий общественной жизни, установлений конституции и социальных результатов их действия и реализа­ции, т. е. как сложную динамическую систему.

114Глава 3. Действие и реализация конституции

- Исходной точкой в данной системе будут положения консти­туции. Юридический механизм реализации установлений кон­ституции имеет и социальные аспекты, а именно мотивы и ре­шения субъектов реализации конституционных установлений, реальное их поведение и, наконец, социальные результаты та­кого поведения. Этот этап осуществления конституции основан на прямых связях в системе «конституция — общественные отно­шения» («конституционное право и общественная практика»).

В системе «конституция — общественные отношения» суще­ствуют и обратные связи, которые позволяют учитывать резуль­таты реализации конституционных установлений, в особенно­сти в судебной и иной правоприменительной практике субъек­тов конституционных правоотношений.

Самостоятельной стадией обратных связей в системе «кон­ституция — общественные отношения» является восприятие информации, накопленной в результате реализации положений конституции заинтересованными субъектами (законодательны­ми, исполнительными, судебными и иными органами). Переда­ча и оценка информации осуществляется СМИ, проведением конкретно-социологических исследований, внесением законо­дательных инициатив и т. д. О восприятии результатов реализа­ции установлений конституции свидетельствует правопримени­тельная практика в виде решений, обобщений, посланий, док­ладов органов конституционного контроля, высших судебных инстанций, предложений об изменении, дополнении конститу­ции, проектов новых законов и других правовых нормативных актов и т. д. Этот процесс вдет непрерывно.

Рольсоциальной среды в действии и реализации конституции. Разработка юридических средств реализации конституционных установлений и их закрепление в законе имеют большое значе­ния для их осуществления. Юридический механизм их исполь­зования определен, а степень реализации, активность субъектов при их осуществлении в решающей степени зависят от ком­плекса социальных условий и факторов.

В отечественной юридической науке активно обсуждаются вопросы социальной детерминации как провомерного, так и (в значительно большей степени) неправомерного поведения личности, социального механизма действия права. Решение этих вопросов имеет непосредственное отношение к пониманию со­циальных аспектов действия и реализации конституции. Однако социальные аспекты проблем осуществления конституции, ее установлений еще не привлекли к себе должного внимания.

| 6. .Обеспечение и .социальный механизм действия конституции 1 15

Для определении содержания и структуры социальной среды в реализации конституционных становлений методологическое значение имеет категория социальной среды, природа которой может быть раскрыта только через деятельную сущность челове­ка, проявляющуюся в реальных связях и. отношениях. Под со­циальной средой понимаются общественные условия, оказы­вающие на субъект права активное (прямое и косвенное) воз­действие. Сознание, деятельность, активность субъекта права есть результат его непрерывного взаимодействия с социальной средой. Социальная среда включает сферу такого непосредст­венного и опосредованного относительно устойчивого взаи­модействия субъекта права с окружающими его социальными условиями, в процессе которого формируется определенный образ жизнедеятельности со специфическими ценностными ориентациями, традициями и нормами поведения. Социальная среда, таким образок, раскрывает многообразие, специфич­ность, в известной степени индивидуальность жизнедеятельно­сти субъекта права в единых условиях общественного развитая.

Действие социальной среды в реализации конституционных установлений не является автоматическим, так как она «усваи­вается» субъектом права, преломляясь через его сознание. Сте­пень «усвоения» социальной среды в большой мере зависит от качеств субъекта права, их активности.

Система общих гарантий — экономических, политических, духовных и иных — служит определяющим условием, фактиче­ски обеспечивающим осуществление конституционных уста­новлений.

Понятие социальной среды ориентирует в общем плане на учет не только положительных факторов общественной системы, но и тех негативных явлений, с которыми приходится сталки­ваться при реализации конституционных установлений. Выявле­ние негативных факторов, их последовательное преодоление — практическая задача в деятельности органов публичной власти., всех звеньев гражданского общества и его политической системы, важнейшая задача юридической науки.

Социальная .среда помимо общесоциальных условий и фак­торов, о которых шла речь выше, включает микросреду, т. е. не­посредственное (ближайшее) социальное окружение субъектов права, имеющее исключительное значение для реализации кон­ституционных установлений.

Непосредственное социальное окружение личности, как и социальная среда в целом, охватывает разнообразные сферы-

116 Глава 3. Действие и реализация конституции

взаимоотношений: субъектов права — материально-производст­венные. экономические, социальные, политические, духовно­культурные, управленческие, психологически и др.

Условия и факторы, которыми характеризуется ближайшее социальное окружение субъектов права, могут играть не только положительную роль в осуществлении требований конституционных установлений, но и отрицательную. Действующие отрица­тельные обстоятельства могут быть настолько сильными, что субъект права способен отказаться от реализации конкретных конституционных установлений в определенных условиях в зависимости от места, времени, от сложившейся ситуации. Извест­но, что в ряде случаев граждане не хотят и не реализуют те или иные основные права и свободы, хотя, казалось бы. должны бы­ли это сделать ,например, не жалуются на нарушения им прав или свобод, не обращаются в суды за защитой и т. д.). Недостаточ­ность и неэффективность юридических средств защиты и мер от­ветственности может принести к приспособляемости, адаптации (субъекта права к среде. На совершенствование такого рода юридических гарантий следует обратить особое внимание при разработке новых законода­тельных актов. В связи со сказанным важно учитывать не только чисто юридические моменты , например преимущества судебной формы защиты но и то. что рассмотрение в суде любого дела, связанное с незаконной деятельностью должностных лиц, есть придание широкой гласности фактов бюрократизма, коррупции, нарушения конституционных прав и свобод и законных интере­сов граждан и т. д. Это тем более необходимо, что должностные липа в раде случаев негативно относятся к критике в свой адрес.

Эффективность действия и реализации конституции. Эффек­тивность действия конституции есть результативность в дости­жении тех целей, которые преследуются конституцией, и в осуществлении правовых и социальных функций конституции.

С точки зрения систематического (управленческого) подхода мож­но выделить две основные группы ({елей действия и реализации конституции — гомесстатические и инструментарные,

Гемеостатические цели связаны с учреждением и поддержа­нием определенного конституционного строя в стране, с его ста­бильностью-. Инструментарные цели направлены на развитие общественных отношений в русле установленных конституци­онных основ обществе иного и государственного строя, на реаль­ное обеспечение конституционных ценностей (основных прав ни свобод человека и гражданина, институтов демократии и др.).

§ 6 Обеспечение и социальный механизм действия конституции 117

Анализ эффективности конституционных установлений тре­бует не только выявления их роли в получении определенного результата, но и определения соотношения между этим резуль­татом и целью, рада достижения которой данные установления создавались.

Понятие целесообразности в этом случае будет означать со­ответствие результата действия и реализации конституционных установлений их целим, достигнутое наилучшим путем, с наи­меньшими социальными издержками, в оптимальном варианте. Таким образом, целесообразность и эффективность — однопорядковые, но не тождественные явления.

Действие и реализация конституционных установлений мо­жет иметь любые последствия — изменение (увеличение, умень­шение), возникновение новых и исчезновение определенных явлений либо их неизменность, «консервация», причем как в поведении субъектов, так и в их сознании.

При определен эффективности конституционных установ­лений необходимо сравнивать все последствия, наступившие в результате их действия и реализации в поведений субъектов права с момента вступления в силу конституции. Неисполнение конституционных установлений, к примеру конституционного права лицом, тоже является определенным социальным резуль­татом.

Реализация конституционных установлений может дать по­бочные результаты, которые не охватывались их целями. Это могут быть последствия как положительные, так и отрицатель­ные по своему социальному значению.

Возникает задача их «взвешивания», т. е. сравнения положи­тельного (запланированного) результата с отрицательными не­предвиденными последствиями. Одновременно, по всей веро­ятности, необходимо «взвешивать» побочные результаты, поло­жительные и отрицательные, с тем чтобы полнее выяснить эффективность конституционных установлений. Степень эф­фективности действия и реализации конституционных установ­лений тем выше, чем больше положительных последствий, как предусмотренных целями конституции, так и не охватываемых ими, и чем меньше отрицательных последствий.

Измерение эффективности действия и реализации конституци­онных установлений. Объективно об эффективности действия и реализации конституционных установлений можно судить лишь при условии их измерения. К сожалению, проблема изме­рения эффективности действия и реализации конституционных

118ГлаваЗ. Действие и реализация конституции

установлений чрезвычайно трудна. Эффективность конституции складывается из результативности действия ее институтов, конкретных установлений. В то же время эффективность дейст­вия и реализации отдельных установлений, институтов консти­туции можно установить в конечном счете лишь в системе их действия и реализации.

В настоящее время об эффективности действия и реализа­ции конституции сулят на основе изучения конституционной практики {по числу конституционных нарушений, возникаю­щих конституционных коллизий, по степени реализации ос­новных прав и свобод граждан и т. п.). В России важное значе­ние для определения эффективности действия конституцион­ных установлений имеет практика Конституционного Суда РФ, судов обшей и арбитражной юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Счетной пала­ты РФ, прокуратуры РФ, Минюста России и других правоохра­нительных органов. Существенную роль в механизме оценки эффективности действия и реализации конституции играют юридическая наука, конкретно-социологические правовые ис­следования, общественное мнение, СМИ.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. В чем состоит различие понятий действия и реализации Конституции РФ?

2. Раскройте содержание конституализации в законотвор­честве, в судебной и иной правоприменительной практике.

3. Назовите виды установлений Конституции РФ и особен­ности их действия и реализации.

4. Назовите конституционные принципы и укажите на осо­бенности их действия и реализации.

5. Определите особенности структуры, видов и форм реали­зации конституционных норм.

6. Что означает применение конституционных норм?

7. В каких правоотношениях реализуются конституционные нормы?

8. Раскройте содержание элементов конституционных пра­воотношений.

9. Чем понимание Конституции РФ отличается от ее толко­вания?

Глаза 4- Охрана и защита конституции119

10. Что означает широко распространенная формула «буква и дух* Конституции РФ?

11. Кто в Российской Федерации осуществляет официальное толкование Конституции РФ?

12. Можно ли путем толкования изменять Конституцию РФ?

13. Приведите примеры использования различных способов толкования Конституции РФ в практике Конституционного Суда РФ-

14. Раскройте содержание понятия обеспечения действия и реализации Конституции РФ.

15. Что означает социальный механизм действия и реализа­ции Конституции РФ?

16. Можно ли измерить эффективность действия и реализа­ции конституционных установлений?


Наши рекомендации