Обеспечение и социальный механизм действия и реализации конституции
Обеспечение действия и реализации конституции. В правовом государстве не только провозглашается верховенство, высшая юридическая сила и прямое действие конституции, но и реально обеспечиваются и гарантируются ее действие и реализация. В полях последовательной реализации Конституции РФ должна быть эффективной система се обеспечения (гарантирования).
Система обеспечения (гарантирования) Конституции РФ в деятельности органов публичной власти и должностных лиц состоит из двух блоков, включающих в себя меры, направленные на профилактику конституционных нарушений и на упрочение конституционности. Такое деление обусловлено двойственным характером влияющих на функционирование должностных лиц условий и факторов социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными.
Профилактика конституционных нарушений означает выявление и устранение причин и условий нарушения Конституции РФ, противодействие негативным факторам, которые ведут к нарушениям Конституции РФ. К такого рода факторам относятся экономическая и политическая нестабильность, коррумпированность властей, правовой нигилизм, низкая правовая культура и деформация профессионального правосознания должностных лиц, их установка на приоритет целесообразности перед правомерностью, непрофессионализм и т. д.
Упрочение конституционности предполагает формирование, совершенствование и развитие гарантий действия и реализации Конституции РФ, тч е. условий, факторов и средств, положительно воздействующих на реализацию конституционных положений. Следует различать общие и специальные гарантии действия и реализации Конституции РФ.
Общие гарантии действия и реализации Конституции но сферам общественных отношений делят на экономические, политические, социальные и духовно-культурные гарантии, прежде всего обеспечивают реализацию конституционных установлений.
Общие гарантии действуют в неразрывном единстве и переплетении не только между собой, но и с правовыми гарантиями.
Правовые гарантии действия и реализации конституции включают, во-первых, законодательно закрепленные меры профилактики конституционных нарушений, включая меры по новы-
112Глава 3- Действие и реализация конституции
шению правосознания и правовой культуры общества, должностных лиц5 меры надзора и контроля по выявлению правонарушений и их пресечению; во-вторых, установленный юридический механизм действия и реализации конституционных положений (прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений, юридических фактов, процедур осуществления конституционных положений, мер стимулирования и поощрения и др.); в-третьих, закрепленные меры защиты и меры ответственности за совершенные конституционные нарушения.
Разумеется, даже при наличии общих и правовых гарантий реализации конституционных установлений практически не будет, если она не подкрепляется конкретной организационно-управленческой деятельностью компетентных органов и лиц. Организационно-управленческая деятельность является условием, универсальной предпосылкой действенности всей системы гарантий реализации конституции. Здесь имеется в виду прежде всего многогранная деятельность государства, его органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, других субъектов реализации конституционных установлений во всех сферах общественной и государственной жизнедеятельности.
Организация обеспечения действия и реализации конституции. С управленческих позиций организация действия и реализации конституционных установлений означает, во-первых, определение состояния соблюдения конституционных предписаний в том или ином звене публичной власти; во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику конституционных нарушений и иных мер обеспечения осуществления конституционных положений; в-третьих, создание механизма охраны и защиты конституционных положений. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении принятых решений и о контроле за их выполнением.
Большое теоретическое и практическое значение имеет разработка единых критериев оценки состояния действия и реализации конституционных установлений, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности органов публичной власти, отдельных звеньев, подразделений и служб. Следует пользоваться разнообразными источниками информации о нарушениях конституции в деятельности органов публичной власти, выявлять их, если они не были учтены официально, к примеру в статистической отчетности. Для анализа динамики структуры нарушений конституции в деятельности
§6. Обеспечение и социальный механизм действия конституции 113
государственных органов и органов местного самоуправления важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования, надзорных и иных проверок такого рода нарушений со стороны руководителей подразделений.
Организация системы обеспечения действия и реализации конституции в деятельности органов публичной власти включает также: анализ допущенных нарушений конституции, -причин и условий их совершения, разработку мер но профилактике таких нарушений; совершенствование мер защиты действия и реализаций конституции в деятельности органов публичной власти, разработку мер по укреплению режима соблюдения конституции; совершенствование управленческой деятельности; включение в планы комплексных мер по обеспечению, конституционности законодательной и исполнительной деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения действия и реализации конституции в процессе как обучения, так и выполнения служебных обязанностей должностных лиц.
Правильно организовать систему обеспечения действия и реализации конституционных установлений возможно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или иной системы органов публичной власти, ее внутренних и внешних связей. Всякая отраслевая система управления, как известно, работает на свое упрочение, гомеостазис. Поэтому если быть реалистичным, то надо признать, что система управления в целом, как и составляющие ее звенья и подразделения, не всегда заинтересована в раскрытии объективной картины состояния конституционности, тем более в выявлении ее нарушений, т. с. в самоизобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упрочении конституционности имеют, к примеру, прокурорский надзор и судебный контроль. Социальный механизм действия и реализации конституции. В гражданском обществе юридический механизм действия и реализации конституции выступает одновременно и как социальный механизм, основанный на прямых и обратных связях в системе «конституция — общественные отношения».
Социальный механизм действия к реализации конституционных установлений можно представить как замкнутую систему взаимосвязей условий общественной жизни, установлений конституции и социальных результатов их действия и реализации, т. е. как сложную динамическую систему.
114Глава 3. Действие и реализация конституции
- Исходной точкой в данной системе будут положения конституции. Юридический механизм реализации установлений конституции имеет и социальные аспекты, а именно мотивы и решения субъектов реализации конституционных установлений, реальное их поведение и, наконец, социальные результаты такого поведения. Этот этап осуществления конституции основан на прямых связях в системе «конституция — общественные отношения» («конституционное право и общественная практика»).
В системе «конституция — общественные отношения» существуют и обратные связи, которые позволяют учитывать результаты реализации конституционных установлений, в особенности в судебной и иной правоприменительной практике субъектов конституционных правоотношений.
Самостоятельной стадией обратных связей в системе «конституция — общественные отношения» является восприятие информации, накопленной в результате реализации положений конституции заинтересованными субъектами (законодательными, исполнительными, судебными и иными органами). Передача и оценка информации осуществляется СМИ, проведением конкретно-социологических исследований, внесением законодательных инициатив и т. д. О восприятии результатов реализации установлений конституции свидетельствует правоприменительная практика в виде решений, обобщений, посланий, докладов органов конституционного контроля, высших судебных инстанций, предложений об изменении, дополнении конституции, проектов новых законов и других правовых нормативных актов и т. д. Этот процесс вдет непрерывно.
Рольсоциальной среды в действии и реализации конституции. Разработка юридических средств реализации конституционных установлений и их закрепление в законе имеют большое значения для их осуществления. Юридический механизм их использования определен, а степень реализации, активность субъектов при их осуществлении в решающей степени зависят от комплекса социальных условий и факторов.
В отечественной юридической науке активно обсуждаются вопросы социальной детерминации как провомерного, так и (в значительно большей степени) неправомерного поведения личности, социального механизма действия права. Решение этих вопросов имеет непосредственное отношение к пониманию социальных аспектов действия и реализации конституции. Однако социальные аспекты проблем осуществления конституции, ее установлений еще не привлекли к себе должного внимания.
| 6. .Обеспечение и .социальный механизм действия конституции 1 15
Для определении содержания и структуры социальной среды в реализации конституционных становлений методологическое значение имеет категория социальной среды, природа которой может быть раскрыта только через деятельную сущность человека, проявляющуюся в реальных связях и. отношениях. Под социальной средой понимаются общественные условия, оказывающие на субъект права активное (прямое и косвенное) воздействие. Сознание, деятельность, активность субъекта права есть результат его непрерывного взаимодействия с социальной средой. Социальная среда включает сферу такого непосредственного и опосредованного относительно устойчивого взаимодействия субъекта права с окружающими его социальными условиями, в процессе которого формируется определенный образ жизнедеятельности со специфическими ценностными ориентациями, традициями и нормами поведения. Социальная среда, таким образок, раскрывает многообразие, специфичность, в известной степени индивидуальность жизнедеятельности субъекта права в единых условиях общественного развитая.
Действие социальной среды в реализации конституционных установлений не является автоматическим, так как она «усваивается» субъектом права, преломляясь через его сознание. Степень «усвоения» социальной среды в большой мере зависит от качеств субъекта права, их активности.
Система общих гарантий — экономических, политических, духовных и иных — служит определяющим условием, фактически обеспечивающим осуществление конституционных установлений.
Понятие социальной среды ориентирует в общем плане на учет не только положительных факторов общественной системы, но и тех негативных явлений, с которыми приходится сталкиваться при реализации конституционных установлений. Выявление негативных факторов, их последовательное преодоление — практическая задача в деятельности органов публичной власти., всех звеньев гражданского общества и его политической системы, важнейшая задача юридической науки.
Социальная .среда помимо общесоциальных условий и факторов, о которых шла речь выше, включает микросреду, т. е. непосредственное (ближайшее) социальное окружение субъектов права, имеющее исключительное значение для реализации конституционных установлений.
Непосредственное социальное окружение личности, как и социальная среда в целом, охватывает разнообразные сферы-
116 Глава 3. Действие и реализация конституции
взаимоотношений: субъектов права — материально-производственные. экономические, социальные, политические, духовнокультурные, управленческие, психологически и др.
Условия и факторы, которыми характеризуется ближайшее социальное окружение субъектов права, могут играть не только положительную роль в осуществлении требований конституционных установлений, но и отрицательную. Действующие отрицательные обстоятельства могут быть настолько сильными, что субъект права способен отказаться от реализации конкретных конституционных установлений в определенных условиях в зависимости от места, времени, от сложившейся ситуации. Известно, что в ряде случаев граждане не хотят и не реализуют те или иные основные права и свободы, хотя, казалось бы. должны были это сделать ,например, не жалуются на нарушения им прав или свобод, не обращаются в суды за защитой и т. д.). Недостаточность и неэффективность юридических средств защиты и мер ответственности может принести к приспособляемости, адаптации (субъекта права к среде. На совершенствование такого рода юридических гарантий следует обратить особое внимание при разработке новых законодательных актов. В связи со сказанным важно учитывать не только чисто юридические моменты , например преимущества судебной формы защиты но и то. что рассмотрение в суде любого дела, связанное с незаконной деятельностью должностных лиц, есть придание широкой гласности фактов бюрократизма, коррупции, нарушения конституционных прав и свобод и законных интересов граждан и т. д. Это тем более необходимо, что должностные липа в раде случаев негативно относятся к критике в свой адрес.
Эффективность действия и реализации конституции. Эффективность действия конституции есть результативность в достижении тех целей, которые преследуются конституцией, и в осуществлении правовых и социальных функций конституции.
С точки зрения систематического (управленческого) подхода можно выделить две основные группы ({елей действия и реализации конституции — гомесстатические и инструментарные,
Гемеостатические цели связаны с учреждением и поддержанием определенного конституционного строя в стране, с его стабильностью-. Инструментарные цели направлены на развитие общественных отношений в русле установленных конституционных основ обществе иного и государственного строя, на реальное обеспечение конституционных ценностей (основных прав ни свобод человека и гражданина, институтов демократии и др.).
§ 6 Обеспечение и социальный механизм действия конституции 117
Анализ эффективности конституционных установлений требует не только выявления их роли в получении определенного результата, но и определения соотношения между этим результатом и целью, рада достижения которой данные установления создавались.
Понятие целесообразности в этом случае будет означать соответствие результата действия и реализации конституционных установлений их целим, достигнутое наилучшим путем, с наименьшими социальными издержками, в оптимальном варианте. Таким образом, целесообразность и эффективность — однопорядковые, но не тождественные явления.
Действие и реализация конституционных установлений может иметь любые последствия — изменение (увеличение, уменьшение), возникновение новых и исчезновение определенных явлений либо их неизменность, «консервация», причем как в поведении субъектов, так и в их сознании.
При определен эффективности конституционных установлений необходимо сравнивать все последствия, наступившие в результате их действия и реализации в поведений субъектов права с момента вступления в силу конституции. Неисполнение конституционных установлений, к примеру конституционного права лицом, тоже является определенным социальным результатом.
Реализация конституционных установлений может дать побочные результаты, которые не охватывались их целями. Это могут быть последствия как положительные, так и отрицательные по своему социальному значению.
Возникает задача их «взвешивания», т. е. сравнения положительного (запланированного) результата с отрицательными непредвиденными последствиями. Одновременно, по всей вероятности, необходимо «взвешивать» побочные результаты, положительные и отрицательные, с тем чтобы полнее выяснить эффективность конституционных установлений. Степень эффективности действия и реализации конституционных установлений тем выше, чем больше положительных последствий, как предусмотренных целями конституции, так и не охватываемых ими, и чем меньше отрицательных последствий.
Измерение эффективности действия и реализации конституционных установлений. Объективно об эффективности действия и реализации конституционных установлений можно судить лишь при условии их измерения. К сожалению, проблема измерения эффективности действия и реализации конституционных
118ГлаваЗ. Действие и реализация конституции
установлений чрезвычайно трудна. Эффективность конституции складывается из результативности действия ее институтов, конкретных установлений. В то же время эффективность действия и реализации отдельных установлений, институтов конституции можно установить в конечном счете лишь в системе их действия и реализации.
В настоящее время об эффективности действия и реализации конституции сулят на основе изучения конституционной практики {по числу конституционных нарушений, возникающих конституционных коллизий, по степени реализации основных прав и свобод граждан и т. п.). В России важное значение для определения эффективности действия конституционных установлений имеет практика Конституционного Суда РФ, судов обшей и арбитражной юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Счетной палаты РФ, прокуратуры РФ, Минюста России и других правоохранительных органов. Существенную роль в механизме оценки эффективности действия и реализации конституции играют юридическая наука, конкретно-социологические правовые исследования, общественное мнение, СМИ.
Вопросы для повторения и самостоятельной работы
1. В чем состоит различие понятий действия и реализации Конституции РФ?
2. Раскройте содержание конституализации в законотворчестве, в судебной и иной правоприменительной практике.
3. Назовите виды установлений Конституции РФ и особенности их действия и реализации.
4. Назовите конституционные принципы и укажите на особенности их действия и реализации.
5. Определите особенности структуры, видов и форм реализации конституционных норм.
6. Что означает применение конституционных норм?
7. В каких правоотношениях реализуются конституционные нормы?
8. Раскройте содержание элементов конституционных правоотношений.
9. Чем понимание Конституции РФ отличается от ее толкования?
Глаза 4- Охрана и защита конституции119
10. Что означает широко распространенная формула «буква и дух* Конституции РФ?
11. Кто в Российской Федерации осуществляет официальное толкование Конституции РФ?
12. Можно ли путем толкования изменять Конституцию РФ?
13. Приведите примеры использования различных способов толкования Конституции РФ в практике Конституционного Суда РФ-
14. Раскройте содержание понятия обеспечения действия и реализации Конституции РФ.
15. Что означает социальный механизм действия и реализации Конституции РФ?
16. Можно ли измерить эффективность действия и реализации конституционных установлений?