Правовые свойства и функции конституции
Правовые свойства конституции. Конституция является учредительным, а потому первичным, определяющим нормативным правовым актом и в силу этого обладает особыми правовыми свойствами. Эти свойства обозначены в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15
Конституции РФ.
Верховенство конституции является определяющим ее правовым свойством. Признание верховенства конституции имеет структурообразующее и функциональное значение в национальной правовой системе. В ч. 2 ст. 4 закреплено: «Конституция
§ 4. Правовые свойства и функции конституции57
российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство означает непререкаемость и находит свою конкретизацию в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Законы и иные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией. Верховенство конституции диктует требование непротиворечивости законов и подзаконных актов ее содержанию. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие Конституции РФ, не должны применяться судами и другими правоприменителями. Верховенство и высшая юридическая сил Конституции РФ выражается также в том, что конституционные установления являются исходным источником всех отраслей частного и публичного права. Законы и другие нормативные правовые акты должны приниматься лишь указанными в Конституции РФ государственными органами и соответствовать либо не противоречить ей.
В федеративных государствах одновременно с действием федеральной конституции действуют учредительные акты (конституции, уставы и т. п.) субъектов (членов) федерации при соблюдении обязательного правила: учредительные акты субъектов РФ не должны противоречить конституции федерации. Следовательно, верховенство конституции в федеративных государствах имеет два уровня: верховенство федеральной конституции на всей территории федерации и верховенство учредительного акта субъекта (члена) федерации на территории этого субъекта федерации.
Конституция РФ из общей массы законов и иных нормативных актов субъектов РФ выделяет конституции республик и уставы других субъектов РФ (ч. 2 ст. 5, п. «а» ч. 1 ст. 72). Конституции и уставы субъектов РФ являются актами особой правовой природы, они носят учредительный и в силу этого основополагающий характер в правовой системе Российской Федерации и ее субъектов и находятся в одном ряду с Конституцией РФ.
58Глава 2. Конституция как основной источник права
Конституция РФ устанавливает на всей территории Российской Федерации верховенство не только свое, но и федеральных законов (ч. 2 ст. 4). В этом смысле верховенство предполагает юридически строгое разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и полномочий соответствующих их органов. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие учредительным актам как Российской Федерации, так и ее субъектов, не должны применяться судами и другими правоприменителями.
В соответствии с ч. 1 ст. 120 судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному законодательству. Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 2! июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон о Конституционном Суде РФ) судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».
В соответствии с Конституцией РФ в ч. I ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплено, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Это положение конкретизировано в ч. 3 ст. 5 указанного Закона, где сказано, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
В конечном счете Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ являются решающими правовыми критериями определения правомерности решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, поведения граждан и их объединений.
Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих кон-
§ 4. Правовые свойства и функции конституции59
ституциях не было. Обращает на себя внимание положение, содержащееся в ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В равной мере и все другие положения Конституции РФ определяют смысл, содержание законов, деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поведение граждан, деятельность юридических лиц и объединений граждан.
Прямое действие Конституции РФ не означает, что ее положения не нуждаются в конкретизации путем принятия текущих законов.
В ряде статей Конституции РФ содержится прямое указание № принятие федерального конституционного закона либо федерального закона. Например, в ст. 6 содержится отсылочная норма о том, что гражданство РФ «приобретается и прекращается ц соответствии с федеральным законом». В ст. 47 Конституции РФ предусмотрено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей «в случаях, предусмотренных федеральным законом». Но и в этих ситуациях действует правило прямого действия Конституции РФ с тем, чтобы положения закона не противоречили ее требованиям. Кроме того, судья или иной правоприменитель, реализуя положения закона, не лишен возможности проверить их на соответствие Конституции РФ.
Требование непосредственного применения Конституции РФ обращено ко всем судам, прежде всего в области прав и свобод граждан, обеспечиваемых правосудием в процессе их правовой защиты (ст. 15 и 16). Гражданин, который считает нарушенным свое право, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью Конституции РФ и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, мотивируя тем. что нет закона или подзаконного акта, конкретизирующего данное конституционное право.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 (в ред. от 6 февраля 2007 г.) отметил, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом отношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
60Глава 2. Конституция как основной источник права
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности, в следующих случаях:
а)когда положения Конституции РФ, исходя из их смысла,не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность их применения при условии принятияфедерального закона, регулирующего права, свободы и обязанности человека и гражданина и другие моменты;
б)когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступленияв силу Конституции РФ, противоречат ей;
в)когда суд придет к убеждению, что федеральный закон,принятый после вступления в силу Конституции РФ, находитсяв противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;
г)когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулироватьрассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Действие приведенных выше положений постановления Пленума Верховного Суда РФ было скорректировано Конституционным Судом РФ с учетом осуществления правил конституционного правосудия, установленных ст. 125 Конституции РФ. Как отмечено в постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г, № 9-П, обязанность судов в случаях, если они приходят к выводу о неконституционное™ закона, для официального подтверждения его неконституционности обращаться в Конституционный Суд РФ не ограничивает непосредственное применение ими Конституции РФ, которое призвано обеспечивать реализацию конституционных норм прежде всего при отсутствии их законодательной конкретизации. Если же закон, который следовало бы применить в конкретном деле, по мнению суда, не соответствует Конституции РФ и тем самым препятствует реализации ее положений, то для обеспечения непосредственного действия Конституции РФ во всех случаях, в том числе и когда дело разрешено судом па основании конкретной конституционной нормы, требуется лишение такого закона юридической силы в предусмотренном ст. 125 Конституции РФ в порядке конституционного судопроизводства. Пленумы Верховного Суда РФ и Вьющего Арбитражного Суда РФ не вправе определять какой-либо иной порядок обеспе-
§4. Правовые свойства и функции конституции61
чения непосредственного применения Конституции РФ при разрешении конкретных дел, чем предусмотренный ею, а также Законом о Конституционном Суде РФ.
В силу вышеперечисленных правовых свойств Конституция РФ обладает качеством общеобязательности по отношению ко всем субъектам права. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований Конституции РФ.
Следующее значимое правовое свойство Конституции РФ — это ее действие на всей территории Российской Федерации.
В унитарном государстве конституция распространяет свое действие на всю территорию, включая автономные и подобные им самоопределяющиеся территориальные образования. Действие конституции не исключается и на тех территориях, которые находятся на особом правовом режиме (в пограничных зонах, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение и др.).
В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует на территории всех субъектов федерации, а учредительные акты субъектов федерации — на территории соответствующих субъектов федерации. Такая ситуация характерна и для Российской Федерации.
В России спорным оказался вопрос о соотношении действия устава края или области и устава автономного округа, территория которого входит в состав данного края или области.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 мая 1993 г. № 9-П отметил, что нахождение автономного округа в крае или области не означает по действующему законодательству поглощения его территории, являющейся составной частью территории Российской Федерации. Вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения действия устава «рая или области на всю его территорию, в том числе и на территорию автономного округа, В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области. В постановлении от 14.июля 1997 г. № 12-П Конституционный Суд РФ признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождения
62Глава 2. Конституция как основной источник права
округа в край, область. Вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает их поглощения.
Итак, Конституция РФ обладает правовыми свойствами верховенства, высшей юридической силы, прямого действия, обязательного применения на всей территории Российской Федерации.
Функции конституции. Любая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социально-правовое назначение и характеризуют основные направления воздействия ее установлений на общественные отношения.
В отечественной литературе различие функций конституции не отличается большим разнообразием. Чаще всего называют юридическую, политическую и идеологическую функции1. С. А. Авакьян, А. А. Безуглов, С. А. Солдатов выделяют учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую и юридическую функции2- В- О. Лучин к функциям конституции относит учредительную, правонаделительную, охранительную, программную и системообразующую3. И. А. Кравец связывает функции конституции со сферами общественной жизни — правовой, политической, экономической и культурной. В правовой сфере общественной жизни И. А. Кравец относит к функциям конституции функцию учреждения конституционного порядка, легитимации и ограничения государственной власти (другие авторы называют ее учредительной функцией), а также правонаделительную, стабилизационно-охранительную, телеологическую (программную) и системообразующую функции4.
В самом, общем плане функции конституции можно классифицировать на правовые и социальные. Каждая из них, в свою очередь, может состоять из ряда подфункций.
Правовые функции конституции определяются тем, что конституция обладает верховенством и высшей юридической си-
1См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран / отв.ред. Б. А. Страшун: в 2 т. М.. 1999. Т. 1. С. 51—52; Конституционное право /отв. ред. В. В. Лазарев. М., 1999. С. 62.
2См.: Авакьяп С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. СИ; Безушв А. А., Солдатов С А. Указ. соч. С. 163—166.
3См.: Лучин В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М., 2002. С. 35.
4См.: Кравец И. А. Формирование российскою конституционализма (Проблемы теории и практики): дие. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
§ 4. Правовые свойства и функции конституции63
дай, является определяющим источником права, положения которого лежат в основе отраслевого правового регулирования к всей правовой системы,
К правовым функциям конституции следует отнести: учредительную (конституирующую), системообразующую, программно-целевую, регулятивную, имеющую, в свою очередь, три подфункции: компетенционную, обеспечительную и охранительно-защитную.
Учредительная (конституирующая) функция конституции следует из ее назначения, которое заключается прежде всего в том, что конституция выступает как учредительный нормативный правовой акт. Все положения конституции как единого, целостного акта имеют конституирующий, первичный характер. Данная функция выражается в установлении в ней: основ конституционного строя; конституционных принципов демократии; принципов функционирования гражданского общества; принципов правового государства; форм организации самого государства; будет ли оно республикой или монархией, унитарным государством или федерацией; допускаются ли в составе государства автономные образования; модели государственного механизма и т. д. Одновременно устанавливаются другие правовые институты, входящие в предмет конституционного регулирования. Конституционные установления конституирующего, учредительного характера имеют всеобщее, универсальное значение, предопределяют природу и характер всех других конституционных положений.
В зависимости от установления формы правления конституции учреждают государства, являющиеся монархиями либо республиками. В зависимости от установления формы государственного устройства конституции учреждают унитарные либо федеративные государства. В свою очередь, в федеративных государствах конституции оформляют учреждения субъектов РФ (штатов, земель, кантонов, провинций, республик, областей и т. д.).
Учредительный (конституирующий) характер имеют все положения Конституции РФ. Она учредила Российскую Федерацию — Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. I), установила в качестве высшей конституционной ценности человека, его права и свободы (ст. 2). Она определила многонациональный народ в качестве носителя суверенитета и единствен-
64Глава 2. Конституция как основной источник права
ного источника власти в Российской Федерации, обозначила формы выражения власти парода (ст. 3), суверенитет России (ст. 4, 5). В ст. 7 Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В качестве основ конституционного строя установлены принципы осуществления публичной государственной и муниципальной власти (ст. Ш —12). Ко истина! и я определила конституционный статус личности, учредила систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Конституция РФ выделяет и подчеркивает особую роль конституций и уставов субъектов РФ как в общефедеральной правовой системе, так и в системе правовых нормативных актов субъектов РФ- Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Статья 66 устанавливает, что статус республики определен Конституцией РФ и конституцией республики, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа — Конституцией РФ и уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.
Конституция (устав) субъекта РФ — это целостный, единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе правовых актов соответствующего субъекта РФ. Такой юридической силой обладает любое его положение. Поэтому нельзя разделить нормы конституций и уставов субъектов РФ на имеющие и не имеющие конституирующий, учредительный характер.
Субъекты РФ самостоятельны в установлении пределов конституционного и уставного регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов государственной власти, их названии, структуре, компетенции, о налимий главы субъекта РФ (в республиках — президента, в краях и областях - губернатора и т. д.) и его компетенции, определяют взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти, систему органов местного самоуправления.
К сожалению, в правовой науке и в практике государственно-правового строительства существуют недооценки, а то и прямое игнорирование положений конституций республик и уставов субъектов РФ. Об этом, в частности, свидетельствует
§4. Правовые свойства и функции конституции65
тот факт, что конституции и уставы многих субъектов РФ предусмотрели учреждение конституционных и уставных судов, но они фактически не созданы.
Системообразующая функция конституции обусловлена тем обстоятельством, что она является организующим средством, обеспечивает единство и сбалансированность всех элементов государственно-правовой системы, так как все они должны действовать в соответствии с конституционными положениями либо не противоречить им.
Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ играют особую роль в качестве системообразующего фактора государственно-правовой системы в условиях федеративного государства. Конституция РФ определяет иерархию нормативных правовых актов, упорядочивает систему права. Субординационные связи находят проявление в установлении конституцией видов нормативных актов, их юридической силы, в ряде случаев — в прямом указании на необходимость издания нормативных актов, в том числе в виде федеральных конституционных законов (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 88, ч. 3 ст. 128). Конституция РФ указывает на согласованность российской правовой системы с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 17, ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69).
Воздействие Конституции РФ на развитие правовой системы заключается в том, что она обеспечивает единство правового пространства (что особенно важно при наличии конституций (уставов) и законодательства субъектов РФ), способствует целостности развития российского права в условиях его дифференциации и интеграции.
В Российской Федерации закрепляется принцип соответствия Конституции РФ конституциям и уставам ее субъектов. Конституция РФ предусматривает, что обеспечение такого соответствия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «а» ч. 2 ст. 72). Важно, однако, обратить внимание на то, что указание в Конституции РФ на «совместное ведение» не определяет, какие вопросы в этой сфере правомочна решать Российская Федерация, а какие — ее субъекты. Поэтому при установлении степени участия Российской Федерации в решении вопросов о соответствии федеральной Конституции конституций республик и уставов другах субъек-
66Глава 2. Конституция как основной источник права
тов РФ необходимо иметь в виду все положения Конституции РФ.
Ни одному из положений гл. 1 Конституции РФ не могут противоречить конституции республик и уставы других субъектов РФ. Субъекты РФ не вправе ограничивать прямое действие норм Конституции РФ и установленный ею объем прав и свобод человека и гражданина. В своих конституциях или уставах они могут лишь усиливать правовые и иные гарантии реализации тех прав и свобод, которые записаны в Конституции РФ.
Соответствие конституций республик и уставов других субъектов РФ Конституции РФ обусловливается тем, что статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ч. 1 ст. 67), а статус края., области, города федерального значения, автономной области автономного округа — Конституцией РФ и уставами этих субъектов РФ (ч. 2 ст. 67). Изменение же статуса субъекта РФ может быть осуществлено только по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 6 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа федерального закона об автономной области, автономном округе (ч. 3 ст. 67). Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области-Конституции республик и уставы других субъектов РФ должны исходить из положения Конституции РФ о том, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. I ст. 72). Но в отличие от других положений ст. 72 Конституции РФ о предметах совместного ведения это положение конкретизируется в ст. 77: Российская Федерация устанавливает путем принятия федерального закона общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Понятие «соответствие конституций республик и уставов других субъектов РФ Конституции РФ» имеет правовое содержание, которое может быть установлено путем анализа соответ-
§4. Правовые свойства и функции конституции67
ствуюших норм Конституции РФ и норм конституций республик и уставов других субъектов РФ. Поэтому разрешение дел о таком соответствии возложено на Конституционный Суд РФ по запросу перечисленных в ст. 125 Конституции РФ государственных органов. Положения конституций республик и уставов других субъектов РФ, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу немедленно.
Причины такого несоответствия могут быть различными. Так, некоторые конституции республик были приняты до принятия Конституции РФ и, естественно, не учли ее новых требований. Немаловажную роль сыграла и проявившаяся в начале 1990-х гг. так называемая суверенизация республик. Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют некоторые важные федеральные законы, которые конкретизировали бы федеративные отношения. Принятие таких законов предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 3—5 ст. 77 и др.).
Программно-целевая функция конституции свидетельствует о стимулирующем воздействии конституционных положений на развитие общественных отношений. Закрепленные в конституции цели и задачи служат ориентиром и стимулятором совершенствования демократического правового государства и гражданского общества.
Конституция РФ устанавливает стратегические цели и задачи перед обществом и государством, закрепляет те конституционные ценности, которые должны быть обеспечены и защищены, т. е. определяют правовую политику на длительный период общественного и государственного развития.
Многие положения Конституции РФ носят программный, целеполагающий, ориентирующий характер. В их числе положения преамбулы Конституции РФ, положения о демократическом федеративном правовом государстве (ч. 1 ст. 1), о социальном государстве (ч. 1 ст. 7), положения, закрепляющие перечень основных прав и свобод человека и гражданина (гл. 2), и др. (ч. 2 ст. 65, ст. 79). Но идеалы — это еще не сама реальность.
Вступая в XXI в., Россия, ее многонациональный народ оказались перед лицом новых вызовов, бед и испытаний. На базе Ценностей и идеалов, провозглашаемых Конституцией РФ, российское общество и государство ищут собственные пути развития, пытаясь не копировать практику безудержного инди-
68Глава 2. Конституция как основной источник права
видуализма, абсолютизации частной собственности и частной жизни, культивирования свободы без какой-либо ответственности и ограничений, игнорирования общепринятых традиций моральных устоев. Всем этим негативным явления и процессам следует противопоставить гармонию общественных, групповых и личных интересов, сочетание социальной справедливости и формального равенства. Благодаря этому Конституция РФ сможет обеспечить стабильность, устойчивость, силу и прочность прогрессивного развития гражданского общества и правового государства, прав и свобод человека и гражданина, других конституционных ценностей.
Регулятивная функция конституции состоит из трех подфункций: компетенционной (статусном, правонаделительной), обеспечительной и охранительно-защитной.
Регулятивная функция конституции выражается в том, что конституция наряду с учреждением общественного и государственного строя определяет компетенцию (полномочия), статус органов публичной власти, высших должностных лиц, депутатов, судей, политических партий, других общественных объединений, граждан и других физических и юридических лиц.
Конституционные компетенционные положения (вне зависимости от внешней формы их выражения, формулирования) являются представительно-обязывающими и реализуются в общих и конкретных правоотношениях путем соблюдения и исполнения конституционных запретов и обязанностей, использования конституционных прав и полномочий, а также путем их применения компетентными органами и объединениями граждан, их должностными липами в качестве организующего фактора исполнения обязанностей и использования прав и полномочий.
Конституционные полномочия, права и обязанности не реализуются автоматически. В силу этого регулятивная функция конституции включает подфункцию по обеспечению, по установлению гарантий реализации конституционных полномочий, прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Реализация конституционных положений может дать сбои в виде их неисполнения либо ненадлежащего исполнения. т. е. в результате допущенных правонарушений. В целях недопущения конституционных правонарушений либо преодоления их последствий конституция устанавливает специальные охранительно-защитные средства, способы, механизмы, направлен-
§ 5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия поправок 69
ные на предупреждение конституционных правонарушений, их пресечение, на разрешение конституционно-правовых споров и конфликтов, на установление конституционной ответственности в виде восстановления конституционных прав, полномочий и обязанностей и применения соответствующего наказания. С этими целями Конституция РФ предусматривает специальные охранительно-защитные полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, судов Российской Федерации, контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
Наряду с правовыми функциями конституции следует различать общесоциальные функции конституции, т. е. воздействие конституционных установлений на развитие различных сфер общественных отношений: государственно-политических, экономических, социальных, духовно-культурных, международных (см. § 2 гл. 6).