Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года

В мировой практике существует несколько способов приня­тия новой конституции: октроирование, принятие учредитель­ным (конституционным) собранием, принятие всенародным

См.: медушеаский А, //. Российская модель конституционных преобразо­вании в сравнительной перспективе // Конституционное право: восточноевро­пейское обозрение. 2001 № 2. С. 149—154

§2. Разработка непринятие Конституции РФ 1993 г.43

голосованием (референдумом), парламентом. Указанные спосо­бы являются формами конституироваиия публичной власти.

Конституционный кризис в постсоветской России выявил различное видение конституции со стороны Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Президента. Верховный Совет решил принимать новую конституцию на Съезде народных де­путатов, назначив дату его созыва на 17 ноября 1993 г. Консти­туционная комиссия, созданная Съездом народных депутатов, подготовила проект новой конституции, и Верховный Совет одобрил его.

Президент в силу избрания его народом приобрел равно­значную с парламентом легитимность, более того, усилил ее в результате августовских событий 1991 г. Противостояние нарас­тало, и Президент отверг путь диалога со Съездом народных де­путатов и Верховным Советом (впоследствии он признал это своей ошибкой).

Конституционный кризис в конечном счете разрешился по­средством применения силы вопреки положениям действую­щей Конституции РСФСР и решениям Конституционного Су­да РФ. Инициативу в подготовке нового проекта конституции проявил Президент, и весь процесс дальнейшей его разработки находился под его полным контролем. В результате появился президентский проект конституции, для согласования которого с проектом, подготовленным работавшей тогда Конституцион­ной комиссией и одобренным Верховным Советом, в мае 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совеща­ние, призванное выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России.

Конституционное совещание состояло из 750 членов, рабо­тавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов РФ; представи­телей местного самоуправления; представителей партий, обще­ственных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную па­лату Конституционного совещания- В рамках Констатуциоиного совещания работала Комиссия конституционного арбитража.

На Конституционном совещании обсуждался проект консти­туции, внесенный Президентом РФ. Одновременно рассматри­вались проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией, многочисленные замечания и предложения граж-

44Глава 2. Конституция как основной источник права

дан. В результате длительной работы — с июня по октябрь 1993 г. — был выработан новый проект конституции. В целях обеспечения легитимности новой конституции Президент пред­ложил вынести ее на всенародное голосование, что стало воз­можным по результатам референдума 25 апреля 1993 г., поддер­жавшего данную инициативу.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В нем участвовали 54,8% зарегистрирован­ных избирателей, из них высказались за Конституцию 54,8%. Как видно из приведенных данных, многие избиратели (более 40%) не приняли участие в референдуме, да и большинство го­лосов, поданных за принятие Конституции, не являлось столь убедительным. В !7 субъектах РФ новая Конституция РФ не была одобрена. Такие результаты голосования отражали острое противостояние социально-политических сил российского об­щества в то время. Одобрение народом Конституции РФ фак­тически означало ее легитимацию.

В процессе подготовки новой конституции использовались разнообразные способы легитимации действий Президента по разрешению конституционного кризиса: обращение к доктрине естественного права, положениям международною права, к де­мократическим формам дискуссии как способам выбора стра­тегического пути развития. Использовался и авторитет Совета Европы.

Новая демократическая Россия, осознавая себя частью ми­рового сообщества, взяла твердый курс па уважение и призна­ние общепризнанных принципов и норм международного пра­ва, европейских стандартов в сфере обеспечения и зашиты прав и свобод человека и гражданина, плюралистической демокра­тии и правового государства. Поэтому закономерным явилось представление проекта конституции РФ на экспертизу в Ко­миссию Совета Европы «За демократию через право», более из­вестную под названием Венецианской комиссии, которая была создана в 199! г. Основная цель Венецианской комиссии — оказание помощи новым демократиям Центральной и Восточ­ное Европы по созданию политических и правовых структур, нсооходимых для функционирования плюралистической демо­кратии, обеспечения прав человека и верховенства закона; для развития существующих демократических структур, перед кото­рыми постоянно возникают новые проблемы в стремительно изменяющемся обществе. Комиссия в то время объединяла

§ 2. Разработка и принятие Конституции РФ

45представителей 38 государств членов, ассоциированных членов и наблюдателей. Россия являлась её ассоциированным членом. Члены Комиссии, назначаемые представительствами, выступают как эксперты в личном качестве. Как правило, это специалисты в области конституционного права, имеющие большой опыт работы в парламентах, правительствах, консти­туционных и иных судах.

В свое время в Венецианскую комиссию был представлен проект конституции, подготовленный Конституционной ко­миссией. В феврале 1993 г. большая группа экспертов приезжа­ла в Россию для его обсуждения. К сожалению, их работа, весь­ма полезная и конструктивная, не привлекла должного внима­ния народных депутатов.

Президентский проект конституции был представлен для экспертизы на очередном пленарном заседании Венецианской комиссии, состоявшемся в мае 1993 г. в Варшаве. Проект, до­работанный и утвержденный Конституционным совещанием, обсуждался на очередных пленарных заседаниях Венецианской комиссии в сентябре и ноябре 1993 г.

Свои отзывы представили видные университетские профессора, члены парламентов, экс-председатель и экс-судьи кон­ституционных судов: А, Л а Пер гол а, С. Бартоле (Италия), К. Экономидес (Греция), Е. Озбудум (Турция), С. Ботушарова (Болгария), 3. Кедзя (Польша), X. М. Пимснталь (Португалия), Ш. Бодуэн (Канада), Г. Хсльгессн (Норвегия), Ж. К. Шольсем (Франция) и др.

По просьбе Комитета министров Совета Европы Венециан­ская комиссия приняла обязательство по углубленному изуче­нию Конституции РФ, принятой всеобщим голосованием, в рамках сотрудничества между Россией и Советом Европы.

В российской печати и в других СМИ с критикой последних вариантов конституции РФ выступали историки, социологи, политологи, экономисты, которым вторили политически анга­жированные юристы. Они. как правило, пугали россиян тем, что принятие новой конституции грозит им «роковыми послед­ствиями». Вопреки этим утверждениям ни один из экспертов Венецианской комиссии не усмотрел в Конституции РФ закрепления модели личной диктатуры либо авторитарного ре­жима. Эксперты отмечали, что Конституция РФ включает ряд фундаментальных принципов, типичных для демократической

46Глава 2. Конституция как основной источник права

конституции, отражает специфические национальные особен­ности России и ее конституционные традиции.

Мнение Венецианской комиссии состояло в общей положи­тельной оценке Конституции РФ как соответствующей принци­пам демократического государства, основанного на господстве гграра и уважения к правам человека. Такая оценка Венециан­ской комиссии Конституций РФ послужила хорошим аргумен­том при решении вопроса о приеме России в Совет Европы.

В целом западными юристами был дан серьезный и обстоя­тельный анализ всех конституционных институтов: основ кон­ституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, взаимоотношений президента, пра­вительства и парламента, судебной системы, местного само­управления. Вместе с тем по некоторым пунктам эксперты со­чли нужным сделать замечания.

Эксперты ставили и обсуждали ряд теоретических проблем конституционализма в контексте исторической и современной практики конституционного строительства, носящих дискусси­онный характер, отмечали существование различных моделей тех или иных конституционных институтов. В числе таких про­блем — вопрос о характере конституции: следует ли в ней под­робно регламентировать общественные отношения либо доста­точно лишь зафиксировать основные принципы с последую­щим «естественным развитием Конституции». По мнению экспертов, авторы Конституции РФ избрали промежуточную модель: наряду с закреплением основ конституционного строя дается довольно четкая и подробная регламентация основных конституционных институтов — прав и свобод человека и граж­данина, федеративного устройства, президента, правительства, парламента, судебной власти. Отдельные положения, несомнен­но, явились результатом политического компромисса. Большим достижением, но мнению экспертов, явилось указание на пря­мое действие Конституции РФ, на то, что права и свободы че­ловека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение зако­нов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Комиссия с удовлетворением отметила, что в Конститу­цию РФ вошли положения об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации как составной части правовой системы,

§ 2. Разработка к принятие Конституции РФ 1993 г. 47

что «является вызовом и главным нововведением», позволяю­щем международному праву оказывать прямое воздействие на внутренне законодательство.

Плодотворной является мысль экспертов о том, что теория разделения властей эволюциоиизирует, что данный принцип нельзя абсолютизировать, доводить до абсурда. Степень «герме­тичности» трех ветвей власти в каждой стране оказывается своеобразной, индивидуальной. Так, по мнению экспертов, в настоящее время велика потребность участия в осуществлении законодательной функции других ветвей власти, а сама законо­дательная власть не может быть лишена определенных кон­трольных полномочий по отношению к другим ветвям власти с учетом их специфики. Основная цель Конституции, по мнению членов Комиссии, заключается в том. чтобы достаточно четко регламентировать отношения взаимозависимости и сотрудни­чества между ними. Единственно самостоятельной и независи­мой., по мнению экспертов, остается судебная власть. Все это «создаст хорошую основу для правового статуса личности», формирует фундамент подлинно демократического правового государства.

Рассматривая содержание главы «Федеративное устройство» и полагая, что стандартной формы федеративного устройства не существует и что федерация, которая не видоизменяется, может не соответствовать потребностям людей и развалиться, эксперты пришли к выводу, что Россия избрала модель центра­лизованной федерации. Это объясняется особенностями совре­менного этапа развития России.

При анализе глав «Президент Российской Федерации», «Фе­деральное Собрание», «Правительство Российской Федерации» эксперты справедливо отмечали, что форма правления «основа­на на новой и интересной концепции президентской власти» («полупрезидентское правление») и определяется в большей степени событиями демократического переходного периода в России, федеральной структурой Российского государства, не­жели какой-либо иностранной моделью. .Гут полезно вспом­нить российских оппонентов проекта конституции, которые во что бы то ни стало стремились критиковать институт президен­та в Конституции РФ, сравнивая его с американским или французским образцами.

Довольно точно были поняты экспертами особенности ин­ститута Президента РФ, которому отводится ведущая роль в

48Глава 2. Конституция как основной источник права

сфере высокой политики в соответствии с его статусом гаранта

конституции, прав и свобод человека и гражданина. Основная функция главы государства — это охрана суверенитета Россий­ской Федерации, ее независимости и государственной целостно­сти, обеспечение согласованного функционирования и взаимо­действия органов государственной власти. Указанные функции обусловливают «нейтральную власть» президента, выступающе­го в роли политического арбитра, который не вторгается в сферу судебной власти. Новизна конституции, по мнению экспертов, заключается в попытке найти оптимальное соотношение прези­дентской и парламентской форм правления, что выявляет как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотноше­ний президента, правительства и парламента.

Эксперты единодушно отмечали, что конституция закрепля­ет типичные для демократической конституции принципы ор­ганизации и функционирования Федерального Собрания в ка­честве парламента, осуществляющего законодательную власть в Российской Федерации.

Исключительное внимание эксперты уделили судебной вла­сти в силу ее роли в обеспечении принципа разделения вла­стей, придания федерализму большей сбалансированности, жизнеспособности- Особо эксперты отметили новизну положе­ний о Конституционном Суде РФ, о гарантиях его независимо­сти, о полномочиях, включая право давать толкование Консти­туции РФ.

Одновременно эксперты высказывали критические замеча­ния и предложения по всем разделам Конституции РФ, подчас развернутые и обоснованные, ставили проблемные вопросы, с которыми можно будет столкнуться в будущем и над разреше­нием которых следует работать уже сейчас. При этом они неод­нократно подчеркивали, что реальный смысл конституционных положений выкристаллизуется в ходе их применения, их реали­зации. При этом Венецианская комиссия придавала особое значение той роли, которую должен взять на себя Конституци­онный Суд РФ в обеспечении прав и свобод человека и гражда­нина, в функционировании и укреплении демократии и право­вого государства.

Экспертная и консультативная помощь Комиссии Совета Европы «За демократию через право» была полезной при окон­чательной доработке проекта конституции

§ 2- Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.49

Легитимность конституции нельзя сводить лишь к формаль­ному моменту — законному порядку ее принятия, т. е. преду­смотренного ранее действовавшей конституцией (хотя и этот момент имеет серьезное значение). Главное в легитимности конституции — это насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает.

Конституция РФ 1993 г. юридически оформила переход от советского тоталитаризма к новой общественной системе и но­вому конституционному строю и, учреждая демократическое правовое государство, в ст. 3 закрепила следующие нормы;

1) носителем суверенитета и единственным источником вла­сти в Российской Федерации является ее многонациональный народ;

2) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного само­управления;

3) высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы;

4) никто не может присваивать власть в Российском Федера­ции; захват власти или присвоение властных полномочий пре­следуется но федеральному закону.

Конституция РФ .1993 г. явилась выражением известного со­циального компромисса в расколотом обществе, переломным этапом па пути к гражданскому обществу и правовому государ­ству, обозначив начало перехода от номинального конститу­ционализма к реальному. Ее цели и идеи стали определяющи­ми для политических сил, выступающих за обновление, качест­венную модернизацию общества.

Учитывая общественно-политическую обстановку в стране, предшествовавшую принятию Конституции РФ, нельзя было рассчитывать на ее всеобщее признание. Внимание политиков и ученых акцентировалось па ее недостатках, пробелах и про­тиворечиях, на предложениях ее существенной корректировки, а то и на полном пересмотре.

Тем не менее процесс реализации и становления Конститу­ции показали, что она стала фундаментом и инструментом при­мирения основных политических сил, установления известного баланса ветвей публичной власти, что обеспечивает мирное развитие гражданского общества и государственной системы, коренную модернизацию общественных отношений, поступа-

50Глава 2. Конституция как основной источник Права

тельное движение б достижении целей, провозглашенных Кон­ституцией РФ. Она приобрела характер рациональной легитимности.

Политическая оппозиция приняла участие в выборах новых органов публичной власти и тем самым признала Конститу­цию. Укреплению основ легитимности Конституции параду с целями и принципами рыночной экономики, демократии., прав и свобод человека, реального федерализма и местного самоуправления служат и такие цели и идеи, как национальное воз­рождение, создание единого и сильного государства, воспита­ние патриотизма, утверждение режима конституционности и законности в обществе и государстве.

Конституция РФ явилась базой для установления политиче­ского согласия в обществе, стабильности и динамичного про­цесса развития экономики и демократического правления. Она создает условия для дальнейшей консолидации общества, для копституционализации экономического, социального, духовно­го и государственно-правового развития.

Опыт конституционного развития начиная с 1993 г. убежда­ет в плодотворности поступательного совершенствования кон­ституционных институтов президента, парламентаризма, неза­висимого правосудия, усиления социальной роли государства, проведения конституционной политики уважения человека, его прав и свобод как высшей ценности, создания реального феде­рализма и местного самоуправления, в возможности реализо­вать весь демократический и правовой потенциал действующей Конституции.

Легитимность конституции — непосредственное условие ее реальности и стабильности.

Реальность конституции обеспечивается тем, что ее предпи­сания исполнимы, гарантированы и реализуются в условиях де­мократии и правопорядка. В отличие от фиктивной реальная конституция гарантирует подлинное народовластие, права и свободы человека и гражданина, реальный федерализм и мест­ное самоуправление.

Стабильность конституции проявляется и незыблемости се предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющих­ся у власти, в неуклонном ее исполнении. Общественный ком­промисс, воплощенный в конституции, служит гарантией ста-

§ 3. Содержание и форма конституции51

бильности функционирования гражданского общества, госу­дарственной системы, конституционного строя.

Реальность и стабильность конституции объективно предо­пределены ее универсализмом, всеобщностью* т. е. высоким уровнем абстрактного опосредования общественных отноше­ний, типологического выражения ее правового содержания. Именно это качество конституции как нормативного правового акта и тех ее институтов, которые она учреждает и регулирует, позволяет путем использования специфических конституцион­но-правовых средств и механизмов обеспечить развитие разно­образных общественных отношений и на этой основе совер­шенствовать все элементы правовой системы. В силу универса­лизма и всеобщности конституция воздействует на предмет всего национального права. Иными словами, конституция, по­мимо собственного регулирования общественных отношений, содержательно воздействует на все отрасли национального пра­ва, на все отраслевое (текущее) законодательство, на судебную и иную правоприменительную практику.

Содержание и форма конституции

Содержание конституции состоит из разнообразных ее уста­новлений (положений, предписаний), которые сформулирова­ны предельно обобщенно, лаконично, сжато. Они выражают их обобщенный, абстрактный характер. Часто в научной литерату­ре все установления конституции рассматривают в качестве конституционных норм, подразделяющихся на нормы-цели, нормы-определения, нормы-принципы, нормы-правила и т. д.

На наш взгляд, в качестве обобщающей, родовой категории правильнее взять категорию установлений конституции, кото­рые по своему онтологическому статусу разнообразны. Это закрепленные в конституции пели и задачи, определения (де­финиции), принципы, нормы-правила, презумпции, преюдиции, символы, модели, конструкции.

Характер содержания и степень обобщенности установлений конституции неодинаковы. Общим свойством всех установлений конституции служит не только то, что они имеют обобщенный, абстрактный характер, но и то, что они являются регуляторами общественных отношений, имея нормативно-правовой харак­тер, так как конституционные установления непосредственно

52Глава 2. Конституция как основной источник права

связаны с определенными правовыми требованиями и последствиями.

В силу своих правовых свойств конституционные установле­ния занимают особое место в правовом регулировании общест­венных отношений, в системе источников права.

В научной литературе подчас высказываются суждения о не­обходимости полного пересмотра содержания Конституции РФ как. не соответствующего определенным идеалам. Чаще встреча­ются мнения о пробелах и противоречиях в содержании Консти­туции, о несовершенных, нечетких и непродуманных положени­ях, допущенных в результате работы над Конституцией ошибках и торопливости в ее принятии (С. А. Авакьяп, Э. Э Бари нов, С. А. Денисов, А. А. Кондратов, В. А. Лебедев, И. В. Щербакова И Др.)- При этом ученые-конституционалисты предлагают вос­полнить пробелы, дополнить и изменить существующий текст Конституции', основываясь на собственных представлениях о том, каким должно быть се содержание. Нередко они не учиты­вают высокую степень абстракции и системность, свидетельст­вующие не о ее недостатках, а о смысловой глубине, обобщенно­сти, всеобщем, универсальном характере Конституции. Все это дает прочную юридическую базу, основу для разнообразной ди­намичной конкретизации в соответствии с развитием и измене­нием социальной обстановки и политической ситуации в обще­стве и государстве.

Конституция РФ '— это системный акт, в котором все уста­новления по своему содержанию взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Ее содержание самодостаточно, оно определено волей народа и и счерпываю­щим образом изложено в тексте. В содержании Конститу­ции РФ нет пробелов и пет противоречий.

Конституция РФ предусматривает механизмы снятия неоп­ределенности в понимании ее установлений путем их офици­ального толкования и интерпретации, в том числе примени­тельно к новым жизненным условиям и обстоятельствам.

Форма конституции — это способ внешнего выражения ее текста и структура ее содержания. Иными словами, различают внешнюю и внутреннюю форму конституции.

1 См :;Конституция как символ эпохи / пол род. С А. Авакьяна: п 2 т. М., 2004. Г. ь С. 18-19, 106, 112, 115, 165-166, 206, 210.

§ 3. Содержание и форма конституции53

Внешняя форма конституции представляет собой словесное выражение конституционных установлений в едином кодифи­цированном акте (конституции, уставе, уложении и т. д.), спо­собы их формулирования согласно требованиям законодатель­ной техники. Деление конституций на писаные и неписаные на сегодняшний день утратило свой смысл. Писаные конституции в современном мире имеют форму единых кодифицированных актов за некоторым исключением, когда в отдельных странах (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Финляндия, Шве­ция) под конституцией понимают несколько взаимосвязанных нормативных правовых актов.

В царской России не было конституции как единого коди­фицированного акта. В начале XX в. под воздействием общеде­мократического движения и революционных выступлений ра­бочего класса парламентская монархия получила оформление в октроированных нормативных правовых актах. Важнейшими из них были Основные государственные законы 1906 г., получив­шие условное название «первая русская конституция». С уста­новлением советской власти в 1918 г. впервые была принята Конституция РСФСР в качестве писаного кодифицированного акта.

Внутренняя форма конституции есть способ ее организации, структура ее содержания, обеспечивающая согласованность ее составных частей, последовательность их расположения. Уясне­ние структуры конституции имеет важное значение для пони­мания смысла и содержания ее концепции.

Конституция РФ 1993 г. по своей структуре состоит из пре­амбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоя­щем из девяти глав, и заключительных и переходных положе­ний, являющихся вторым разделом.

В преамбуле Конституции РФ выражена концепция Консти­туции, сформулированы положения, характеризующие конс­титуционно-правовое мировоззрение. Преамбула Конститу­ции РФ входит составной частью во всю ее нормативную сис­тему.

Глава 1 «Основы конституционного строя» содержит совокуп­ность установлений, являющихся первичной нормативной ба­зой как для остальных норм Конституции РФ, так и для всей системы действующие законодательства. Положения названной главы утверждают в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; закрепляют принципы народовластия, верхо-

54 2. Конституция как основной источник права

Венства права; фиксируют государственный суверенитет Российской Федерации; устанавливают идеологический и полити­ческий плюрализм, свободу экономической деятельности, при­знание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федера­ция — Россия есть демократическое федеративное правовое го­сударство с республиканской формой правления.

Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником вла­сти в России является ее многонациональный народ и что сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, так и че­рез органы государственной власти и органы местного само­управления.

Именование государства правовым означает, что его органи­зация и деятельность определена и ограничена правом, а не мо­тивами политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости основ­ных прав и свобод человека.

Понятие республиканской формы правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти избираются либо формируются представительными уч­реждениями.

Федеративное устройство указывает на сложный состав го­сударства, на особые взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами.

Согласно ч. I ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке.

Конституционная характеристика Российского государства как светского предполагает отделение церкви от государства, отсутствие государственной или обязательной религии, свободу совести, вероисповедания (ст. 14, 28).

Единство всей системы государственной власти сочетается с ее осуществлением на основе разделения властей на законода­тельную, исполнительную и судебную. Органы законодатель­ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя данный принцип, государственные органы, относящиеся к разным ветвям, власти, осуществляют свои пол­номочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и урав­новешивая друг друга. При этом ни один государственный ор-

§3- Содержание и форма конституции55

ган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией РФ.

Глава2 «Права и свободы человека и гражданина». Ее место в структуре Конституции РФ свидетельствует о том значении, которое придается правам и свободам в свободном демократи­ческом обществе. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей. которыми он наделяется как субъект правоотношений, возни­кающих в процессе реализации норм всех отраслей права, В Конституцию РФ включены права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция РФ исходит из неотчуждаемого характера основ­ных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения (м- 2 ст. 17). Каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязан­ности. Права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они опре­деляют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность законодательной п исполнительной власти, местного са­моуправления и обеспечиваются правосудием (ст. !8).

Глава 3 «Федеративное устройства» определяет состав Рос­сийской Федерации. Субъектами РФ являются республики, края» области, города федерального значения, автономная об­ласть и автономные округа. Федеративное устройство базирует­ся на принципах разделения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Федерации и ее субъ­ектов, равноправия субъектов РФ во внутрифедеративиых от­ношениях. Федеративное устройство России основано на се го­сударственной целостности* и единстве системы государствен­ной власти.

Главы 4—7 {«Президент Российской Федерации*, «Федеральное Собрание». «Правительство Российской Федерации». «Судебная власть») устанавливают систему федеральных органов государ­ственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения между ними. На обшефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. I ст. 11). Президент РФ не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван обеспечивать «согла-

56Глава 2. Конституция как основной источник права

сованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет принципы организаций и функционирования местного самоуправления организационно-правовые формы и гарантии его осуществлен ния.

Раздел первый завершается гл. 9 «Конституционные поправ­ки и пересмотр Конституции», в которой устанавливаются слу­чаи полного пересмотра Конституции и внесения в нее попра­вок.

Раздел второй — заключительные и переходные положения — Конституции РФ имеет девять пунктов. В п. 1 устанавливается, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования и что одновременно прекращается действие Конституции РСФСР (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, предусматривается, что положения Конституции РФ действуют даже в случае их несоответствия положениям Федеративного договора, заключенного 31 марта 1992 г. В л. 2 определяется порядок действия законов и других правовых актов, действо­вавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. В п.3 - б говорится об осуществ­лении полномочий Президентом РФ, Правительством РФ и су­дами Российской Федерации в связи с их новыми полномочия­ми, установленными Конституцией РФ.

В п. 7—9 закрепляются порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и возмож­ность совмещения депутатской деятельности с деятельностью в качестве члена Правительства РФ.

Наши рекомендации