Формирование правового государства в Казахстане
Представляется, что идеи, содержащие в себе суждения о формировании и развитии демократического государства, имеются в творческом наследии казахских мыслителей. Одним из них является Абай Кунанбаев, который высказал ряд оригинальных суждений по вопросу формирования некоторых принципов правового государства, не потерявших своей значимости и в настоящее время. Абай стоял на позициях государственного суверенитета, высшей формой организации и защиты людей он признавал закон. О роли закона Абай писал: "необходимо знать своды законов, доставшихся нам от предков, - "Светлый путь" Касым хана, "Ветхий путь" Есим хана, "Семь канонов" Тауке хана. Важным критерием демократии, по мнению Абая, является верховенство закона. Идеи Абая о независимости судебной власти перекликаются с современными положениями Конституции РК и развитых стран о судах. Он выступает за бессрочное избрание судей и предлагает сделать их несменяемыми: "выбрать образованных и толковых не определяя срока их пребывания на посту... смещать только тех, кто обнаружит себя в неблаговидном деле". Гуманистические идеи Абая о справедливом, правовом государстве актуальны и сейчас, соединяя прошлое с настоящим.
Становление правового государства процесс длительный и сложный. Современный период Казахстана характеризуется возвращением нашего государства на путь общецивилизационного развития. Впервые Конституция 1993 года высшей ценностью РК провозгласила человека, его жизнь, права и свободы. Это положение закрепила и ныне действующая Конституция 1995 года в ст. 1.
Одним из признаков правового государства является реализация принципа разделения властей в организации государственной власти. Впервые он был выделен в качестве системообразующего принципа в ст. 7 Декларации "О гос. суверенитете Казахской ССР" от 25.10.1990 года. В соответствии с которым происходило реформирование всей системы государственной власти. Конституция РК в ст.3 п. 4 отмечает, что гос. власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательная власть осуществляется Парламентом РК, исполнительная - Правительством, судебная - Верховным судом и нижестоящими судами РК. Наличие реальной системы сдержек и противовесов - отличительное свойство новой Конституции. К элементам системы сдержек и противовесов относится парламентский импичмент, выражение вотума недоверия Правительству, право роспуска Парламента Президентом, отставка Правительства и его членов.
В настоящее время формируется механизм конституционного контроля. Становление конституционного контроля в Республике связано с конституционным установлением о формировании правового государства. Безусловное верховенство Конституции перед другими нормативными актами является одним из признаков правового государства. Другим же основополагающим принципом правового государства является верховенство права, выражающееся в обязательном подчинении самого гос-ва и его органов Конституции РК.
Конституционный Совет вправе признать неправовыми, т.е. несоответствующими Конституции, законы и иные нормативные акты, если они противоречат Конституции.
Конституция РК, признавая, что человек, его права и свободы - высшая ценность, - исходит из того, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека являются главной обязанностью государственной власти. Причем Конституция заложила основу для создания реальной системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
Конституция способствует формированию гражданского общества в РК. Это выражается в признании Конституцией идеологического и политического многообразия (ст.5). Народ осуществляет власть на основе политического плюрализма. Конституция гарантирует политическим партиям, общественным объединениям, движениям равные возможности для участия в политической и государственной жизни. Исключается возможность установления какой-либо идеологии в качестве господствующей. Гражданское общество характеризуется в конституционном допущении многообразия форм собственности, рыночного хозяйства, социального партнерства потребителя и производителя, гражданина и государства.
Достижением Конституции 1995 года является гарантированность независимости судей всех уровней. Независимость судебной власти определяется особым порядком избрания, назначения и прекращения полномочий судей, а также участием в формировании судейского состава независимых органов как Высшего судебного Совета и квалификационной комиссии юстиции (ст.82 пп.4,5). Закреплен принцип постоянства судей (ст.79 п. 1), судьи избираются и назначаются пожизненно. Дополнения, внесенные Парламентом в Конституцию РК от 7 октября 1998 года, направлены на демократизацию судопроизводства. Согласно ст.75 п.2 уголовное судопроизводство в определенных законом случаях будет осуществляться с участием присяжных заседателей. Конституционным законом РК "О судах и статусе РК" от декабря 1995 года с изменениями и дополнениями суды утверждаются как самостоятельная власть, независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей.
Ст. 1 Конституции РК провозглашает Казахстан правовым государством. Представляется, что Казахстан стоит на пути формирования правового государства и конституционного закрепления основных его признаков.