Особенности метода правового регулирования в конституционном праве.
Определение метода конституционного регулирования не исчерпывается установлением способов правового воздействия субъектов конституционного права на общественные отношения. Важно также устанавливать круг и статус таких субъектов, которыми являются народ, нация, лицо и т.д..
Сущность, структурные и функциональные особенности метода конституционного регулирования определяются характером и спецификой предмета регулирования.
1. Посредством конституционного регулирования закрепляются не все, а главные, кардинальные принципы и положения, которые определяют содержание и основные направления развития общества. Роль этого регулирования заключается в том, чтобы объединить волю народа Украины в одно целое, направить народ на достижение задач и целей, стоящих перед ним.
2. Максимально высокий юридический уровень - характерная особенность этого метода. Конституция Украины на высшем законодательном уровне закрепляет отношения,
возникают и действуют в процессе осуществления основ полновластия народа Украины. И это закономерно, поскольку Конституция имеет абсолютную высшую юридическую силу, а все остальные акты должны безоговорочно ей соответствовать. Непосредственное закрепление - определяющий метод области конституционного права Украины.
Конституционному праву свойственны и другие методы установления и применения правовых норм.
Выбор методов зависит от того, какие отношения регламентируются: общие или конкретные? При возникновении общих отношений, правовых состояний применяются методы общего регламентирования, учредительные методы, методы деклараций, установление принципов, целей и задач организации и деятельности субъектов конституционного права.
Наибольшее распространение в конституционном праве (естественно, после метода непосредственного конституционного нормозакриплення) получили такие способы правового регулирования, как позитивные обязательства, разрешение, запрет, регламентирование структуры и т.п..
Характерно, что значительная часть государственно-правовых отношений по своей природе и содержанию чрезвычайно сложные, комплексные. Поэтому их регулирование осуществляется, как правило, не одним методом, а их совокупностью. Это характерно, например, для политических и национально-государственных отношений, отношений между личностью и государством, представительными, исполнительными и судебными органами.
3. Конституционное право преобладают методы императивного, централизованного регулирования, при котором отношения между субъектами права основываются на принципах субординации, т.е. подчинение одного субъекта другому. И это не случайно, поскольку объектом конституционного правового воздействия является основополагающие отношения властвования (власти) народа Украины. Такая императивность отличает рассматриваемую отрасль от других отраслей, где мера категоричности предписаний может быть значительно слабее.
В связи с этим поведение субъектов конституционного права строго программируется, а их права четко и однозначно определены. Они не могут быть переданы, например, иностранным гражданам. Нельзя и отказаться от них.
Существуют, правда, исключения из этого общего права, т.е. когда отношения между субъектами конституционных отношений основываются на принципах равенства, паритетности. Так, отношения между местными советами различного уровня по поводу совместного проведения сессий, образования хозяйственных и управленческих структур на паритетных началах является типичным примером равноправных конституционных отношений.
4. Одной из особенностей метода конституционного регулирования является его учредительный характер. В обществе
многие отношения, которые нуждаются первичного правового воздействия, т.е. регулируются "впервые". Не случайно в этом отношении исключительная роль Конституции, которая устанавливает основы конституционного строя, принципы взаимоотношений личности и государства и т.д.. Именно таким методом устанавливаются порядок формирования органов государственной власти, принятия правовых актов органов государственной власти, конструкция правовой системы и т.д..
5. Метод конституционного регулирования имеет универсальный характер. Его действие в большинстве случаев распространяется на все сферы жизнедеятельности, а нормы других отраслей регламентируют конкретные стороны общественной жизни.
Универсальность метода конституционного регулирования состоит и в том, что его влияние распространяется практически на все отрасли системы национального права. Общее регулирование, таким образом, приобретает в определенной плоскости черт конкретного, персонифицированного регулирования.
6. Специфической чертой метода, рассматривается, является сочетание непосредственного, прямого регулирования общественных отношений нормами конституционного права с косвенной (опосредованной) действием всей Конституции, ее институтов и отдельных норм. Так, нормы, регулирующие порядок избрания Президента Украины - это абсолютно определенные, конкретные правовые нормы. Вместе нормы-принципы, нормы, закрепляющие народовластия, ответственность субъектов конституционных отношений, наполняют практически все нормы отрасли, определяют их основные структурные и функциональные характеристики.
7. Сочетание стабильности и динамизма - одна из специфических признаков метода конституционного регулирования. С одной стороны, Конституция - это очень постоянный, устойчивый политико-правовой документ, о чем свидетельствует, в частности, порядок изменения ее положений. Государствоведов по этому поводу говорят о "жесткость" Конституции.
С другой - Конституция не может не учитывать развитие общественных отношений. Консерватизм Конституции - явление нежелательное, поскольку превращает ее в тормоз социального прогресса. Жизнь властно требует своевременного внесения изменений и дополнений в Конституцию. Задача состоит в соблюдении рационального соотношения между стабильностью и динамизмом Конституции. Это, естественно, предопределяет особенности методов правового регулирования. Именно они в практической плоскости и решают проблему согласования устойчивости и динамики общественных отношений.
Таким образом, конституционный метод правового регулирования является одной из важнейших квалификационных признаков, которые выделяют конституционное право в самостоятельное звено всей системы национального права Украины.