Тема № 15. Организация выборов и установление их результатов.

Задание 1.

Процедура выборов Президента в республике Н.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.2004 г. №1603 и на основании Федерального закона №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" полномочный представитель Президента в федеральном округе рассматривает кандидатов по следующим требованиям:

1) высшим должностным лицом может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

2) не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта граждане Российской Федерации:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

в) которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления;

г) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию);

д) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

е) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

3) при внесении предложений по кандидатурам учитываются их авторитет и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта Российской Федерации.

Полномочный представитель Президента в федеральном округе представляет не менее 2 кандидатур руководителю Администрации Президента Российской Федерации.

Указанные предложения вносятся не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения его полномочий - в течение 10 дней.

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации рассматривает предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, проводит необходимые консультации и представляет кандидатуры и соответствующие документы Президенту Российской Федерации.

К предложению по кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прилагаются:

· копия декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, с отметкой соответствующего налогового органа о принятии декларации на рассмотрение;

· справка о результатах предварительных консультаций по предлагаемой кандидатуре;

· материалы, характеризующие предлагаемую кандидатуру, а также информационные и иные справочные материалы;

· заявление гражданина, кандидатура которого представляется на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, о согласии на рассмотрение его кандидатуры с обязательством в случае наделения его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прекратить деятельность, несовместимую в соответствии с федеральным законодательством со статусом этой должности.

Политические партии могут инициировать предложение по кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при условии, если законодательный орган субъекта Российской Федерации поддержал данную кандидатуру, тогда руководитель Администрации Президента РФ рассматривает это предложение и представляет данную кандидатуру и соответствующие документы Президенту Российской Федерации (дополнительно прилагается решение законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Президент Российской Федерации вносит в законодательный орган субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Законодательный орган субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня внесения представления.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный орган субъекта Российской Федерации, его решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации считается принятым, если за гражданина проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат законодательного органа субъекта Российской Федерации.

В случае, если законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение о наделении представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо отклонил указанную кандидатуру, проводятся консультации с законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и политической партией, внесшей Президенту Российской Федерации предложение об этой кандидатуре. С учетом результатов консультаций Президент Российской Федерации вправе повторно внести представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Представление о кандидатуре может быть повторно внесено Президентом не позднее семи дней со дня истечения срока принятия соответствующего решения законодательным органом субъекта Российской Федерации или не позднее семи дней со дня отклонения кандидатуры, первоначально внесенной Президентом.

В случае, если после повторного внесения Президентом Российской Федерации представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации законодательный орган субъекта Российской Федерации не принял решение о наделении представленной кандидатуры полномочиями либо отклонил указанную кандидатуру, Президент вправе принять решение о роспуске законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Задание 2.

Законодательное собрание Чукотского автономного округа обрати­лось в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о про­верке соответствия Конституции РФ отдельных положений Федераль­ного закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающих распределение половины мест в Государственной Думе между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорцио­нально количеству голосов, поданных за каждый список.

По мнению заявителя, Конституцией РФ установлено, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государствен­ной власти. Конституцией РФ не предусмотрено право юридических лиц на выдвижение кандидатов. Поэтому, по мнению собрания, избра­ние депутатов Государственной Думы по федеральным спискам канди­датов в депутаты, выдвинутых общественными объединениями и партиями (как юридическими лицами), нарушает конституционные избира­тельные права граждан Российской Федерации.

Какое решение должен принять Конституционный Суд РФ?

Становились ли подобные вопросы, в том числе о правах юридиче­ских лиц, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ ранее?

Отвечая на вопрос задачи нужно обратиться к Определению Конституционного суда РФ от 20.11.1995 № 77-О « Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998г. № 26-П « По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Регламентация избирательных процедур, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, различные решения, причем определяются они, как правило, не в текстах конституций, а законодательным путем. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной, будет ли введен определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать в поддержку списка избирательного объединения, с тем чтобы оно имело право участвовать в распределении депутатских мандатов, как будет определятся допустимое отклонение численности избирателей в избирательном округе от единой нормы представительства.

Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. Этот выбор осуществляет представительный орган – Федеральной Собрание Российской Федерации- в соответствии с правилами законодательной процедуры. В соответствии с конституционными принципом разделения властей Конституционный Суд РФ не в праве подменять законодателя. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» он решает исключительно вопросы права (ст.3) и должен воздерживаться от рассмотрения дел, в которых, по сути преобладают аспекты политической целесообразности.

Таким образом Федеральный закон от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не противоречит нормам Конституции РФ.

Наши рекомендации