Подсчет голосов и установление результатов выборов, их опубликование.

Порядок подсчета го­лосов избирателей и установления результатов выбо­ров регулируется ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, законами субъектов Российс­кой Федерации, а при проведении выборов в органы местного самоуправления также и уставами муници­пальных образований.

Подсчет осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

Уже после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей и иных лиц, чье присутствие разрешено законом, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

В дальнейшем председатель, его заместитель или секретарь комиссии уточняет число бюллетеней, полученных участковой комиссией, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении комиссии.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса.

После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса.

Ключевым документом участковой избирательной комиссии, в котором отражены решения комиссии об итогах голосования, является протокол комиссии. Протокол об итогах голосования составляется на одном листе.

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. В дальнейшем первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии.

Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иностранным наблюдателям, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, документацией референдума, включая бюллетени, список избирателей, участников референдума, а также печать участковой комиссии передаются в вышестоящую комиссию для хранения.

Обработка поступающих из УИК данных об итогах голосо­вания на конкретных участках, их сведение и обобщение вплоть до установления общих итогов и определения результа­тов выборов возложены законодательством о выборах на выше­стоящие избирательные комиссии. Законом предусмотрена по­следовательная передача данных из нижестоящих в вышестоя­щие комиссии с обработкой этих данных на каждом уровне. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования УИК, ТИК, ОИК, ИКМО, ИКС РФ немедленно после их подписа­ния членами соответствующей комиссии с правом решающего голоса поступают в вышестоящую комиссию в целях суммиро­вания содержащихся в них данных и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум и оп­ределяющую результаты этих выборов, референдума.

Закон устанавливает, что на основании данных указанных протоколов после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая избирательная комиссия путем сум­мирования этих данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в избирательном округе, субъек­те РФ или в Российской Федерации в целом. Решение каждой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется ее протоколом об итогах голосования.

По протоколу каждой нижестоящей комиссии проверяется правильность его составления и заполнения, наличие всех до­кументов, которые в соответствии с законом должны быть к нему приложены. Затем проводится проверка выполнения кон­трольных соотношений внесенных в протокол чисел.

Ло­гическим завершением выборов является определение их ре­зультатов, т. е. того, произошло ли демократическое избрание, и если произошло, то кому народ (в лице избирателей) как ис­точник власти делегировал осуществление властных полномо­чий соответствующего уровня и вида.

Избирательная комиссия, наделенная правом на определе­ние результатов выборов (т. е. организующая выборы комиссия или окружная избирательная комиссия по соответствующему избирательному округу), определяет их на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных.

О результатах выборов указанная комиссия составляет в двух экземплярах протокол и сводную таблицу, которые подпи­сывают все присутствующие члены этой комиссии с правом ре­шающего голоса.

Соответствующая избирательная комиссия после определе­ния результатов выборов извещает об этом зарегистрированно­го кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом. После этого избранный кандидат обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа или иного документа об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей. В случае невыполнения этого тре­бования кандидат не получает депутатского мандата или не признается избранным.

Результаты выборов согласно принципу их гласности долж­ны быть в обязательном порядке доведены до сведения народа на всей территории Российской Федерации или на соответст­вующей ее части.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает такие формы доведения до сведения избирателей итогов голосования и результатов выбо­ров, как их опубликование и обнародование.

Общие данные о результатах выборов по каждому избира­тельному округу направляются в СМИ в течение одних суток после определения результатов выборов. Официальное опубли­кование результатов выборов осуществляется соответствующей избирательной комиссией не позднее чем через 1 месяц со дня голосования.

Финансирование выборов.

Финансовое обеспечение представляет собой один из элементов обеспечительной составляющей избирательного про­цесса. Финансовое обеспечение выборов можно рассмат­ривать как правовой институт, представляющий собой совокуп­ность норм избирательного права, регулирующих отношения в сфере финансирования процесса подготовки и проведения вы­боров, с одной стороны, и финансирования кандидатами, изби­рательными объединениями своих избирательных кампаний − с другой.

В соответствии со ст. 57 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).

Расходы, связанные с проведением референдума Российской Федерации, осуществляются за счет средств, выделенных из федерального бюджета на указанные цели в порядке и сроки, установленные ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Расходы, связанные с проведением иных референдумов, − за счет средств, выделенных соответственно из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на указанные цели.

Кандидаты, инициативная группа по проведению референдума обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей кампании.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.

Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что при выдвижении инициативы проведения местного референдума при определенном числе участников референдума на территории соответствующего муниципального образования (но не более пяти тысяч участников референдума) создание инициативной группой референдума фонда референдума необязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума. Предельный размер расходования средств фонда референдума, источники его формирования и предельный размер пожертвований и перечислений в фонд референдума устанавливаются законом.

Ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях…» предусматривает, что все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет. Избирательный фонд буквально представляет собой денежные средства, аккумулируемые и расходуемые для целей финансирования избирательной кампании, проведения референдума. Для целей такой аккумуляции открывается специальный избирательный счет.

Избирательные фонды носят строго целевой характер. Этот признак представляется наиболее многогранным из всех.

В соответствии со ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях…» избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет:

1) собственных средств кандидата, избирательного объединения;

2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

3) добровольных пожертвований граждан;

4) добровольных пожертвований юридических лиц;

5) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума:

1) иностранным государствам и иностранным организациям;

2) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного п. 10 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях…»;

3) лицам без гражданства;

4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования (при проведении референдума − на день внесения пожертвования) и т.д.

Наши рекомендации