Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

Из содержания Конституции и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вытекают следующие принципы местного самоуправления.

  1. < FONT>Автономность местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление организационно обособлено от системы государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В связи с этим влияние государства на определение персонального состава органов и должностных лиц местного самоуправления строго ограничено. Органы местного самоуправления формируются населением муниципального образования самостоятельно, либо через выборные органы. Это в равной степени относится и к должностным лицам местного самоуправления.

Государство вправе вмешиваться в деятельность населения по решению вопросов местного значения исключительно в тех случаях, когда совершено правонарушение, ставящее под угрозу права и свободы граждан, либо иные социально значимые ценности.

  1. < FONT>Самостоятельность местного самоуправления. Муниципальные образования наделяются собственной компетенцией по решению некоторой части публичных вопросов, именуемых вопросами местного значения. Государство, исходя из статьи 12 и главы 8 Конституции Российской Федерации сознательно и добровольно отказалось от части собственных полномочий в пользу населения муниципальных образований.

Вопросы местного значения могут решаться только населением муниципального образования непосредственно или через органы местного самоуправления.

Конституционный суд неоднократно указывал на то, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление (См.: Постановления от 24.01.97 «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Собрание законодательства Российской Федерации 1997. №5; от 15.01.98, «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // Собрание законодательства Российской Федерации 1998. №4; от 30.11.2000 №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000 №50.).

Временное осуществление полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти допускается только в исключительных случаях и только как временная, в основе своей чрезвычайная мера.

Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями подчеркивает самостоятельность местного самоуправления. Государство признает, что полномочия, не связанные с вопросами местного значения должны передаваться в особой процедуре, гарантирующей права органов местного самоуправления и населения муниципальных образований.

  1. < FONT>Независимость местного самоуправления. Население муниципальных образований осуществляет местное самоуправление непосредственно, либо путем создания собственных органов местного самоуправления. Система и структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно, в рамках, установленных законом. Кроме того, местное самоуправление осуществляется населением муниципального образования исходя из собственных интересов, которые не обязательно совпадают с интересами субъекта Российской Федерации и государства в целом.

Независимость местного самоуправления предполагает наличие собственной ресурсной базы, обеспечивающей эффективное решение вопросов местного значения, в частности, муниципальной собственности, местных налогов и сборов.



  1. < FONT>Ответственность. В системе местного самоуправления ответственность следует понимать в позитивном и негативном смысле.

Ответственность в позитивном смысле означает, что население муниципального образования непосредственно или через соответствующие органы осуществляет местное самоуправление под свою ответственность. Государство передало населению не только полномочия, но и всю полноту ответственности за их осуществление. Например, если как-либо город оказался не готов к зиме, ответственность за это несут прежде всего органы местного самоуправления. Кроме того, государство не несет ответственность по обязательствам муниципальных образований.

Ответственность в негативном смысле, то есть обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за нарушение правовых норм, органы местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

  1. < FONT>Значительный удельный вес форм непосредственной демократии. Исходя из легального определения местное самоуправление считается деятельностью населения. Законодатель делает особый акцент на том, что эта деятельность осуществляется во-первых непосредственно, и во-вторых, через органы местного самоуправления.

Впрочем, это не значит, что на местном уровне формы непосредственной демократии получили широкое распространение. Значительный удельный вес они имеют только по сравнению с системой государственной власти.

Референдумы на уровне Российской Федерации и ее субъектов в последние годы практически не проводятся. На местном уровне референдумы достаточно часто проводились по территориальным вопросам (объединение муниципальных образований). В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения данных вопросов проводится не референдум, а голосование.

Кроме того, на местном уровне, в отличие от уровня Российской Федерации, существует институт отзыва выборных лиц.

Институт народной правотворческой инициативы также получил развитие только в системе местного самоуправления, а такие формы непосредственной демократии как собрания, сходы, конференции граждан в принципе нельзя использовать на ином уровне, кроме муниципального.

Диалоговая задача
1.

Президент РФ вернул без подписания принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», указав в качестве мотивов отказа несоответствие отдельных положений принятого Закона Конституции РФ. Государственная Дума и Совет Федерации преодолели вето Президента РФ, однако Президент вновь вернул закон без подписания, ссылаясь на нарушения процедуры, допущенные при повторном рассмотрении и голосовании по данному Закону. Государственная Дума и Совет Федерации не согласились с доводами Президента РФ, настаивая на отсутствии каких-либо процедурных нарушений при повторном принятии Закона.

Что представляет собой вето Президента РФ? Каковы правовые последствия его вынесения?

Может ли Президент РФ не подписать Закон после его повторного принятия палатами Федерального Собрания и преодоления вето Президента?

Когда в этом случае закон будет считаться принятым?

Как может быть разрешен в этом случае конфликт между Президентом РФ и палатами Федерального Собрания?

Приведите правовые позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу.

Каковы полномочия Президента РФ в области законодательной деятельности?

2.

При принятии Федерального закона, учреждающего должность Государственного Секретаря Российской Федерации (органа, осуществляющего регистрацию нормативных и ненормативных актов и обеспечивающего контроль за их законностью, в том числе судебное обжалование), возник спор между Государственной Думой и Советом Федерации. Предметом спора стал вопрос о том, какая из палат должна иметь право назначения Государственного Секретаря РФ.

Дайте оценку возможным доводам в поддержку права каждой из палат..

Какова цель создания двух палат парламента?

Какие принципы положены в основу разграничения предметов ведения между палатами Федерального Собрания в Конституции РФ?

3.

Гражданин Г. И. Розинский обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение его прав Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации». Розинский посчитал не соответствующим Конституции сам принцип назначения членов Совета Федерации. По его мнению, этот порядок нарушает правило прямого избирательного права и нарушает принцип разделения властей, поскольку исполнительная власть прямо назначает своего представителя. По мнению заявителя, органы обеих ветвей власти в субъектах Российской Федерации должны представлять альтернативные кандидатуры, а право окончательного выбора должно оставаться за избирателями.

Оцените аргументы заявителя.

4.

Депутат Государственной Думы был госпитализирован на 2 месяца с подозрением на серьезное заболевание. Согласно п.2 ст.85 Регламента Государственной Думы он составил заявление, в котором указал, что передает свой голос руководителю своей фракции, а также указал, что руководитель фракции может распоряжаться его голосом по вопросам, рассматриваемым палатой, по своему усмотрению.

Оцените с правовой точки зрения содержание данного заявления.

5.

Частью первой статьи 136 Федерального закона от 24 декабря 2002 года «О федеральном бюджете на 2003 год» на 2003 год приостановлено действие положения статьи 14 федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", в соответствии с которым Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал (часть вторая); форма отчета утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации (часть третья); в целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, в Российской Федерации вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность; решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством Российской Федерации по представлению Счетной палаты (часть четвертая). Группа членов Совета Федерации направила запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности статьи 136 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год».

Проанализируйте конституционность приостановки действия указанных выше положений федерального закона «О Счетной палате».

Реализации каких норм Конституции РФ препятствует приостановка действия указанных норм?

6.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Симоненко внес в Государственную Думу предложение о принятии закона «О служебном собаководстве в Российской Федерации». При обсуждении законопроекта в первом чтении возник вопрос о внесении поправок в данный законопроект. Депутат Симоненко выступил на заседании Государственной Думы и выразил свои возражения против внесения каких-либо изменений в проект закона. Возражения он мотивировал тем, что, как автор законопроекта, только Симоненко может вносить какие-либо коррективы в предложенный им законопроект.

Дайте юридическую оценку аргументам депутата Симоненко.

Сохраняет ли автор законопроекта право авторства на внесенный им на рассмотрение Государственной Думы проект закона? Ответ подкрепите ссылками на законодательство РФ.

7.

Принятый Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации РФ законопроект был направлен Президенту РФ для промульгации. Президент РФ, воспользовавшись своим правом вето, отклонил его без изложения мотивов своего поступка. Председатель Государственной Думы, возражая против действий Президента, указал, что Президент, отклоняя предложенный для промульгации федеральный закон, должен указать мотивы отклонения с тем, чтобы у Государственной Думы имелась возможность доработать законопроект с учетом мнения Президента. Президент не согласился с доводами председателя Государственной Думы.

Дайте юридический анализ поведению указанных субъектов законодательного процесса. Свой ответ аргументируйте.

8.

В 2004 году в Государственную Думу Российской Федерации поступило представление прокурора города Москвы о лишении депутата Государственной Думы Н. депутатской неприкосновенности и прекращении его полномочий. На заседании фракции, к которой принадлежал депутат Н. было принято решение о лишении его депутатских полномочий.

Какие процессуальные ошибки были допущены в данном случае?

Насколько правомерным является принятое фракцией решение?

9.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 1995 года № 16-П по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года, признавая неконституционными отдельные нормы указанного Положения об особом порядке привлечения депутата к уголовной и административной ответственности выразил следующую правовую позицию: «Исключив возможность привлечения депутата к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержания, ареста, обыска, личного досмотра или допроса без согласия Калининградской областной Думы, Временное положение установило особый, не предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральным законом порядок осуществления правосудия и судопроизводства. Между тем, по смыслу статей 71 (пункты «г», «о»), 77 (часть 1), 118 (часть 3), 120 (часть 1) и 124 Конституции Российской Федерации порядок организации и деятельности судебной власти, осуществление правосудия относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

Насколько уместной, на ваш взгляд, относится к рассматриваемой ситуации, приведенное Конституционным Судом обоснование правовой позиции?

10.

Гражданин Н. К. Абелев припарковал свой автомобиль в зоне действия знака «Остановка запрещена». Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Абелев посчитал действия ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированное ст. 35 Конституции РФ. ГИБДД представило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством.

Какое решение следует вынести в случае передачи дела в суд? Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом в отличие от административного права?

11.

Общественная организация «Общество защиты прав потребителей “Альтернатива”» обратилась в Верховный Суд РФ с требованием в интересах потребителей признать «Правила пользования электрической энергией», утвержденные Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР, утратившими силу, ссылаясь на то, что они не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а поэтому в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не подлежат применению.

Представитель министерства в судебном заседании заявил, что указанные Правила в 1982 г. в соответствии с установленным порядком были выпущены тиражом 200 тыс. экземпляров и разосланы для свободной продажи. Установленный Конституцией РФ 1993 г. порядок опубликования в официальных изданиях, равно как и общее требование о применении только опубликованных нормативных актов, распространяется лишь на акты, принятые после вступления в силу Конституции РФ.

Какое решение следует принять по этому делу?

12.

В 1995 г. предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала норма Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы РФ, устанавливавшая смешанную несвязанную мажоритарно пропорциональную избирательную систему. Одна из сторон утверждала, что Конституция РФ прямо не закрепляет тип избирательной системы, следовательно, нормы, регулирующие конкретные правоотношения, в ней отсутствуют, и предмета для рассмотрения Конституционного Суда РФ нет и не может быть. Другая сторона возражала, что Конституционный Суд РФ вправе проверять закон на соответствие норме, не регулирующей конкретное правоотношение, на соответствие норме-принципу, определяя ее правовое содержание. Большинство конституционных норм носит абстрактный характер, характер норм-принципов, и именно поэтому для их толкования создан специальный орган — орган конституционной юстиции.

В чем особенности метода конституционного регулирования? Чем отличаются нормы конституционного права от норм других отраслей права? Позиция какой стороны вам представляется более правильной и почему?

13.

ЗАО «N» получило разрешение от Правительства Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор внес в Правительство Санкт-Петербурга представление о нарушении тех положений Устава Санкт-Петербурга, которыми закрепляется статус официальных символов Санкт-Петербурга, а также Закона Санкт-Петербурга «О детальном описании официальных символов Санкт-Петербурга и порядке их использования». Одновременно наследники композитора Р.Глиэра возбудили гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга против ЗАО и Правительства Санкт-Петербурга.

Какие правоотношения имеют место в данной ситуации, нормы каких отраслей права подлежат применению? Выделите конституционные, административные, гражданские, гражданско-процессуальные правоотношения.

В чем особенность конституционных правоотношений (назовите их отличительные признаки).

14.

При принятии решений на пленарных заседаниях Государственной Думы широкое распространение получила практика передачи своего голоса отсутствующими депутатами их коллегам по фракции. Принятый таким образом федеральный закон был оспорен Президентом РФ в Конституционном Суде РФ по причине нарушения процедуры его принятия. Отстаивая конституционность процедуры принятия закона и практики голосования за отсутствующих депутатов, депутаты Государственной Думы указали на следующее: названная практика представляет собой конституционно-правовой обычай, который является самостоятельным источником конституционного права и не требует поэтому дополнительного закрепления в Регламенте Государственной Думы ФС РФ.

Дайте оценку правовой позиции депутатов Государственной Думы. Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовые обычаи? Каковы признаки конституционно-правового обычая, условия и пределы его применения?

15.

При подготовке проекта федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» среди разработчиков возник спор по вопросу о том, как должен именоваться акт о поправке к Конституции РФ. Часть разработчиков настаивала на том, чтобы акт о поправке принимался в форме федерального конституционного закона, поскольку ст.136 Конституции РФ прямо предписывает принимать поправки «в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона». Другая группа разработчиков возражала против такого толкования ст. 136 Конституции РФ, указывая на то, что акт о поправке к Конституции РФ – особый акт, равный Конституции РФ по юридической силе, поэтому должен иметь особую правовую форму, отличную от федерального конституционного закона.

Чья позиция представляется Вам более обоснованной и почему. Аргументируйте Вашу позицию. Какая из указанных позиций была в конечном итоге реализована в тексте названного Федерального закона и каким образом? Имеются ли правовые позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу? Если да, то приведите их со ссылками на соответствующие решения Конституционного Суда РФ.

16.

В связи с изменением наименования Республики Северная Осетия – Алания, произведенным в Конституции Республики, Президент РФ своим Указом внес изменение в ч.1 ст.65 Конституции РФ. Группа депутатов Государственной Думы выступила с инициативой оформления запроса о проверке конституционности такого порядка изменений в Конституцию РФ. По мнению депутатов, внесение изменения в Конституцию Указом Президента РФ противоречит принципам верховенства и стабильности Конституции РФ, не соответствует проводимой в Конституции РФ идее жесткой Конституции.

Дайте оценку аргументам депутатов и изложите Вашу позицию по этому вопросу. Имеются ли правовые позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу? Если да, то приведите их со ссылками на соответствующие решения Конституционного Суда РФ.

17.

В ноябре 1997 г. Министерство имущества Российской Федерации потребовало от Профсоюза работников народного образования возвратить числящийся на его балансе стадион «Двигатель» в г. Самаре, поскольку имущество профсоюзных организаций являлось по Конституции СССР социалистической собственностью, а значит, в настоящее время оно является государственной собственностью.

Возражая на это требование, профсоюзная организация заявила, что имущество профсоюзов являлось не государственной, а общественной собственностью в СССР, следовательно, теперь оно должно считаться собственностью соответствующих юридических лиц, т. е. частной собственностью. Кроме того, в условиях деления единой государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации неясно, кому следует передать стадион — Самарской области или Российской Федерации.

Спор был передан на рассмотрение областного суда.

Какие формы собственности признавались в соответствии с Конституцией СССР 1977 г.? Каким образом происходило оформление собственности в 1990-е гг.? Какое решение должен вынести суд?

18.

Гражданин А. М. Седюкин, служащий Административного комитета Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, обратился в Смольнинский федеральный районный суд с требованием о предоставлении ему ежегодного отпуска в июне месяце в связи с обучением на вечернем отделении факультета менеджмента СПбГУ, ссылаясь на следующие обстоятельства. Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 г. № 1116 было утверждено положение о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях. В частности, указанным положением было предусмотрено, что при предоставлении ежегодных отпусков рабочим и служащим, обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, администрация предприятий, учреждений, организаций обязана приурочивать, по их желанию, эти отпуска ко времени проведения установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов в учебном заведении.

Однако на требование Седюкина о предоставлении отпуска отдел кадров Административного комитета ответил ему отказом. Представитель ответчика в суде пояснил, что согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ источниками трудового права могут быть постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Постановление Совета Министров СССР к таковым не относится, поскольку Правительство СССР не являлось органом исполнительной власти, а было лишь исполнительным и распорядительным органом при Совете Народных Депутатов СССР. Следовательно, данная льгота не может считаться установленной в надлежащей правовой форме.

Признавался ли в Конституции СССР принцип разделения властей? Опишите систему органов государственной власти в СССР. Каким статусом обладал Совет Министров СССР — Правительство СССР? Как следует решить дело в настоящее время?

19.

В стране N военные устроили государственный переворот. Отстранили от власти главу государства, распустили парламент, приостановили деятельность судов, ввели режим чрезвычайного положения, объясняя свои действия необходимостью возвращения власти народу и избавления его от продажных чиновников.

Ими был разработан проект новой конституции и вынесен на референдум, по итогам которого было объявлено, что представленный проект был поддержан большинством населения.

Какие социальные черты характерны для конституции? Какие социальные черты не свойственны конституции, принятой в условиях государственного переворота и чрезвычайного положения? Возможно ли установление народовластия посредством государственных переворотов?

20.

Издан Федеральный закон «Об упразднении дотационных субъектов Российской Федерации», которым предусматривается упразднение всех дотационных субъектов Российской Федерации и включение их в состав субъектов Российской Федерации – доноров.

Представители упраздняемых субъектов Российской Федерации обратились в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений указанного Федерального закона. В обоснование своей позиции указали, что Конституция Российской Федерации заключается занимает высшее место в иерархии правовых актов, обладает высшей юридической силой, в ней определяются принципы, важнейшие правила организации и осуществления государственной власти, согласно которым Россия признается федеративным государством, субъекты Российской Федерации обладают элементами государственности, и не могут быть упразднены в одностороннем порядке по инициативе федеральных органов. Просят признать Федеральный закон «Об упразднении дотационных субъектов Российской Федерации» не соответствующим Конституции Российской Федерации, недействующим и не подлежащим применению.

Представители Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации с доводами заявителей не согласились и мотивировали конституционность оспариваемого Федерального закона тем, что сущность конституционных положений заключается в соотношении общественных сил в стране. Положения Конституции Российской Федерации о федеративном устройстве были приняты в условиях слабости центральной власти и угрозы распада страны, а поскольку ситуация изменилась, то федерация действует в своих интересах и интересах, финансово состоявшихся субъектов федерации, руководствуясь новым соотношением общественных сил.

Дайте правовую оценку доводам сторон. Какой теорией сущности конституции должен руководствоваться Конституционный Суд при разрешении дела?

21.

Внесенное одной пятой депутатов Государственной Думы предложение о пересмотре Конституции РФ было поддержано тремя пятыми голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Созванное в соответствии с федеральным конституционным законом Конституционное Собрание на своем первом заседании приняло решение об отказе от пересмотра Конституции РФ и от разработки нового проекта.

Вправе ли Конституционное Собрание отказаться от пересмотра Конституции РФ? Если да, то каким образом?

22.

40 членов Совета Федерации внесли проект закона о поправке к статье 81 Конституции РФ, содержащий предложение об исключении части третьей этой статьи, предусматривающей запрет на замещение должности Президента РФ более двух сроков подряд.

Будет ли принята инициатива к рассмотрению?

23.

Политсовет политической партии «Союз правых сил» выступил на съезде партии с предложением поддержать инициативу организации общероссийского референдума по разработанному проекту федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Проект предусматривал замену существующего порядка замещения должностей членов Совета Федерации от каждого субъекта РФ путем избрания законодательным органом субъекта Федерации и назначения высшим должностным лицом субъекта РФ на новый порядок: прямые выборы двух членов Совета Федерации населением субъекта РФ из нескольких кандидатур, предложенных соответственно законодательным и высшим исполнительным органом субъекта РФ.

Необходимость введения прямых выборов для членов Совета Федерации обосновывалась тем, что в соответствии со ст.94 Конституции РФ Федеральное Собрание в целом, а не только Государственная Дума, провозглашается в качестве представительного органа РФ. Обеспечить же представительный характер этого органа, исходя из провозглашенного в ст.3 принципа народного суверенитета, возможно лишь через институт свободных выборов.

Кроме того, проект в переходных положениях предусматривал внесение изменений в Федеральный закон «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации ФС РФ» в части положений, предусматривающих работу членов СФ от субъектов РФ в Совете Федерации на постоянной профессиональной основе. Авторы законопроекта предлагали закрепить норму о постоянной работе членов Совета Федерации соответственно при законодательном и высшем исполнительном органе субъекта РФ с выездом на заседания Совета Федерации для решения конкретных вопросов, относящихся к компетенции Совета Федерации. По мнению авторов законопроекта, такой порядок работы членов Совета Федерации более точно отражает идею представительства интересов субъектов Федерации в верхней палате федерального парламента и позволяет обеспечить постоянную связь членов Совета Федерации с представляемыми ими органами государственной власти субъекта РФ.

Дайте оценку предлагаемых изменений. В чем заключается принцип народного суверенитета? В чем состоит представительный характер Совета Федерации?

Как соотносится предлагаемый порядок работы членов Совета Федерации с закрепленным в ч.1 ст.99 Конституции РФ положением о том, что Федеральное Собрание в целом является постоянно действующим органом?

24.

В Н-ском краеведческом музее, являющимся государственным учреждением, в одном из помещений функционирует церковь святителя Николая. Буддийская община Н-ска обратилась к администрации музея с просьбой разместить в помещении музея дацан, мотивируя свою просьбу равенством прав религиозных организаций. Администрация музея отказала общине.

Дайте правовую оценку ситуации.

Изменится ли решение, если церковь святителя Николая является составной частью бывшей усадьбы помещика П. – памятника архитектуры, в котором располагается музей.

25.

Группа адвентистов седьмого дня обратилась в мэрию Города К с просьбой о выдаче документа, подтверждающего существование религиозной группы на территории города К в течение 25 лет. В подтверждение данного факта были приложены копии отчетов инструктора отдела культуры горкома КПСС, в которых он сообщил о ставших ему известными фактах деятельности в городе К подпольной группы адвентистов седьмого дня.

Дайте правовую оценку ситуации.

26.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2001 г. № 538, изданном на основании п.2 ст.87 КТМ РФ, был установлен перечень морских портов, в которых разрешалась деятельность негосударственных организаций по осуществлению лоцманской проводке судов. Международная общественная организация "Ассоциация морских лоцманов России" и Автономная некоммерческая организация "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" оспорили конституционность пункта 2 статьи 87 КТМ РФ, согласно которому негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых Правительством РФ, которое также устанавливает перечень портов, в которых допускается деятельность этих организаций. По мнению заявителей, эти нормы КТМ РФ необоснованно ограничивают деятельность негосударственных организаций, дискриминируют их по критерию принадлежности к негосударственной собственности, направлены на монополизацию деятельности государственных лоцманских служб, умаляют свободу предпринимательской и иной экономической деятельности и право лоцманов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию., т.е. противоречат требованиям статей 8, 34, 37 и 55 Конституции РФ.

Оцените обоснованность доводов заявителей.

Какие нормы Конституции РФ должны быть использованы при анализе такого заявления?

Конституционная ли рассматриваемая норма КТМ РФ?

27.

На партийной конференции партии «Яблоко» было принято решение не поддерживать представленный Правительством РФ в Государственную Думу РФ проект закона о бюджете на очередной финансовый год. Идя вразрез с решением партийного органа, ряд членов партии — депутатов Государственной Думы — проголосовали за принятие бюджета в первом чтении. Обсуждая поступок своих товарищей по партии, Генеральный совет принял решение об исключении этих депутатов из членов партии, поскольку они своими действиями нанесли партии политический ущерб. Однако депутаты обжаловали решение Генерального совета в суд, ссылаясь на то, что п. 9 ст. 23 Федерального закона устанавливает следующее: члены партии не связаны ее решениями в своей служебной деятельности. Исключений в данной статье не содержится.

Представитель Генерального совета партии, возражая на жалобу, в суде заявил, что данное правило, как следует из положений п. 3 ст. 10 того же закона, не распространяется на депутатов Государственной Думы. Кроме того, вопрос об исключении члена партии — внутреннее решение, которое не может быть предметом правового регулирования и судебного разбирательства. Партия вправе сама определять, что есть политический ущерб ее имиджу и применять к своим членам необходимые санкции.

Решите дело.

28.

Гражданин П. приехал в 2000 году поступать в Санкт-Петербургский государственный университет из города Н. Абитуриент получил место в общежитии. В один из вечеров его навестили сотрудники милиции. Открыв дверь своей комнаты в общежитии, П. вынужден был предъявить паспорт, так как сотрудники милиции объяснили, что проводится проверка паспортного режима. Убедившись, что с регистрацией у П. все в порядке, милиционеры тем не менее заставили П. собраться и поехать с ними в отделение милиции. На все вопросы и протесты гражданина, милиционеры мотивировали свои действия тем, что П. «очень похож на тех, кто воюет в Чечне».

Правомерны ли были действия милиции?

Какое конституционное право гражданина П. было нарушено?

29.

Гражданин РФ Иванов, зарегистрированный по постоянному месту жительства в городе Львове, фактически проживающий в городе Москве с 1995 г. у родственников, обратился в уполномоченные территориальные органы для регистрации по месту временного пребывания. Однако в регистрации ему было отказано в связи с отсутствием достаточной жилой площади на одного человека для проживания по указанному им адресу. Пар

Наши рекомендации