Тема №1. Конституционное (государственное) право в системе права Российской Федерации. Наука конституционного права.

Тема №1. Конституционное (государственное) право в системе права Российской Федерации. Наука конституционного права.

Задание 1.

Основные характеристики конституционного права РФ

Вопрос Ответ
Предмет конституционного права РФ Предмет КП – базовые общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права: Основы конституционного строя РФ, Основы правового статуса человека и гражданина, Федеративное устройство РФ, Организация и функционирование систем органов государственной власти. Особенность предмета КП по сравнению с другими отраслями права в том, что он включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Но к предмету данной отрасли права относятся только те общественные отношения в этих сферах, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни.
Конституционно-правовые нормы и институты К-п нормам свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Понятие "к-п нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, которые регулируют общественные отношения, относящихся к предмету отрасли КП. Специфические черты:от норм других отраслей права к-п нормы отличаются: 1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; 2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие содержатся в Конституции РФ; 3) своеобразием видов: здесь больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм: нормы-принципы(основополагающий стержень, на который базируются оставшиеся), нормы-дефиниции(норма, закрепляющая правовое состояние, статус к-л субъекта), нормы-задачи; 4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок. Нормы КП определяют и саму систему государственных органов; 5) особым механизмом реализации, которая для многих к-п норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); 6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены: народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;7) особенностями структуры: для к-п норм характерна не традиционная трехчленная структура (гипотеза, диспозиция и санкция), а двучленная (гипотеза и диспозиция), и лишь в отдельных случаях - санкция. К-п нормы очень многообразны, классификация: 1) по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений и по принадлежности нормы к тому или иному к-п институту). Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. 2) по юридической силе. Это зависит, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция РФ - федеральные конституционные и федеральные законы - иные нормативные правовые акты. В субъектах РФ :Конституции республик и уставы других субъектов, которые должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. 3) по территории действия (нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). 4) по характеру предписания: Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. (пр, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 К). Пр, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе»). Пр, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. 5) по степени определенности предписаний. Императивные нормы - в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.6) по назначению в механизме правового регулирования: материальные (предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений) и процессуальные (процедурные) нормы(определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована) - устанавливают порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. Специальный свод процедурных норм могут - Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательные акты о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов. Совокупность родственных правовых норм является к-п институтом.В к-п институте объединяются нормы самых различных видов. Пр.: институт гражданства образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.  
Конституционно-правовые отношения и их субъекты Назначением к-п норм является регулирование общественных отношений, составляющих предмет КПР. В результате действия к-п норм возникают к-п отношения. Они обладают общими чертами: всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем: 1) к-п отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права; 2) к-п отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений; 3) к-п отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений. Т.о. к-п отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Многообразие видов его норм порождает и различные виды к-п отношений: 1) Правоотношения классические возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные к-п отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. 2) Реализацией норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождаются правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности. Это все нормы-принципы, закрепляющие, например, основы конституционного строя Российской Федерации (принцип разделения властей конкретно реализуется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти). 3) Особый вид к-п отношений - так называемые правовые состояния. Их специфическая черта - четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Пр.: состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе. 4) Постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения по гражданству). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Пр: между избирателем и участковой избирательной комиссией отношения заканчиваются выдачей бюллетеня и обеспечением ему голосования. 5) Материальные и процессуальные правоотношения. В первых реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции - право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), - правоустановительные отношения. Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей, края, области и т.д.) и персонифицирован (гр-н, президент, пол. партия). Объекты – честь, совесть, материальные блага, действия органов государственной власти и т.д. Субъективная сторона – наличие прав и обязанностей. Объект сторона – те реальные условия, в которых возникают правоот-ия. Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права. В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства). Пр.: През-т РФ назначил выборы в ГД – Указ. Субъекты – президент, ЦИК, Граждане. Объект – власть.  
Источники конституционного права 5. Источниками КПявляются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу к-п нормы. К ним относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты. Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратившими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права. Виды источников: По территории действия: 1) действующие: на всей территории Российской Федерации; 2) только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования, 3) часть актов, имеющих хар-р федерально-регионального значения. Источники федер. значения: 1. Конституция РФ - основной источник отрасли КП. Это обусловлено следующим. 1. В Конституции устанавливаются к-п нормы общего характера, являющиеся основополагающими для к-п регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения. 2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. 3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15). 4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования. Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. 2. Федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. В них регулируются наиб важные сферы общественных отношений . Законы должны соответствовать Конституции, все др ист-ки КП являются подзаконными и не могут противоречить закону. Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются: 1) по юридической силе; 2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; 3) по порядку принятия; 4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето. К источникам конституционного права относятся Федеральные конституционные законы: "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.) и др.; Федеральные законы: "Об общественных объединениях" (1995 г.); "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (1998 г.); "О выборах Президента Российской Федерации" (1999 г.) и др. 3. Акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ- подзаконные акты 4. Общепризнанные принципы и нормы м/унар права и м/унар договоры РФ. В соот. С ч.4 ст 15 Конст РФ они явл-ся составной частью правовой системы РФ. Главенство м/унар норм по конст РФ. 5. Предусмотренные Конституцией Федеративные и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Источники, дей-ие на территории субъектов РФ:конституции республик, уставы субъектов РФ, Законы и постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти субъекта. Равовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам относят также: декларации, решения Конституционного суда РФ. Конст суд не принимает нормативные акты, а дает официальное толкование Конституции. Это дает возм-ть говорить о включенности конст суда в правотворческий процесс.    
Отличие конституционного права от других отраслей права КП отличается от других отраслей права тем, что является ведущей отраслью в системе права РФ. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений. Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами Федерации и ее субъектов. Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений. Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы. Нормы Конституции - основного источника конституционного права - являются исходными для всех отраслей права. Этим отличается КП от других отраслей права.




Задание 2.

Нормы, каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации?

В первом случае применению подлежат нормы конституционного права. Предметом конституционного права здесь выступает родовое понятие – федеративное устройство. Нормы конституционного права регулируют только базовые общественные отношения. Государственная символика, её описание, использование закреплено нормами конституционного права. Одним из источников конституционного права являются законы субъектов РФ и их подзаконные акты, если они регулируют конституционные правоотношения. В данном случае в Уставе города Санкт-Петербурга, являющегося субъектом РФ, зафиксировано, что герб города не может использоваться в коммерческой деятельности. Объектом правоотношения здесь выступают действия государственных органов причём неправомерные действия, а именно Администрации Санкт-Петербурга.

Во втором случае, в указанной ситуации действуют нормы гражданского права. Предметом гражданского права являются личные неимущественные отношения. Отношения, возникающие по поводу использования авторского права, не являются фундаментальными, базовыми для человека и государства. Это достаточно узкие общественные отношения, касающиеся авторских прав. Объектом правоотношения является защита личных неимущественных прав, связанных с имущественными в т.ч. и возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы, искусства. В нашем случае это авторское право на музыку гимна города Санкт-Петербурга. Другое дело, что в данном случае иск наследников композитора вряд ли будет удовлетворён, потому, что согласно закона «Об авторском праве и смежных правах» государственные символы и знаки не являются объектом авторского права.

В чём отличия публично-правового от частноправового метода регулирования?

Публично-правовые методы регулирования это императивные методы, т.е. методы обязывания или запрета. Эти методы выражаются в следующих словах: метод обязывания - «обязан», «должен», метод запрещения - «запрещено», «не должно нарушаться», «является недействительным». Данные методы указывают на строгое соблюдение и выполнение необходимых действий.

В отличие от публично-правовых методов регулирования, частноправовые методы регулирования являются диспозитивными, т.е. оставляющими свободу выбора «можно делать, а можно и не делать». Метод дозволения как раз и является частноправовым методом. Выражается словами такими как, «может» или прямым повествовательным утверждением.

Каков предмет регулирования конституционного права?

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

Основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства, социального светского характера государства, идеологического и политического многообразия, верховенство Конституции РФ.

Взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранцев, прав и свобод человека и гражданина, их гарантии.

Федеративное устройство РФ, состав и компетенция её субъектов, полномочий РФ и совместного ведения РФ и субъектов.

Организация и функционирование системы органов государственной власти.

Задание 1.

Конституция РФ, ее характерные черты и свойства.

Черты Особенности Функции Юридические свойства
К основным чертам Конституции относят: -основополагающий хар-р, - народность, - реальность, - стабильность.   Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие свойства: 1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; 2) учредительный, первичный характер конституционных установлений; 3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет; 4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.   Сущность и действие Конституции проявляется через ее функции: Учредительная – заключается в признании и юр оформлении важнейших институтов общества, их узаканивании и придания им государственно-правовых форм. Идеологическая – Конституция выступает средством идеологического содействия, закладывает основы мировоззрения. Политическая – полит процесс осущ-ся на основе правил Конституции. Юридическая – Конституция является основным законом и обладает высшей юр силой. Системообразующая – заключается во взаимосвязи между составными частями Конституции и созданием условия для сбалансированного ее развития. Охранительная – нормы Конституции направлены на защиту основ конституционного строя. Своими функциями Конституция закрепляет цели развития гос-ва, всего общества, ориентирует национальное право, совершенствует отраслевое законодательство, обеспечивает устойчивость общества, систематизирует национальное право и усиливает системность права.   Конституцию отличают и особые юридические свойства (юр природа) и выражаются: - в верховенстве конституции; - в ее высшей юридической силе (применяется на всей территории России). - в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; - в особой охране конституции (Президент является ее гарантом). - в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.  

Задание 2.

1. Как вы думаете, что надо предпринять, чтобы рядовые граждане и должностные лица выполняли положения Конституции?

Нужно:

Ввести в школьную программу старших классов более углубленное изучение Конституции.

Проводить проверку знания Конституции в какой-либо форме перед получением паспорта гражданина РФ.

Должностным лицам проводить экзамен на знание положений Конституции РФ перед устройством на работу.

Задание 3.

Каковы особенности формы Конституции (Устава)?

Конституция в первую очередь ориентирована на раскрытие политических устоев общества и государства, она имеет ярко выраженное политическое содержание и оказывает прямое или косвенное влияние на всю политическую систему страны. Таким образом, это самый главный правовой документ, выступающий в качестве первоосновы для прочих нормативных правовых актов. Формирование Конституции – не простое занятие и требует серьезного подхода со стороны компетентных специалистов. Конституции (Уставы) являются кодифицированными (т. е. конституции, представляющие собой единый нормативно-правовой акт – основной закон), что отличает их от обычных законов. Они могут оформляться также и в форме закона, но обязательно содержат преамбулу (торжественная часть, не имеющая юридической силы, носит важное морально-политическое и идеологическое значение), основную часть (состоящей из разделов или глав). Структура «основного закона» такова, что в ней, во-первых, более частные положения следуют за более общими; во-вторых, менее значимые за более значимыми.
В основе обобщения конституционных норм в определенные общие комплексы (разделы, главы) должен лежать принцип единства предмета регулирования. Взаимосвязь норм внутри раздела или главы: принцип первичности и производности норм друг от друга, взаимосвязи.
Конституция может содержать заключительные и переходные положения, регулирующие, как в действующей Конституции РФ, порядок вступления ее в силу и действие прежних правовых актов. Довольно часто Конституцию сопровождают положения, например, договоры или декларации, включавшиеся в Конституции своих времен.

Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?

Отказ в рассмотрении, так как учитывая ст. 71 Конституции РФ.

Ст. 71 Конституции РФ: Конституция РФ 1993 г., в отличие от предшествующих, право принятия не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции РФ. При этом согласно п. а ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6.10.1999 г. №184-ФЗ Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему. Следовательно, такие документы могут иметь форму законов.

Задание 1.

Возможные варианты конст-правовой ответственности граждан РФ, органов гос власти и местного самоуправления.

Конституционно-правовое законодательство предусматривает такую меру конституционно-правовой ответственности, как ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан, которые применяются в связи с отдельными противоправными действиями граждан. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эта санкция является временным ограничением со стороны государства некоторых правомочий граждан Российской Федерации.

Важной мерой конституционно-правовой ответственности является досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц. Так, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 117) Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключении Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93).

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 129) Генеральный прокурор РФ может быть освобожден от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Согласно Закону РФ "О статусе судей Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. (ст. 14) полномочия судьи могут быть прекращены, в частности, в случае занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

Досрочное прекращение деятельности государственных органов и должностных лиц возникает как следствие их неправомерных действий, нарушений правовых обязанностей со стороны виновных субъектов. Эти меры применяются с целью обеспечения определенного поведения соответствующего органа в целом или отдельного должностного лица и являются по своей сути принуждением.

Задание 2.

1. Возможно ли применение меры конст–правовой ответственности субъекта, который невиновен?

В конст праве вина служит необходимым субъективным основанием. Но само содержание вины в конст-правовых нарушениях обладает определенной спецификой. Вину субъектов конституционного права нельзя рассматривать только через категории ее психологических форм (умысел и неосторожность). Субъекты конституционного права могут нести ответственность и за нецелесообразность избранного ими поведения, и за неудачный стиль руководства, т.е. за недобросовестное, недолжное отношение к реализации своего статуса. Однако это совсем не предполагает возможность отсутствия вины. Конечно, специфической чертой конституционно-правовой ответственности является то, что она наступает как за правонарушения, так и при их отсутствии. Однако другая специфическая черта этой ответственности состоит в том, что она предполагает наличие вины и в условиях, когда формально какие-либо правонарушения отсутствуют.

2. Как поступить с обвинением при ответственности коллективного субъекта?

При признании вины коллективного субъекта конституционного права, конституционно-правовая ответственность возлагается именно на этот коллективный субъект, а не на отдельных членов коллектива или руководителей, которые при этом могут параллельно нести личную ответственность за свои собственные противоправные и виновные деяния, связанные с виной коллективного субъекта.

Вместе с тем действующее законодательство предусматривает случаи, когда за противоправные и виновные деяния своих работников, осуществляемые ими в пределах их служебных обязанностей, ответственность несут коллективные субъекты, отвечая за них как за собственные деяния. Например, согласно Конституции РФ (ст. 53) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Это отнюдь не означает переложения ответственности члена коллектива на этот коллектив. В этих случаях ответственность несут оба субъекта конституционного права: как член коллектива, так и коллектив.

Задание 1.

Логическая схема «Принципы конституционного строя».

Задание 2.

Несколько известных предпринимателей обратилось с предложени­ем к Президенту РФ назначить всероссийский референдум по вопросу об изменении системы федеральных налогов и сборов, мотивируя тем, что действующие налоги и сборы тормозят развитие экономики России. Оцените данное предложение с точки зрения ф.к.з. «О референдуме в Российской Федерации».

Согласно ф.к.з. «О референдуме в Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы: отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (подп.10, п.5, ст. 6). Статья 71 пункт З Конституции РФ относит федеральные налоги и сборы к исключительному ведению Российской Федерации. Соответственно данное предложение о проведении референдума по заданному вопросу не состоятельно.

Задание 1.

Понятие и принципы гражданства

Конституционные принципы гражданства Основания приобретения гражданства Основания прекращения гражданства
Принцип единого гражданства Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению 1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. 2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Выход из гражданства Российской Федерации 1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона. 2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона. 3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.  
Принцип равного гражданства Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.   Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.
проживание гражданина Российской Федерации за пределами Фе­дерации не прекращает его гражданства Российской Федерации Восстановление в гражданстве Российской Федерации Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.  
гражданин не может быть лишен гражданства Российской Федера­ции или права изменить его Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежн

Наши рекомендации