Организация судебной системы России: принципы и структура. Принципы осуществления правосудия
Судебная власть, осуществляется посредством отправления правосудия по разным категориям дел специальными органами (судами), самостоятельность которых предполагает конституционный принцип разделения властей. Указанные органы составляют единую систему, между элементами которой распределяются все дела, связанные с защитой прав в рамках конституционного права на судебную защиту.
Судебная система организована в соответствии с принципами, закрепленными в законе [Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации]: единства судебной системы, федеративность, разграничение подсудности, независимость судебных органов. Эти принципы обеспечивают эффективное выполнение функций по осуществлению судебной власти.
< FONT>Единство судебной системы предполагает единую правовую основу их деятельности (как в части применяемых при разрешении споров правовых норм, так и в части правил судопроизводства и организации судебной системы), единый статус судей, признание и исполнение решений на всей территории России, государственное финансирование судов [Конституция РФ, ст.124][Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 N 19-П По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации].
При организации системы судов учитывается федеративное устройство: суды делятся на федеральные и суды субъектов (создаваемые и финансируемые субъектами РФ самостоятельно), а территория деятельности федеральных судов в свою очередь ограничивается территорией субъекта РФ (республиканские, краевые, областные суды) и административно-территориальных единиц субъекта (районные суды).
Разграничение подведомственности (какие дела подлежат рассмотрению в судах) и подсудности (распределение дел между судами) осуществляется процессуальным законодательством, а споры о подсудности между судами не допускаются.
< FONT>Структура судебной системы состоит из судов общей юрисдикции (которые рассматривают гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях), арбитражных судов (рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также конституционных и уставных судов (осуществляют охрану конституций и уставов) [Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 N 19-П По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации]. В государственную судебную систему не входят ни коммерческие третейские суды, ни суды, осуществляющие международную защиту прав.
В каждом суде создается собственная организационная структура, включающая председателя и президиума суда (единоличный и коллегиальный органы, избираемые судьями этого суда), пленума (собрания всех судей), палат (в Конституционном Суде РФ) и коллегий (создаваемых в других судах и специализирующихся на рассмотрении определенных категорий дел)[Федеральный закон от 08.07.1981 N б/н О судоустройстве РСФСР]. Правосудие может осуществляться от лица всего суда единолично судьей или коллегиально.
Независимость судов обеспечивается самостоятельным решением всех организационных, финансовых и кадровых вопросов. В этих целях все судьи Российской Федерации образуют профессиональное объединение – судейское сообщество. В рамках этого сообщества создаются специальные органы: съезды и конференции судей, Советы судей, квалификационные коллегии, судебный департамент при Верховном Суде [Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ Об органах судейского сообщества].
Принципы осуществления правосудия. От принципов организации судебной системы следует отличать общие правила рассмотрения дел в судах – принципы отправления правосудия. Среди этих принципов следует отметить уже упоминавшиеся выше права граждан и принципы их реализации (равенство перед законом и судом, право на судебную защиту, право на юридическую помощь, на рассмотрение уголовного дела судом присяжных, недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона, презумпция невиновности), а также обязательность решений судов, гласность, открытость и устный характер судебного разбирательства, государственный язык судопроизводства, состязательность сторон. Право на судебную защиту включает также и право на обжалование и пересмотр судебного решения вышестоящим судом [Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1996 N 4-П По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С.Лалуева, Ю.В. Лукашова и ...], [Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 342, 371, 373, 378, 379, 380 и 382 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, статьи 41 Уголовного кодекса РСФСР и статьи 36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в ...], [Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2000 N 2-П По делу о проверке конституционности положений частей третьей, четвертой и пятой статьи 377 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан А.Б.Аулова, А.Б.Дубровской, А.Я.Карпинченко, А.И.Меркулова, Р.Р.Мустафина и А.А.Стубайло], [Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1998 N 21-П По делу о проверке конституционности части пятой статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В.Шаглия], в порядке как апелляции, так и кассации, которое, однако, не распространяется на сферу конституционной юстиции.