Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства связаны главным образом с осуществляемой ими деятельностью, а также с необходимостью защиты интересов России и ее граждан.

Прежде всего законодательство Российской Федерации устанавливает особые правила, касающиеся правового статуса иностранных граждан при осуществлении трудовой деятельности. Для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства должны въехать на территорию Российской Федерации по приглашению в целях осуществления трудовой деятельности, которое выдается в рамках квоты, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда (часть первая статьи 18 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Так, квота на 2007 год установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года № 665 "Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" (СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4896).

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом:

1. разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

2. документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Таким образом, для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства должны иметь разрешение на работу, оформляемое в территориальных органах Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации, чего, разумеется, не требуется для граждан Российской Федерации.

Следует отметить, что для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранный гражданин, а равно лицо без гражданства, помимо разрешения на работу в Российской Федерации, должны иметь рабочую визу. Раньше в силу правовой неопределенности многие иностранные граждане и лица без гражданства осуществляли трудовую деятельность, хотя и при наличии разрешения на работу, но имея на руках не рабочую, а деловую визу. Подобные ситуации, нередко встречавшиеся на практике, противоречат действующему законодательству. Согласно совместному Приказу МИД РФ № 19723А, МВД РФ № 1048 и ФСБ РФ № 922 от 27.12.2003 года "Об утверждении перечня "цели поездок", используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства" (Российская газета. № 80. 16.04.2004) целью обыкновенной рабочей визы является осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства профессиональной деятельности, тогда как деловая виза выдается иностранным гражданам и лицам без гражданства, пребывающим не территорию Российской Федерации для ведения переговоров, повышения квалификации, заключения контрактов, участия в аукционах и т.д. В настоящее время трудоустройство лиц, пребывающих на территорию Российской Федерации по деловым визам, является незаконным. Более того, Федеральным законом от 05.11.2006 года № 189-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)" статья 18.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях была дополнена частью второй, предусматривающей ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий (СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4641).

Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат миграционному учету в соответствие с Федеральным законом от 18.07.2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285). Порядок применения норм данного закона во многом уточнен в Постановлении Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства" (СЗ РФ. 2007. № 5. Ст. 653).

В соответствие со ст. 2 указанного федерального закона, миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно ст. 8 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" основанием для постановки на миграционный учет является:

1. факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;

2. факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;

3. факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.

Основанием для снятия с миграционного учета является:

1. факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

2. факт смерти иностранного гражданина в Российской Федерации;

3. вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

4. факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации.

Наши рекомендации