Виды основ конституционного строя. Конституционные основы взаимоотношений государства, общества и личности и конституционные основы организации и осуществления государственной власти
В литературе встречаются различные подходы к классификации основ конституционного строя. Обобщая имеющиеся позиции, можно выделить следующие две группы основ по критерию внешней или внутренней характеристики государства и государственной власти:
1. Внешние основы, т.е. основы взаимодействия государства, общества и личности; данная группа представляет собой систему принципов, которые в свою очередь могут быть подразделены на подгруппы: А) основы правового положения человека, гражданина в обществе и государстве Б) основы взаимодействия государства с общественными институтами; В) основы, отражающие соотношение государства, государственной власти и права.
2. Внутренние основы, т.е. основы организации собственно государства и государственной власти (принципы внутренней организации государства и государственной власти, содержащие характеристику формы государства и устройства государственной власти).
1. Рассмотрим систему основ, отражающих взаимодействие государства, общества и личности (первая группа), более подробно.
A. К подгруппе основ конституционного строя, отражающих правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве, можно отнести следующие:
o принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью для государства и общества (предлож.1 ст.2 Конституции РФ);
o принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина со стороны государства, выражающийся в обязанности государства не только признавать, но соблюдать и защищать права и свободы личности (предлож.2 ст.2 Конституции РФ);
o принцип единства и равенства гражданства Российской Федерации независимо от оснований приобретения (ч.1 ст.6 Конституции РФ);
o принцип равенства конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации на ее территории (ч.2 ст.6 Конституции РФ);
o принцип недопустимости лишения гражданина РФ его гражданства или права изменить гражданство Российской Федерации (ч.3 ст.6 Конституции РФ).
B. В рамках подгруппы основ конституционного строя, закрепляющих основные начала взаимодействия государства и общества, в том числе через различные институты гражданского общества в различных сферах жизнедеятельности, можно выделить:
1. экономические основы;
Экономические основы конституционного строя включают в себя: единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции; свободу экономической деятельности, множественность и равенство форм собственности (ст.8 Конституции РФ); признание земли и других природных ресурсов в качестве объектов всех форм собственности, а, следовательно, их вовлечение в гражданский оборот (ч.2 ст.9 Конституции РФ).
2. социальные основы;
В то же время признание земли и других природных ресурсов основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9 Конституции РФ), выступает в качестве одной из социальных основ конституционного строя, к которым относится также принцип социальной государственности (ст.7 Конституции РФ).
3. политические основы;
Среди политических основ конституционного строя можно назвать: народовластие (ст.3 Конституции РФ); признание и гарантированность самостоятельности местного самоуправления как института гражданского общества и разновидности публичной власти (ст.12 Конституции РФ); политическое многообразие и многопартийность (ч.3 ст.13 Конституции РФ).
4. идеологические основы.
Принцип политического многообразия является одновременно одним из элементов более широкой по своему значению конституционной основы – идеологического многообразия или идеологического плюрализма (ст.13 Конституции РФ), которую можно отнести к идеологическим основам конституционного строя наряду с принципом признания Российской Федерации светским государством (ст.14 Конституции РФ).
Подгруппа основ, отражающих соотношение государства, государственной власти и права, объединяет следующие принципы функционирования правовой системы:
o правовое государство (ч.1 ст.1 Конституции РФ);
o верховенство и прямое действие Конституции РФ (ч.2 ст.4, ч.1 и ч.2 ст.15 Конституции РФ);
o принципы законности: верховенство федеральных законов; обязательность соблюдения всеми законов; обязательность официального опубликования законов и других актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст.4, ч.2, 3 ст.15 Конституции РФ);
o принципы соотношения внутреннего и международного права: включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в правовую систему РФ; приоритет международных договоров РФ над законами (ч.4 ст.15 Конституции РФ).
2. Группу принципов, отражающих форму государства и устройство государственной власти, составляют:
· демократическое государство (ч.1 ст.1 Конституции РФ);
· республиканская форма правления (ч.1 ст.1 Конституции РФ);
· федеративное устройство, охватывающее принципы равноправия субъектов РФ и различия в их статусе; государственной целостности; единства системы государственной власти; самостоятельности субъектов РФ при формировании собственных органов государственной власти; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; равноправия и самоопределения народов в РФ (ч.1 ст.1, ст.5, ст.11 Конституции РФ);
· государственный суверенитет и территориальная целостность РФ (ч.1 и ч.3 ст.4 Конституции РФ);
· разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ).
Вместе с тем приведенная выше классификация отличается определенной долей условности. Следует учитывать, что в рамках представленной классификации основ конституционного строя особое место занимают демократическая государственность и народовластие (народный суверенитет); признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; правовая государственность.Данные характеристики власти и государства имеют более общее, фундаментальное значение: они определяют как взаимоотношения «личность — общество — государство», так и организацию системы государственной власти. Поэтому их рассмотрение в общем ряду конституционных принципов и отнесение к одной их двух выделенных групп основ конституционного строя не отражает в полной мере их определяющей роли для всех иных конституционных принципов. Так, если демократическая государственность связывается прежде всего с характеристикой формы государства, способом осуществления политической власти в государстве, т.е. с политическим режимом, то народовластие (народный суверенитет) определяет внешний источник государственной власти, а, значит, характеризует взаимоотношения государства и общества. В то же время демократическое государство и народовластие невозможно отделить друг от друга, они представляют собой две стороны единого принципа. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является основой, отражающей принятую в Конституции РФ концепцию прав человека, предопределяющей характер всех других принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина, а также основную цель функционирования системы государственной власти. Правовое государство в свою очередь характеризует не только правовую систему в РФ, но и внутреннее устройство государственной власти, а также все сферы взаимодействия государства, общества и личности.