Понятие и принципы судебной власти в Республике Беларусь
Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти. В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Являясь самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, судебная власть выполняет три основные функции. Первая функция судебной власти – осуществление правосудия (для Конституционного Суда – осуществление конституционного правосудия путем контроля за конституционностью нормативных актов). Вторая и основная функция судебной власти защита прав, свобод и законных интересов граждан. Третьей функцией судебной власти является ее участие в так называемой системе «сдержек и противовесов».
Судебной власти уделено значительное внимание в Конституции Республики Беларусь. Конституционные нормы о судебной власти содержаться в разделе 1 – «Основы конституционного строя», разделе 2 – «Личность, общество, государство», разделе 5 – «Местное управление и самоуправление», главе 7 раздела 6 «Прокуратура». В разделе 4 судебной власти посвящена специальная глава 6 «Суд».
Конституционные положения о судебной власти регулируют наиболее значимые вопросы о том, что:
· государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6);
· каждому гарантируется защита его прав и свобод независимым и беспристрастным судом (ст.60);
· судебная власть принадлежит судам (ст.109);
· образование чрезвычайных судов запрещается (ст.109);
· судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.110);
· правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112);
· дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113);
· разбирательство дел во всех судах открытое (ст.114);
· правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст.114);
· обязательность судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц (ст.115);
· право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений (ст.115);
· возможность граждан обжаловать в судебном порядке решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие их права, свободы и законные интересы (ст.122).
В Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» кроме уже отмеченных основных начал судебной власти специально выделяется принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств (ст.5), а также указывается на право граждан выступать в суде на родном языке (ст.10) и пользоваться квалифицированной юридической помощью (ст.12).
Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.
К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.
К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.
В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.
Особое место среди органов судебной власти занимает Конституционный Суд Республики Беларусь.
Общие суды
Систему общих судов Республики Беларусь, как уже отмечалось, составляют: Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.
Первое звено системы общих судов составляют районные (городские) суды, которые образуются в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе.
Районные (городские) суды состоят из председателя суда, судей и судей по административным делам и исполнительным производствам. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда.
Районный (городской) суд рассматривает все гражданские, уголовные и административные дела, за исключением дел, отнесенных законом к компетенции иных судов.
В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, районный (городской) суд рассматривает материалы об исполнении решений, приговоров, постановлений и определений.
Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Вторым звеном (инстанцией) в системе общих судов являются областные, Минский городской суды, состоящие из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и действующие в составе судебных коллегий и президиума суда.
Областной, Минский городской суды:
· рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
· осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства;
· изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;
· осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда. Президиум областного, Минского городского судов рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, утверждает по представлению председателя областного, Минского городского судов из числа судей составы судебных коллегий, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики. Он также заслушивает председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей, осуществляет иные полномочия.
Судебные коллегии областного, Минского городского судов утверждаются президиумом областного, Минского городского судов по предложению председателя суда из числа судей соответствующего суда для специализированного отраслевого рассмотрения дел.
Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.
Высшим звеном в системе общих судов является Верховный Суд. Он осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. Верховный Суд состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда. Верховный Суд действует в составе судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, Военной коллегии Верховного Суда, судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда, Президиума Верховного Суда и Пленума Верховного Суда.
Верховный Суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь. Он изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Верховный Суд осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда, вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов, осуществляет иные полномочия.
Руководящим органом в системе Верховного Суда является его Пленум. В состав Пленума входят Председатель Верховного Суда, его первый заместитель, заместители и судьи Верховного Суда, а также председатели областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящие в состав Пленума Верховного Суда по должности. Пленум Верховного Суда рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства, рассматривает заключения Конституционного Суда, представления Председателя Верховного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Конституции и законам Республики Беларусь, рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства. Пленум заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда о деятельности коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, утверждает по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума Верховного Суда, избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда из состава членов Пленума Верховного Суда, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии из числа членов этой коллегии, осуществляет иные полномочия.
Вторым руководящим органом Верховного Суда является его Президиум. Он образуется в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей этого суда. Председатель Верховного Суда, его первый заместитель и заместители входят в состав Президиума Верховного Суда по должности.
Президиум Верховного Суда рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, анализирует материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда, оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов; заслушивает председателей нижестоящих судов о судебной практике по применению законодательства, осуществляет иные полномочия.
Судебные коллегии Верховного Суда избираются из числа судей Верховного Суда и утверждаются Пленумом Верховного Суда.
Судебные коллегии Верховного Суд рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам за исключением судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда, которая рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.
Как уже отмечалось, в систему общих судов входят и военные суды, которые рассматривают дела в отношении военнослужащих.
Хозяйственные суды
Хозяйственные суды в Республике Беларусь также являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.
Систему хозяйственных судов составляют Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости.
Основными задачами хозяйственных судов являются:
1) обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;
2) обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;
3) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
В Законе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» от 9 декабря 1998 года определены такие основные принципы деятельности хозяйственных судов, как: законности, независимости судей при осуществлении правосудия, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных решений.
Высший Хозяйственный Суд возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенствование их деятельности.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
В компетенцию Высшего Хозяйственного Суда входит рассмотрение в первой инстанции дел, отнесенных к его подсудности, дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов. Высший Хозяйственный Суд имеет право на обращение в Конституционный Суд Республики Беларусь. Он изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, дает разъяснения по вопросам судебной практики и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Высший Хозяйственный Суд осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы, ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах, осуществляет иные полномочия.
Высший Хозяйственный Суд состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя и действует в составе Пленума Высшего Хозяйственного Суда, Президиума Высшего Хозяйственного Суда, коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.
Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь решает важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов. Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя, судей Высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов областей.
К компетенции Пленума Высшего Хозяйственного Суда относится рассмотрение вопросов координации деятельности хозяйственных судов, материалов изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров и судебной статистики. Пленум дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Пленум также рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда, рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, по вновь открывшимся обстоятельствам. Он решает вопросы об обращении в Конституционный Суд и рассматривает заключения Конституционного Суда, рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства, заслушивает сообщения председателей судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов о деятельности этих судов и практике применения законодательства при разрешении хозяйственных споров; избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда секретаря Пленума Высшего из числа судей Высшего Хозяйственного Суда, утверждает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь состав коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров; избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, осуществляет иные полномочия.
Вторым по значению органом в составе Высшего Хозяйственного Суда является его Президиум, который состоит из Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и части судей Высшего Хозяйственного Суда.
Президиум Высшего Хозяйственного Суда рассматривает протесты и представления на постановления коллегии Высшего Хозяйственного Суда по проверке законности решений хозяйственных судов; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым коллегией Высшего Хозяйственного Суда приняты постановления, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений. Он рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда председателей и судей хозяйственных судов областей; оказывает помощь хозяйственным судам в правильном применении законодательства при разрешении хозяйственных споров; осуществляет иные полномочия.
В Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создаются судебные коллегии, которые рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они также обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные полномочия.
В областях Республики Беларусь действуют хозяйственные суды областей. К хозяйственным судам областей приравнивается хозяйственный суд города Минска.
Хозяйственный суд области состоит из председателя, заместителей председателя и судей и действует в составе судеб-
ных коллегий, кассационной инстанции и надзорной инстанции. Хозяйственный суд области рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучает и обобщает судебную практику суда, анализирует судебную статистику; готовит предложения по совершенствованию законодательства, осуществляет иные полномочия.
В хозяйственном суде области могут создаваться судебные коллегии, в том числе специализированные, для рассмотрения отдельных категорий дел и для проверки законности не вступивших в законную силу судебных актов, а также могут образовываться из числа судей этого суда судебные составы для рассмотрения отдельных дел.