Понятие и основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь
В науке конституционного права, наряду с институтом «политико-территориальное устройство», изучается и близкий ему по содержанию институт «административно-территориальное устройство», в качестве равнозначного которого часто используется понятие «административно-территориальное деление». В то же время, как нам представляется, понятия «административно-территориальное устройство» и «административно-территори-
альное деление» нельзя считать в полной мере идентичными. Однако этот вопрос требует отдельного научного изучения, он скорее является дискуссионным, поэтому в целях исключения путаницы и упрощения изучения рассматриваемой темы будем условно полагать, что обсуждаемые понятия являются синонимами.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.9) ее территория является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета государства. Территория Беларуси едина и неотчуждаема. Более того, согласно Избирательному Кодексу, вопросы, могущие нарушить территориальную целостность Республики Беларусь, не могут быть вынесены даже на референдум (ст.112).
Территории современных унитарных государств и субъектов федераций, как правило, делятся на соответствующие административно-территориальные единицы, т.е. составные части. Рассматривая первый вопрос темы, мы отмечали, что существует два основных способа деления государств на их территориальные составные части, (с наличием субъектов – в федерации и при отсутствии таковых – в унитарном государстве), которые и обуславливают форму политико-территориального устройства той или иной страны. Иными словами, политико-территориальное устройство государства базируется на его административно-территориальном делении.
Что касается Республики Беларусь, то в соответствии со статьей 9 Конституции ее территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Порядок же решения вопросов административно-территори-
ального устройства нашего государства определяет Палата представителей Национального Собрания (п.2 ст.97 Конституции Республики Беларусь). Наряду с Конституцией, определяющей общие начала порядка установления и изменения административно-территориального устройства, в Республике Беларусь издан ряд нормативных актов. Среди них следует назвать Закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 года №468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 года №1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного Закона, в том числе Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларусь; Порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-геогра-
фических объектов; Положение о Топонимической комиссии при Совете Министров.
Разумное, научно обоснованное деление территории государства позволяет осуществлять в нем эффективное управление, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и социальное ее развитие.
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь (ст.1 выше названного Закона).
В соответствии с Законом (ст.2) административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:
· единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
· сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
· сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
· осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
· равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;
· включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;
· примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
· многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
· гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.