Санкт-петербургский институт

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Утверждаю: Председатель

Научно-методического Совета

НОУВПО СПб ИВЭСЭП,д.и.н.,

Профессор, М.В. Ежов

____________________

« ____» 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КонсТитуционное право

направление подготовки – 030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Санкт–Петербург

Конституционное право:рабочая программа/ авт.-сост. Л.А. Харитонов.– СПб.: ИВЭСЭП, 2011. – 65 с.

Утверждена на заседании кафедры, государственно-правовых дисциплин,

протокол № 7 от 20.04.2011 г.

Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим советом,

протокол № 1 от 7.09.2011 г.

Автор-составитель

кандидат юридических наук, доцент

Л.А. Харитонов

Ответственная за выпуск

Н.А. Фролова

1. Цели освоения учебной дисциплины

1.1. Студент готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых конституционным правом:

нормотворческая;

правоприменительная;

правоохранительная;

надзорная;

экспертно-консультационная.

1.2. Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:

осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления;

осуществления правозащитной деятельности;

осуществление надзорной деятельности;

осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции РФ.

1.3. Студент способен решать следующие профессиональные задачи:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией конституционно-правовых норм;

участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права;

властно-организационная и правоприменительная деятельность в сфере государственной власти и местного самоуправления, разработка и экспертиза соответствующих правоприменительных актов;

правозащитная деятельность, надзорная деятельность, обжалование действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления;

консультирование граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод;

консультирование органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в области конституционного права;

участие в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности.

Указанные цели реализуются посредством системы учебных занятий, направленных на формирование знаний, выработку умений и первичных навыков юридического мышления.

2. Планируемые результаты изучения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты обучения:

2.1. Знать:

- общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве;

- специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;

- источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;

- этапы конституционного развития России; понятие, юридические свойства и механизм реализации Конституции РФ;

- понятие, содержание и основные элементы конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства;

- конституционные основы народовластия и формы его реализации;

- конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации;

- основы конституционно-правового статуса личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; гарантии прав и свобод человека и гражданина;

- основные этапы становления и развития российского федерализма; принципы современного федеративного устройства России; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- теоретико-правовые вопросы конституционной системы публичной власти в Российской Федерации;

- конституционно-правовые основы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации;

- конституционно-правовые основы статуса депутата в представительной системе Российской Федерации;

- конституционно-правовые основы статуса Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти в Российской Федерации;

- конституционно-правовые основы статуса органов прокуратуры в Российской Федерации;

- конституционно-правовые основы системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.

2.2. Уметь:

- обобщать полученные знания в области конституционного права;

- правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;

- правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений;

- анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;

- толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;

- анализировать решения Конституционного Суда РФ, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности;

- принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права;

- применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

2.3. Обладать следующими общекультурными компетенциями:

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владеть навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14);

В процессе освоения данной дисциплины студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

- готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способность толковать различные правовые нормы (ПК-15);

- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

3. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы

3.1. Учебная дисциплина «Конституционное право» относится к базовой части профессионального цикла ООП бакалавра юриспруденции.

3.2. Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.

Общенаучной основой изучения конституционного права является философия, логика, экономика, социология, политология. Студенты должны уметь применять общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Кроме того параллельно с занятиями по конституционному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию.

Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория государства и права, история государства и права. Для овладения необходимыми знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного права студент должен иметь представление об общей юридической терминологии; понятиях и категориях теории государства и права; общеправовых принципах; механизме государства; роли государства и права в политической системе общества; механизме и средствах правового регулирования, реализации права; юридической технике.

Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях.

4. Содержание дисциплины (программа курса)

Тема 21. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

Место и роль законодательной власти в системе разделения властей.

Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, основные принципы организации. Взаимоотношения палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция. Регламент Совета Федерации. Организационно-правовые формы деятельности Совета Федерации.

Государственная Дума: порядок избрания депутатов, компетенция. Председатель Государственной Думы: порядок избрания, компетенция. Совет Государственной Думы: порядок образования и деятельности. Фракции и депутатские группы Государственной Думы: формы, порядок формирования и деятельности. Комитеты и комиссии. Счетная палата Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательная деятельность Федерального Собрания Российской Федерации. Законодательный процесс и его стадии. Порядок опубликования и вступления в силу актов Федерального Собрания Российской Федерации.

Совершенствование деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Участие прокурора в заседании федеральных органов законодательной власти и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Участие прокурора в правотворческой деятельности. Надзор за исполнением законов.

План семинарских и практических занятий

Тематика заданий для самостоятельной работы

Тема 1 Конституционное право как отрасль, наука и учебная дисциплина

Семинар (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, предмет и методы отрасли конституционного права.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, основы классификации.

3. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, содержание и виды.

4. Источники отрасли конституционного права: понятие и виды.

5. Понятие и эволюция науки конституционного права

Темы докладов, сообщений

1.Сотношение понятий «конституционное» и «государственное» право

2. Место конституционного права в системе права государства.

3. Система отрасли конституционного права.

Вопросы для обсуждения

1.Понятие и сущность конституций.

2. Функции конституций

3.Порядок принятия, изменения и отмены конституций.

4.Классификация конституций.

5. Формы реализации конституции.

Темы докладов, сообщений

1. Основные этапы конституционного развития современных государств.

2. Понятие и отличительные черты конституционализма.

3. Объекты конституционного регулирования: традиционные, необходимые и излишние.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и содержание конституционного строя и его элементы

2. Конституционное закрепление политических отношений.

3. Конституционное закрепление экономических отношений.

4. Конституционное закрепление социальных и духовно-культурных отношений.

5. Понятие и конституционное закрепление формы правления.

6. Государственный (политический) режим, понятие и классификация

Темы докладов, сообщений

1.Соотношение понятий «общественный», «конституционный» и «государственный» строй.

2. Нетипичные формы правления.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие политико-территориального устройства государства. Типология его форм.

2. Унитарное государство: понятие и формы. Автономия.

3. Федеративное государство: понятие и типология. Регионалистское государство.

Темы докладов, сообщений

1. Основные конституционные способы разграничения предметов ведения по сферам компетенции.

2. Межгосударственные союзы (конфедерация, Европейский союз, Содружество Независимых Государств).

3. Современный колониализм. Миф или реальность.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина

2. Эволюция конституционных прав и свобод.

3. Классификация прав и свобод.

4. Гражданство (подданство): понятие, основные принципы, порядок приобретения и утраты.

5. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства.

Темы докладов, сообщений

1. Право на политическое убежище.

2. Высылка из страны (экспатриация).

3. Выдача иностранному государству (экстрадиция).

4. Гарантии основных прав и свобод человека и гражданина и способы обеспечения выполнения конституционных обязанностей.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика и конституционный статус главы государства.

2. Монарх: правовое положение.

3. Президент: правовое положение.

4. Порядок формирования, состав правительства.

5. Парламент в системе органов государства: место и роль. Классификация парламентов

6. Компетенция парламента и способы её ограничения. Непарламентские формы осуществления законодательной власти.

7. Порядок работы парламента. Законодательная процедура. Специальные парламентские процедуры.

Темы докладов, сообщений

1. Способы привлечения к ответственности главы государства.

2. Способы привлечения к ответственности главы государства.

3. Понятие, социальные функции и полномочия парламента.

4. Структура парламента и организация его палат.

5. Конституционно-правовой статус парламентария.

2 занятие. Семинар (2 часа)

1. Правительство: понятие, компетенция (полномочия), место в системе государственных органов.

2. Судебная власть: социальное назначение и принципы организации и деятельности органов правосудия.

3. Основные модели организации судебной системы. Виды судебных органов в зарубежных странах.

4. Конституционный суд в зарубежных странах: порядок формирования, состав, функции.

Темы докладов, сообщений

1. Место и роль «кабинета» в структуре правительства

2. Понятие, социальные функции и полномочия парламента.

3. Структура парламента и организация его палат.

4. Конституционно-правовой статус парламентария.

5. Судебные органы и судебные системы.

Круглый стол по разделу 1 (темы 1-6) (4 часа)

Примерная тематика для обсуждения на круглом столе

1. Понятие и предмет конституционного права.

2. Источники конституционного права.

3. Роль науки конституционного права в становлении демократического правового социального государства.

4. Типы и виды конституций. Сущность конституции. Формы реализации конституции.

5. Нетипичные формы правления.

6. Монархия: дань традиции или прогрессивная форма правления?

7. Признаки недемократических политических режимов и их отражение в конституции.

8. Эволюция политико-территориального государственного устройства в зарубежных странах.

9. Права и свободы человека в условиях чрезвычайного положения.

10. Конституционные обязанности граждан и ответственность за неисполнение.

11. Гарантии защиты прав и свобод человека и их виды.

12. Место главы государства в системе органов государственной власти страны.

13. Парламент страны и его представительские функции.

14. Законодательный процесс – пути повышения эффективности.

15. Понятие правосудия и роль судебной власти в его реализации.

16. Феномен судебного прецедента и его место в судебной практике.

Вопросы для обсуждения

1. Правовая характеристика Конституции РСФСР 1918 года

2. Правовая характеристика Конституции СССР 1923 года и Конституции РСФСР 1925 года

3. Правовая характеристика Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года

4. Правовая характеристика Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года

Темы докладов, сообщений

1.Влияние конституционных идей и проектов второй половины ХIХ – начала ХХ вв. на развитие конституционализма в России.

2. Реформирование Конституции РСФСР 1978 года в период с 1989 по 1992 год

Вопросы для обсуждения

1. Особенности разработки и принятия Конституции РФ 1993 г.

2. Краткая характеристика и структура Конституции России.

3. Виды конституционно правовых норм примененные в Конституции РФ

3. Порядок изменения и отмены Конституции

Вопросы для обсуждения

1. Принципы конституции.

2. Юридические свойства Конституции РФ.

3. Механизм реализации конституционных норм.

4. Формы реализации конституции.

Темы докладов, сообщений

1. Президент России — гарант Конституции РФ.

2. Особенности реализации Конституции на различных этапах развития российской государственности.

2. занятие. Практическое занятие (2 часа)

Темы для эссе

1. Что важнее: стабильность конституции или ее соответствие существующему общественно-политическому строю?

2. Что делает возможным расхождение юридической и фактической конституций?

3. Реализация конституционных принципов в Российском законодательстве?

Тема 10. Конституционный строй: понятие, содержание, основные элементы

Семинар (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и принципы конституционного строя России.

2. Конституционные характеристики Российского государства.

3. Политические, экономические и социально-культурные основы конституционного строя.

4.Конституционные основы построения и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Темы докладов, сообщений

1. Социальная политика: конституционно-правовые основы.

2. Проблемы суверенитета России.

Вопросы для обсуждения

1. Суверенитет российского народа: понятие, содержание, формы реализации.

2. Непосредственная и представительная демократия как формы осуществления народовластия.

3. Референдум — форма непосредственного народовластия.

4. Конституционно-правовые основы организации и проведения референдума Российской Федерации.

2. занятие. Практическое занятие (2 часа)

1. Обзорный анализ референдумов проведенных на территории России.

2. Непосредственная демократия «миф» или перспектива развития общества.

Вопросы для обсуждения

1. Основные институты гражданского общества.

2. Политические партии и общественные организации в системе гражданского общества.

3. Надзор за деятельностью общественных объединений, осуществляемый органами прокуратуры.

Темы докладов, сообщений

1. Статус общественных объединений, их права, порядок образования и регистрации.

2. Политические партии Российской Федерации.

3. Семья — важный компонент гражданского общества.

4. Национальные отношения как элемент гражданского общества.

Круглый стол по разделу 4 (темы 10-12) (4 часа)

Примерная тематика для обсуждения на круглом столе

1. Понятие и принципы конституционного строя.

2. Содержание основ конституционного строя.

3. Конституционные характеристики Российского государства.

4. Россия — светское, социальное государство.

5. Суверенитет (народовластие) российского народа: понятие, содержание, формы реализации.

6. Принципы правового государства.

7. Непосредственная и представительная демократия как формы осуществления народовластия.

8. Порядок проведения референдума в Российской Федерации.

9. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме.

10. Свободные выборы — форма непосредственной демократии.

11. Основные институты гражданского общества.

12. Конституционные основы деятельности общественных объединений.

13. Виды общественных объединений.

14. Порядок образования и регистрации общественных объединений.

15. Трудовые коллективы, их место и роль в гражданском обществе.

16. Семья — важнейший компонент гражданского общества.

17. Деятельность средств массовой информации. Ответственность за нарушение свободы средств массовой информации.

18. Национальные отношения как элемент гражданского общества.

19. Социальная защита населения.

20. Прокуратура и ее деятельность по защите институтов гражданского общества.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды правового статуса личности.

2. Структурные элементы правового статуса личности.

3. Конституционные принципы закрепления правового положения личности в Российской Федерации.

Темы докладов, сообщений

1. Общая характеристика основных международных актов о правах человека и гражданина.

2. Права человека и права гражданина: общее и особенное в конституционном закреплении.1. Понятие и элементы конституционного статуса личности.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

2. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению.

3. Вступление в гражданство Российской Федерации и восстановление в гражданстве

4. Основания прекращения гражданства.

5. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства.

6. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

Темы докладов, сообщений

1. Развитие российского законодательства о гражданстве.

2. Правовой режим иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.

3. Правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

2. занятие. Практическое занятие (2 часа)

1. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства.

2. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

3. Право на политическое убежище.

4. Высылка из страны (экспатриация).

5. Выдача иностранному государству (экстрадиция).

Тема 15. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
в Российской Федерации

Семинар (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Классификации прав и свобод личности.

2. Личные права и свободы.

3. Политические права и свободы.

4. Социально-экономические, культурные и экологические права.

5. Ограничения прав и свобод.

6. Конституционные обязанности граждан.

Темы докладов, сообщений

1. Соотношение российского законодательства о правах и свободах человека и гражданина с международно-правовыми актами в области прав человека.

2. Права и свободы человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения.

3. Состояние прав человека в России на современном этапе.

Вопросы для обсуждения

1. Виды гарантий прав и свобод человека.

2. Международно-правовые акты в области прав человека.

3. Механизм защиты прав человека.

4. Роль прокуратуры и других правоохранительных органов в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

2. Практическое занятие (2 часа)

1. Механизм защиты прав человека и ООН.

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и российское законодательство.

3. Уполномоченный Государственной Думы по правам человека: статус, полномочия.

4. Роль прокуратуры в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

5. Президент РФ — гарант прав и свобод человека и гражданина.

Круглый стол по разделу 5 (темы 13-15) (4 часа)

Примерная тематика для обсуждения на круглом столе

1. Понятие конституционного статуса человека.

2. Элементы конституционного статуса личности.

3. Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации.

4. Способы принятия гражданства.

5. Основания прекращения гражданства.

6. Характеристика российского законодательства о гражданстве.

7. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства.

8. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

9. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

10. Ограничения прав и свобод человека.

11. Права и свободы человека в условиях чрезвычайного положения.

12. Конституционные обязанности граждан и ответственность за неисполнение.

13. Гарантии защиты прав и свобод человека и их виды.

14. Президент РФ — гарант прав и свобод человека.

15. Статус Уполномоченного Государственной Думы по правам человека.

16. Роль прокуратуры в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

17. Международно-правовые акты в области прав и свобод человека.

18. Всеобщая декларация прав человека и российское законодательство.

19. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и российское законодательство.

20. Обжалование в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Контрольная работа по темам 1-16 (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и формы государственного устройства.

2. Российский федерализм: история и современное состояние.

3. Конституционный статус Российской Федерации.

4. Россия в составе СНГ и Совете Европы.

2. Практическое занятие (2 часа)

Темы докладов, сообщений

1. Этапы становления Российского федерализма.

2. Проблемы взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

3. Субъекты «матрешки» особенности правового статуса.

4. Равенство субъектов формальность или реальность.

5. Порядок слияния субъектов в Российской Федерации, проблемы и перспективы

6. Россия в составе СНГ.

7. Россия в Совете Европы.

Тема 18. Конституционная система власти в Российской Федерации:
теоретические и правовые вопросы

Семинар (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и конституционно-правовые признаки государственного органа.

2. Система и виды органов государственной власти в Российской Федерации.

3. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.

Темы докладов, сообщений

1. Место и роль органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти.

2. Система и виды органов государственной власти Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения

1. Избирательное право как государственно-правовой институт.

2. Принципы избирательного права.

3. Понятие и принципы избирательной системы.

4. Стадии избирательного процесса

5. Ответственность за нарушение законодательства в области избирательного права.

6. Прокурорский надзор за законностью при проведении выборов.

2. занятие. Круглый стол (4 часа)

Примерная тематика для обсуждения на круглом столе

1. Выборы Президента РФ.

2. Выборы в представительные органы.

3. Прокурорский надзор за законностью при проведении выборов.

4. Проблемы совершенствования избирательной системы Российской Федерации.

5. Финансирование выборов.

Вопросы для обсуждения

1. Место и роль Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти.

2. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

3. Полномочия Президента РФ.

4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

2. Практическое занятие (2 часа)

Темы докладов, сообщений

1. Становление института президентства в России.

2. Администрация Президента РФ.

3. Место Президента РФ в системе государственной власти.

Тема 21. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

1 Занятие. Семинар (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Федеральное Собрание РФ: структура, основные принципы организации.

2. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, состав, компетенция.

3. Государственная Дума: порядок избрания депутатов, компетенция.

4. Законодательная деятельность Федерального Собрания РФ.

2. Практическое занятие (2 часа)

Темы докладов, сообщений

1. Совершенствование деятельности палат Федерального Собрания РФ.

2. Участие прокурора в правотворческой деятельности. Надзор за исполнением законов.

3. Взаимодействие Президента РФ, исполнительной и законодательной властей.

4. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие статуса депутата представительного органа государственной власти.

2. Функции, права и обязанности депутатов.

3. Гарантии депутатской деятельности

Темы докладов, сообщений

1. Императивный «мандат» проблемы и перспективы реализации.

2. Отличительные особенности деятельности члена Совета Федерации от депутата Государственной Думы

Вопросы для обсуждения

1. Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти.

2. Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации.

3. Полномочия Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации.

4. Сложение полномочий и отставка Правительства Российской Федерации.

5.Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Темы докладов, сообщений

1. Конституционно-правовые основы взаимоотношений Президента России, Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Конституционно-правовой статус членов Правительства Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения

1. Конституционно-правовые основы судебной власти.

2. Судебная система Российской Федерации.

3. Система прокуратуры Российской Федерации.

4. Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Опротестование судебных решений.

2. Практическое занятие (2 часа)

Темы докладов, сообщений

1. Роль Конституционного Суда РФ в защите прав и свобод граждан.

2. Проблемы введения суда присяжных в Российской Федерации.

3. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

4. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры.

3. Выездное занятие (6 часов)

Учебная экскурсия студентов в Конституционный Суд РФ или Уставной суд Санкт-Петербурга

Тема 25. Система органов государственной власти субъектов
Российской Федерации

1 занятие. Семинар (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и система органов государственной власти субъектов РФ.

2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: порядок формирования, структура, виды, основные полномочия.

3. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. Правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ.

5. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ: понятие, порядок формирования, полномочия.

6. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: порядок организации и деятельности.

Темы докладов, сообщений

1. Организация судебной власти в субъектах Российской Федерации.

2. Конституционная ответственность органов государственной власти и должностных лиц субъекта Российской Федерации.

2.Выездное занятие (6 часов)

Учебная экскурсия в Законодательное собрание Санкт-Петербурга или в Администрацию Санкт-Петербурга.

Вопросы для обсуждения

1. Местное самоуправление в системе народовластия.

2. Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство о местном самоуправлении.

3. Структура, принципы деятельности органов местного самоуправления.

4. Компетенция органов местного самоуправления.

5. Роль прокуратуры в обеспечении законности в деятельн<

Наши рекомендации