ВОПРОС№ 18 Компетенция парламента РФ
1. Общее понятие компетенции парламента, виды компетенции
2. Специальная компетенция Совета Федерации
3. Специальная компетенция Государственной Думы
4. Наиболее важные вопросы общей компетенции Федерального Собрания
1. Компетенция - объем полномочий, через которые раскрываются функции того или иного государственного органа.
Обычно парламенты имеют триглавные функции:
ü принятие законов;
ü утверждение бюджета;
ü контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с другими странами).
Компетенция бывает нескольких видов:
ü общая - направленность деятельности парламента в целом;
ü специальная - вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленные в Конституции.
2. В рамках собственной специальной компетенцииСовет Федерации ФС РФ:
ü утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;
ü утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения утверждает указ Президента РФ о введении военного положения;
ü решает вопрос об использовании Вооруженных Сил за пределами страны назначает выборы Президента РФ;
ü смещает Президента РФ с должности в порядке импичмента;
ü назначает судей Верховного, Конституционного, Высшего арбитражного судов;
ü назначает и смешает Генерального прокурора РФ;
ü назначает и смещает заместителя председателя Счетной палаты РФ половину состава ее аудиторов.
3. Государственная Дума ФС РФ в рамках собственной специальной ком потенции:
ü дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
ü решает вопрос о доверии Правительству РФ;
ü назначает и смещает председателя Центрального банка РФ;
ü назначает и смещает председателя Счетной палаты РФ и половину со става ее аудиторов;
ü назначает и смещает Уполномоченного по правам человека;
ü объявляет амнистию;
ü выдвигает обвинение против Президента РФ с целью импичмента.
4. Помимо вопросов специальной компетенции. Федеральное Собрани решает ряд вопросов общей компетенции (то есть направленности дея тельности парламента в целом).Наиболее важными направлениями об щей компетенции являются:
ü финансы;
ü оборона и безопасность;
ü международная политика.
ВОПРОС№19 Организация работы палат Федерального Собрания
1. Общие принципы работы палат парламента
2. Руководящие органы Государственной Думы ФСРФ
3. Органы и должностные лица Совета Федерации
1. Палаты Федерального Собрания РФ - Государственная Дума и Сове Федерации - заседают, как правило,раздельно.
Совместные заседания палат предусмотрены для заслушивания:
а) посланий ПрезидентаРФ;
б) посланий Конституционного Суда РФ;
в) руководителей иностранных государств.
Документами, которые определяют порядок работы палат парламента РФ, являются:
а) регламент Государственной Думы;
б) регламент Совета Федерации.
2. Руководство деятельностью Государственной Думы ФС РФ осуществляют:
ü Председатель Государственной Думы, избираемый из ее состава;
ü первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы;
ü Совет Государственной Думы.
В состав Совета Государственной Думы входят наряду с председателем палаты и его заместителями руководители фракций и депутатских групп. В Совете Федерации подобный орган не предусмотрен.
3. Органами Совета Федерации являются:
ü Совет палаты;
ü комитеты Совета Федерации;
ü комиссии Совета Федерации.
Должностными лицами Совета Федерации являются:
ü Председатель Совета Федерации;
ü первый заместитель Председателя Совета Федерации;
ü заместитель Председателя Совета Федерации;
ü председатель комитета, комиссии Совета Федерации, первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации, заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации, член комитета, комиссии Совета Федерации.
Член Совета Федерации, помимо должностей члена комитета и (или) комиссий Совета Федерации, вправе занимать в Совете Федерации еще не более одной должности, за исключением случаев, установленных Регламентом, утвержденным Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 года № 33 - СФ (в ред. Постановления Совета Федерации от 29 марта 2002 года № 173-СФ).