Источники конституционного права.коллизиив кп
ИСТОЧНИКИ КП —юридические формы внешнего выражения конституционно-правовых норм. Источники КП представляют систему правовых актов, в которых содержатся нормы КП. Источники КП РФ являются: 1)Конституция РФ,2) федеральное законодательство, 3)законодательство субъектов РФ, 4)решения Конституционного Суда РФ, 5)нормативные договоры, нормы международного права и акты органов местного самоуправления. По юридической силе все источники КП подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы, в свою очередь, по степени значимости подразделяются на основные (Конституция страны), конституционные и обычные. Федеративный характер правовой системы РФ позволяет выделить следующие три уровня Источников КП: 1) федеральное право: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные (или обычные) законы, нормативные постановления палат, и т. п 2) региональное право или законодательство субъектов РФ — конституции, уставы, законы субъектов РФ, правовые акты высших должностных лиц субъектов федерации и тп 3) муниципальное право, состоящее из актов органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов. Принцип верховенства федерального права объединяет все эти относительно автономные нормативно-правовые массивы в единую конституционную систему регуляторов. Действует, единая согласованная правовая система, базирующаяся на верховенстве Конституции РФ и федеральных законов. Сколь совершенной ни была бы система права, она не может предотвратить противоречий между нормами, называемыми коллизиями в праве.Для конституционного права особенно опасны коллизии между естественным и позитивным правом. Опасность коллизий тем значительней, чем больше они угрожают реализации основной функции конституционного права: охраны прав и свобод человека и гражданина. Наиболее частой коллизией является противоречие между законом и подзаконным актом
5. Конституционный строй РФ понятие, основы, защита Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем (КС). Таким образом, КС – это определенная форма, определенный способ организации государства закрепленный в его конституции. ОСНОВЫ КС - находящаяся под защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования. Характерная особенность основ КС состоит в том,что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно -правовых актов РФ. Основы КС РФ состоят из трех групп норм:1. регламентирующих деятельность государства и его органов;2. определяющих правовое положение личности в РФ;3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения. Основы КС закрепляют форму РФ как государства, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета РФ. Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации.
6.Конституция и государство. Конституция в федеративном государстве Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образований, которые обладают определенными признаками государства, и прежде всего – правом принимать свои конституции. Так, в США каждый штат имеет свою конституцию, в ФРГ – каждая земля, в Швейцарии – каждый кантон и т.д. Встречаются, хотя и редко, федерации, в которых субъекты не имеют своих конституций – в Индии, например, конституция принята только в штате Джамму и Кашмир.Принятие конституций субъектами федерации не является свидетельством их полного суверенитета – сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (в области обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория и практика в федеративных государствах не рассматривает субъекты федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из федерации, а конституции этого и не закрепляют. Конституции субъектов Российской Федерации теоретически призваны выразить особенности национальной государственности, но они все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, пожалуй, названий законодательных органов, закрепления того или иного языка в качестве государственного, государственной символики). Многие из этих конституций принимались под сильным давлением националистических сил, главным образом стремившихся воплотить в них национальный суверенитет. Многие конституции и уставы проявляют явное непонимание принципа разделения властей, распространяющегося не только на федеральную власть, но и на систему органов государственной власти субъектов РФ. Так, во многих из них не только отдается приоритет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ в законодательном процессе, но и сам процесс кадрового формирования органов исполнительной власти относится к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти..
7.Понятие черты и сущность конституции. Конституция(К) - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. К очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. К в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права .К как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. К - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права. В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать К - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности К как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
8.соблюдение охрана и толкование конституции.Будучи высшим и основным законом, конституция в демократическом государстве нуждается в особой защите. Дело в том, что в обеспечении сохранения, соблюдения и действия конституции в действительно демократическом обществе должно быть заинтересовано все или почти все общество. демократическом обществе должно быть заинтересовано все или почти все общество. Более того, как отмечается в ст. 15 Конституции РФ, все opганы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ. И поэтому когда тот или иной орган государства или местного самоуправления, какая-либо общественная организация или даже отдельный гражданин сами строго соблюдают положения конституции, обеспечивают условия и предпосылки их соблюдения, предотвращают их нарушение и законными методами и средствами борются с допущенными нарушениями конституции, то это, несомненно, тоже охрана конституции, понимаемая в самом широком смысле — как дело общегосударственное, дело всего народа, всех граждан. Охрана конституции в узком, собственном, строгом смысле — это организация и деятельность специального органа, призванного в установленных законом формах и процедурах осуществлять конституционный контроль (надзор) за соответствием конституции прежде всего действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. Конституционный контроль — это такая проверка соответствия конституции действий органов государственной и общественной власти, при которой орган такого контроля имеет право сам отменять неконституционные действия подконтрольного органа. В отличие от этого, конституционный надзор связан лишь с дачей указания поднадзорному органу на неконституционность его действий (вплоть до решения об их приостановлении), но изменять или отменять его акты орган конституционного надзора не может
9.конституции и уставы субьектов рФ. В ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика "имеет свою конституцию и законодательство", а другие субъекты "имеют свой устав и законодательство".
Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона - конституции.
Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.
Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами.
Особое место конституций и уставов в системе законодательства субъектов прямо вытекает из положений ст. 5 федеральной Конституции, где конституция и устав не охвачены общим понятием "законодательство".
В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации - федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта. Эти положения свидетельствуют об учредительном характере конституций и уставов субъектов и вместе с тем о его неразрывной связи с учредительной природой федеральной Конституции.
Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положений Конституции РФ, основам ее конституционного строя, Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Поэтому вполне правомерно, что в конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции.
10.особенности конституционной модели Российского Федерализма.Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающимся на принципе федерализма. Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально- государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально- территориальных начал добровольного объединения её субъектов.Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на её территории. Это получило своё выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации: 1) государственная целостность;2) равноправие и самоопределение народов;3) единство системы государственной власти;4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст.5 Конституции РФ).
11.Конституционные характеристики российского государства. Демакратическое государство.
Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. ДГ - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти является суверенитет народа. Недостаточно только провозгласить государство демократическим,главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Федеративное государствоГосударственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов.Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права. Правовое,государство-Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Социальное государство
Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности,оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие.
12.конституционные основы организации госвластив РФ. 1. РФ обладает суверинитетом. Гос. суверинитет - верховенство гос. власти и независимость ее внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Неограниченность власти ничем и никем, кроме законов и естественных прав. Не существует другой подобной власти. Она является независимой. Госсуверинитет в РФ означает, что суверенным явл. вся РФ, а не ее часть. Госцелосность - никакая часть территории РФ не может рассм. как собственность одной нации. Принцип неприкосновенности территории РФ. РФ отвергает любые территориальные притязания других государств. 2. Разделение властей. Организация местного самоуправления. Ст. 12 К признает и гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Общие принципы местного самоуправления устанавливаются на федеральном и муниципальном уровне. органы местного сам. не входят в систему власти гос. органов. Эти органы осущ. муниципальную власть, т.о. местное самоуправление не относится к государству. Муниципальная власть отличается от госуд. тем, что не может применять собственного принуждения. Органы местного сумоуправления могут издавать нормативно-правовые акты, кот. поддерживаются госпринуждением. Муниципальная и государственная власть образуют публичную. Госвласть устанавливает определенные рамки, в которых муниципальная власть действует самостоятельно - эти рамки закреплены федеральным законом. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений
13.Экономические и политические основы Конституционного строя в РФ.Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и других государственных органов.Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.Российская Федерация - полноправный член мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ - составная часть её правовой системы. Если международным договорам РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.В соответствии с Конституцией Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не противоречит основам конституционного строя России, не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, обладая в полной мере государственным суверенитетом, Российская Федерация добровольно на договорной основе входит в Содружество Независимых Государств, координируя на равноправной основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого Содружества.Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина.