Избирательное право: понятие, принципы. Источники избирательного права в Российской Федерации.
Избирательное право Российской Федерации традиционно выделяется в качестве самостоятельного института конституционного права Российской Федерации, представляющего собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с проведением выборов в органы государственной власти и представительные (иные выборные) органы местного самоуправления, избираемые непосредственно избирателями.
Таким образом, к предмету регулирования избирательного права относятся нуждающиеся в правовом регулировании путем закрепления прав и обязанностей за их субъектами общественные отношения, возникающие в сфере подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это такие группы общественных отношений, как:
- отношения, возникающие в процессе реализации норм-принципов избирательного права, устанавливающих общий режим реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;
- отношения, непосредственно связанные с реализацией гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;
- отношения, связанные с организацией выборов;
- отношения, связанные с деятельностью участников избирательного процесса, обеспечивающими реализацию прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (избирательные комиссии, доверенные лица, средства массовой информации и т.д.);
- отношения, связанные с защитой и восстановлением избирательных прав граждан.
Указанные группы правоотношений возникают и реализуются в период избирательных кампаний, то есть непосредственно при проведении выборов. Но следует отметить, что избирательное право регулирует также и определенные группы имеющих непосредственную связь с выборами общественных отношений, возникающих в межвыборный период, например отношения, возникающие в связи с формированием избирательных комиссий, кадрового резерва участковых избирательных комиссий, отношения по регистрации (учету) избирателей.
В предмет избирательного права не входят общественные отношения, возникающие в связи с отзывом депутатов и выборных должностных лиц. За рамки избирательного права выходят также и общественные отношения по вопросам организации и проведения референдумов. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется в рамках иных институтов конституционного права.
Регулируя общественные отношения, возникающие в связи с проведением выборов в органы государственной власти и представительные (иные выборные) органы местного самоуправления, избирательное право использует сочетание императивных (предписание, запрет) и диспозитивных (дозволение) методов правового регулирования, а также метод гарантий (набор условий и средств обеспечивающих реализацию права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления). Метод гарантий является специфическим методом правового регулирования избирательного права. К числу гарантийных норм избирательного права относятся в частности норма, обязывающая работодателя предоставить отпуск зарегистрированному кандидату, норма, обязывающая избирательные комиссии обеспечивать наблюдателям полный обзор своих действий при проведении голосования и установления его итогов и другие.
Вопрос 2.
Источники избирательного права
Источниками избирательного права Российской Федерации являются правовые акты, содержащие нормы, закрепляющие избирательные права граждан и определяющие порядок и процедуры их реализации.
По юридической силе все указанные акты можно классифицировать следующим образом:
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные законы;
- Конституции, Уставы субъектов Российской Федерации;
- законы субъектов Российской Федерации;
- муниципальные правовые акты;
- нормативные правовые акты избирательных комиссий.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международные нормы в области избирательных прав граждан принято называть международными избирательными стандартами. Они содержатся в таких международных правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в 1966 году, вступил в силу в 1976 году), Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 25 декабря 1965 года.
Европейские избирательные стандарты устанавливаются Протоколом № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 года. Положения в отношении прав граждан участвовать в выборах изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе на Конференции по человеческому измерению (проходила в три этапа: в Париже в 1989 году, в Копенгагене в 1990 году и в Москве в 1991 году).
Нельзя в этой связи не отметить и Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года.
Отметим, что международные избирательные стандарты устанавливают лишь минимальные требования, предъявляемые к регламентации избирательных прав граждан в законодательстве государств, ратифицировавших соответствующие международные правовые документы. Это тот минимум, который позволяет считать выборы демократичными и свободными. Детализация этих норм, расширение избирательных прав граждан, обеспечение возможности их эффективной защиты – задача внутреннего законодательства каждого государства.
Основной закон Российской Федерации - Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, не содержит отдельного структурного элемента задающего основные параметры избирательной системы Российской Федерации. Основы правового регулирования процедур реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации закреплены в отдельных конституционных нормах, включенных в различные главы Основного закона. Эти нормы провозглашают положение о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (пункт 1 статьи 3 Конституции), закрепляют право граждан Российской Федерации на участие в выборах и референдумах (пункт 2 статьи 32 Конституции), устанавливают отдельные ограничения избирательных прав применительно ко всем уровням и видам выборов (пункт 3 статьи 32 Конституции), вводят дополнительные ограничения пассивного избирательного права применительно к выборам Президента Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 81 Конституции) и выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 1 статьи 97 Конституции).
Решение основных вопросов, связанных с содержанием избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляется в федеральных законах (Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.
При этом согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Таким образом, именно этот закон и определяет основное содержание избирательных прав граждан Российской Федерации. Следует отметить, что правовая регламентация избирательных прав граждан, а также избирательного процесса в Российской Федерации не является стабильной. За 12 лет, прошедших со дня принятия и вступления в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в его содержание было внесено около тысячи изменений.
Федеральные законы от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» регламентируют избирательные процедуры при проведении в Российской Федерации выборов федерального уровня – Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, соответственно.
К специальным законодательным актам федерального уровня относится и Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», определяющий правовые основы использования при проведении на территории Российской Федерации выборов средств автоматизации, оборудования и средств телекоммуникации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Кроме указанных специальных федеральных законов отдельные вопросы, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации, регулируются такими законодательными актами федерального уровня, как:
- Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (устанавливает порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривает возможность избрания на выборах глав субъектов Российской Федерации);
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (определяет порядок формирования выборных органов местного самоуправления);
- Федеральный закон от 11 июля 2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (регулирует вопросы, связанные с участием в выборах политических партий);
- Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (регулирует отдельные вопросы, связанные с участием в информационном обеспечении выборов средств массовой информации);
- Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (регулирует вопросы, связанные с организацией и проведением публичных агитационных мероприятий);
- Уголовный кодекс Российской Федерации (устанавливает уголовную ответственность за преступления, посягающие на избирательные права граждан);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (устанавливает административную ответственность за нарушения избирательных прав граждан);
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (устанавливает особый порядок рассмотрения в судах избирательных споров).
Избирательное законодательство Республики Коми состоит из Конституции Республики Коми 1994 года, Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми», а также Закона Республики Коми от 23 июня 2012 года № 41-РЗ «О выборах Главы Республики Коми».
Конституция Республики Коми определяет структуру органов государственной власти Республики Коми, устанавливает количественный состав и срок полномочий формируемого посредством всенародных выборов законодательного (представительного) органа Республики Коми – Государственного Совета Республики Коми, устанавливает, что высшее должностное лицо Республики Коми – Глава Республики Коми - избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми, на срок полномочий, составляющий пять лет.
Закон Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» состоит из четырех групп правовых норм: норм, дублирующих основные положения Федерального закона «Об основных гарантиях» и полностью соответствующих им; норм, регулирующих отношения, обязанность самостоятельного правового регулирования которых субъектами Российской Федерации установлена Федеральным законом; норм, реализующих обусловленное Федеральным законом право субъектов Российской Федерации на осуществление самостоятельного правового регулирования отдельных отношений; норм, устанавливающих дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.
Значительная часть норм Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» дублирует соответствующие положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С одной стороны, это можно рассматривать как недостаток – внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» влечет за собой, в большинстве случаев, возникновение необходимости внесения соответствующих изменений в закон республиканский. С другой стороны, реализованная в Законе Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» системность и целостность правового регулирования избирательного процесса, несомненно, создает более комфортные условия для потенциальных его участников – теперь практически всю информацию необходимую для реализации избирательных прав гражданин может получить именно из текста республиканского закона и только по отдельным, не имеющим непосредственного отношения к реализации этих прав вопросам, ему придется обращаться к закону федеральному.
Ко второй группе норм Закона Республики Коми «О выборах и референдумах Республики Коми», включенных в его текст в рамках реализации прямых предписаний Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», относятся нормы устанавливающие (определяющие) следующие положения:
1) перечень труднодоступных и отдаленных местностей (ст. 5);
2) порядок доведения до избирателей, участников референдума сведений об образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (ч. 8 ст. 11);
3) объем и сроки передачи в средства массовой информации решений избирательных комиссий, непосредственно связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ч. 2 ст. 15);
4) сроки хранения избирательной документов (ч. 12 ст. 16);
5) сроки формирования Избирательной комиссии Республики Коми, избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных избирательных комиссий в Республике Коми (ст. 18, ч.5 ст. 21, ст. 24);
6) численный состав Избирательной комиссии Республики Коми (ч. 4 ст. 17);
7) сроки приема предложений по кандидатурам для включения в их состав Избирательной комиссии Республики Коми, территориальных избирательных комиссий в Республике Коми (ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 24);
8) порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования (ч. 8 ст. 21);
9) случаи образования окружных избирательных комиссий, а также их численный состав (ч. 1 и 2 ст. 22);
10) положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов Республики Коми (ч. 1 ст. 23);
11) социальные гарантии для членов Избирательной комиссии Республики Коми, работающих в ней на постоянной (штатной) основе, председателей территориальных избирательных комиссий в Республике Коми (ст. 30);
12) период, включающий в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и сбора подписей избирателей в поддержку их выдвижения (ч. 9 ст. 32);
13) число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения (ч. 2 ст. 43);
14) порядок и объемы предоставления бесплатных эфирного времени и печатной площади избирательным комиссиям для осуществления информирования избирателей, участников референдума (ч. 2-5 ст. 50);
15) избирательные комиссии, которые необходимо уведомлять о предоставлении помещений для проведения агитационных мероприятий (ч. 2 ст. 53);
16) объем печатных площадей, предоставляемых для проведения агитации на безвозмездной основе государственными и муниципальными периодическими печатными изданиями, соотношение объемов площадей предоставляемых на платной и бесплатной основах (ч. 4, 5 ст. 54, ч. 3 ст. 55);
17) объем эфирного времени, предоставляемого на повторных и дополнительных выборах (ч. 6 ст. 56);
18) предельные размеры расходования средств избирательных фондов, предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды средств (ст. 63, 64);
19) методика распределения депутатских мандатов при использовании пропорциональной избирательной системы при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми, представительных органов муниципальных образований (ст. 83, 84).
В рамках диспозитивно предоставленных Федеральным законом «Об основных гарантиях» региональным законодателям прав Законом Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» закреплены следующие положения:
1) активное избирательное право на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми, депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным (многомандатным) округам предоставлено гражданам, зарегистрированным на территории соответствующих избирательных округов по месту пребывания, место жительства которых расположено на территории Республики Коми (ч.2 ст. 2);
2) территориальным избирательным комиссиям предоставлен статус юридических лиц (ч. 1 ст. 23);
3) предусмотрена возможность работы на постоянной (штатной) основе в Избирательной комиссии Республики Коми дополнительного члена комиссии с правом решающего голоса (ч. 2 ст. 30);
4) установлено правило, в соответствии с которым избирательные объединения выдвигают кандидатов в депутаты представительных органов власти по одномандатным (многомандатным) избирательным округам одним списком (ч. 3 ст. 34);
5) предусмотрено, что избирательное объединение, выдвигающее список кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, должно разбить его на общереспубликанскую (общемуниципальную) и территориальные группы (ч. 18 ст. 35);
6) определено, что при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований со средней нормой представительства в муниципальном образовании не более 500 избирателей сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата не осуществляется (ч. 1 ст. 36);
7) предусмотрена возможность голосования по одной кандидатуре при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований (ч. 14 ст. 38);
8) предусмотрено, что при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований при установленной норме представительства (не более 5 тысяч) зарегистрированные кандидаты на период участия в избирательной кампании могут не освобождаться от исполнения обязанностей государственной службы (ч. 2 ст. 41);
9) введены дополнительные правила проведения агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций телерадиовещания:
- предусмотрено право на отказ от предоставленных для агитации бесплатных и платных эфирного времени и печатной площади, право на использование этого времени (этой площади) средством массовой информации для предоставления за плату (ч. 7 ст. 54, ч. 6 ст. 55, ч. 14 ст. 56, ч. 6 ст. 57);
- предусмотрено правило, согласно которому предоставление для агитации платного эфирного времени и платной печатной площади осуществляется только на условиях предоплаты (ч. 8 ст. 55, ч. 9 ст. 57);
- установлены требования к договору на предоставление для проведения агитации платного эфирного времени (ч. 8 ст. 57).
10) установлена обязанность представления кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов по единому избирательному округу, одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации, первого финансового отчета (ч. 10 ст. 66);
11) на выборах органов местного самоуправления голосование по позиции «Против всех» («Против всех списков кандидатов») не осуществляется (ч. 6 ст. 70);
12) определено, что на выборах местного и республиканского уровней открепительные удостоверения не используются, досрочное голосование избирателей, которые в день голосования не смогут прибыть в помещение для голосования своего избирательного участка по уважительным причинам, проводится в помещениях участковых избирательных комиссий (ч. 1 ст. 73);
13) повторное голосование не предусмотрено, в случае равенства полученных голосов признание кандидата избранным осуществляется посредством жеребьевки (ч. 2 ст. 80).
14) «заградительный барьер» установлен на уровне 5 процентов (ст. 81).
К нормам же, устанавливающим дополнительные гарантии избирательных прав, прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации возможно, на наш взгляд, отнести следующие нормы:
1) расширяющую перечень мест временного пребывания избирателей, участников референдума, в которых можно образовывать избирательные участки, участки референдума, за счет отнесения к таковым предприятий с непрерывным циклом работы, предприятий, организующих трудовой процесс вахтовым методом, специальных домов для одиноких престарелых, стационарных учреждений социального обслуживания (домов-интернатов для престарелых и инвалидов, диспансеров, геронтологических центров) (ч. 3 ст. 11);
2) предусматривающую возможность увеличения предельных размеров расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений в случае, если голосование на выборах было отложено для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов (ч. 7 ст. 20).
Уставы муниципальных образований определяют структуру органов местного самоуправления, виды органов местного самоуправления, избираемые на муниципальных выборах, срок их полномочий, количественный состав представительных органов муниципальных образований, виды избирательных систем, используемых при проведении выборов в органы местного самоуправления.
В систему источников избирательного права также входят нормативные правовые акты избирательных комиссий.
Так, согласно пункту 13 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения данного Федерального закона, обязательные для исполнения.
Кроме того, федеральное законодательство о выборах содержит ряд прямых предписаний в адрес соответствующих избирательных комиссий о разработке и принятии ими нормативных правовых актов (инструкций, положений и т.п.), направленных на определение механизма реализации отдельных законодательных положений (порядок представления отчетности о расходовании средств избирательных фондов, порядок проведения жеребьевки по распределению бесплатного и платного эфирного времени, предоставляемого для проведения предвыборной агитации, и т.п.).
Вопрос 3.
Принципы избирательного права
Под принципами права понимают основополагающие идеи, исходные начала правового регулирования общественных отношений, относящихся к предмету правового регулирования той или иной отрасли, того или иного института права. Указанные принципы фиксируются, как правило, в первых статьях законодательного акта и являются основой, фундаментом его построения.
Значительная часть принципов избирательного права Российской Федерации законодательно закреплена и обозначена в статьях 3, 4 и 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве принципов проведения в Российской Федерации выборов. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и международным избирательным стандартам.
Организация и проведение выборов в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- всеобщность избирательных прав;
- равенство избирательных прав;
- тайное голосование;
- обязательность и периодичность выборов;
- альтернативность выборов;
- добровольность участия в выборах;
- организация и проведение выборов органами, не входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления;
- гласность и открытость избирательного процесса.
Согласно принципу всеобщего избирательного права гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип равного избирательного права заключается в установлении для граждан равных оснований участия в выборах. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования.
Принцип обязательности и периодичности выборов предполагает, что выборы должны проходить регулярно, в сроки, установленные законом. Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления. Выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов этих органов проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Принцип альтернативности относится к числу важнейших условий подлинно свободных выборов. Альтернативность выбора обеспечивает избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления.
Принцип добровольности гарантирует свободу участия в выборах. Гражданин сам определяет принимать участие в выборах или нет, голосовать за того или иного кандидата, за то или иное избирательное объединение или нет.
Статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» закрепляет принцип независимости избирательных комиссий, организующих и проводящих выборы. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Принцип открытости и гласности в осуществлении избирательными комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, подсчету голосов избирателей, установлению итогов голосования, определению результатов выборов обеспечивает возможность контроля со стороны гражданского общества за законностью и легитимностью выборов.