Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции РФ

Основные принципы формирования судебной системы и осуществления ей правосудия рассматриваются в главе 7 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе “О судебной системе” от 31.12.963) . В соответствии со статьей 118 Конституции РФ и статьи 1 указанного федерального конституционного закона судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. В зависимости от подсудности в судебной системе выделяют конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды (статьи 125-127 Конституции РФ).

Из перечисленных судебных органов особо следует выделить Конституционный Суд РФ, который занимает одно из важнейших мест в системе охраны Конституции РФ.

“В советский период на судебные органы не возлагалась функция конституционного контроля. Да и сама эта функция длительное время осуществлялась не специализированными органами, а наряду с другой государственной деятельностью. Известным шагом на пути к созданию специализированной системы контроля (надзора) за соблюдением Конституции стало создание в 1988 году Комитета конституционного надзора СССР, полномочия которого, однако, были весьма ограничены и не включали право отмены акта, признанного неконституционным”1).

“Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, был учрежден решением Съезда народных депутатов РСФСР 19 декабря 1990 года, Первый Закон о Конституционном суде России был принят в мае 1991 года. В этом же году Конституционный Суд начал свою работу. Ныне действующий Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”2) был принят Государственной Думой 24 июня, а подписан Президентом России 21 июля 1994 года. Принятие второго Закона о Конституционном Суде было связано с появлением новой Конституции России, необходимостью учета накопленного опыта конституционного судопроизводства и внесения в него известных коррективов. Конституционный Суд как специализированный орган конституционного контроля был создан в Росси впервые”1).

Как было уже сказано выше, Конституционный Суд РФ является элементом судебной системы (статья 118 Конституции РФ). Следовательно, все основные принципы деятельности судов, заложенные в Конституции (статьи 119-124), относятся к нему в той же мере.

Статья 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94. (далее - Закон) гласит о том, что Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Целями деятельности Конституционного Суда РФ являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России (статья 3 Закона). Руководствуясь этими целями, Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а так же законов и иных нормативных актов субъектов

РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения и так далее (статья 3 Закона).

Законодатель постарался предотвратить вмешательство Конституционного Суда в политические вопросы, в силу того огромного значения, которым обладают его решения, а так же не допустить пересечения его компетенции с другими органами государственной власти. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, а при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит компетенцию других судов или иных органов.

Субъектами права на подачу запроса в Конституционный Суд РФ согласно пункту 2 статьи 125 Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С запросом о толковании Конституции РФ в Конституционный Суд РФ вправе обратиться все вышеуказанные субъекты, за исключением Высшего Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Конституционный Суд РФ является единственным органом государственной власти, имеющий право на официальное толкование Конституции РФ. При той жесткости Конституции РФ, то есть чрезвычайно сложной процедуры принятия к ней поправок, значение ее официального толкования трудно переоценить.

В отличие от вышесказанного, по запросам судов и жалобам граждан на нарушение их прав и свобод Конституционным Судом РФ проверяется конституционность нормативного акта только в том случае, если он применен или подлежит применению в конкретном деле.

Наши рекомендации