Основы конституционного строя кнр (по конституции 1982 г.)
В главе I конституции сформулированы общие положения. Данная сфера основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуется основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической правовой традиции, сделали упор в регулировании именно наосновы общественно-политического, а не конституционного строя. Можно выделить следующие основные положения главы I конституции КНР, которые характеризуют установившийся в Китае общественно-политический и экономический строй. Согласно этим положениям, Китай (КНР) – социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Основным строем КНР является социалистический строй, который запрещается подрывать любым организациям или отдельным лицам. Вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности – коммунистической партии), руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая; которая, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства. Китай строит экономику, где «отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип «От каждого – по способностям, каждому – по труду». Основным видом собственности является социалистическая собственность, хотя государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам (например, производить необходимые товары, давать людям работу и т. д.) и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики. Государство оказывает поддержку иностранным инвесторам, но на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство; с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.
Правовой статус личности
Конституция КНР в главе II закрепляет основные права и обязанности граждан. Можно выделить следующиеспецифические черты китайского конституционного регулирования прав и свобод. Следуя социалистической конституционно-правовой традиции, китайские законодатели делают основной упор на права гражданина, а не человека вообще. Исходя из данной посылки, можно предположить, что закрепленные в конституции права не распространяются на иностранцев (поскольку они не являются гражданами Китая). В конституции, несмотря на обилие других прав, отсутствует закрепление права на жизнь – главного права человека; более того, в Китае часто применяется смертная казнь: например, за многие преступления – от политических до незначительных уголовных, экономических – предусматривается наказание в виде смертной казни, которое нередко выносится китайскими судами. Отсутствует норма о свободе мысли. Конституция обязывает супругов – мужа и жену – осуществлять планирование рождаемости (на практике это означает «одна семья – один ребенок»). Нарушение этого правила влечет денежный штраф в 3 тыс. юаней и определенные неприятности в дальнейшей жизни. С одной стороны, государство стремится ограничить рост более чем миллиардного населения, с другой стороны, это существенное ограничение одного из важнейших естественных прав человека – права иметь потомство; в-третьих, в этой связи в Китае слишком часто делаются аборты, в результате которых гибнут миллионы неродившихся младенцев, а в современном конституционном праве, особенно западных стран, наметилась тенденция защищать право на жизнь не только родившихся, но и еще не родившихся людей.
Конституция КНР не только дает типичную для социалистических конституций формулировку «права и обязанности гражданина» (а не «права и свободы человека»), но и содержит слишком большой перечень обязанностей (защищать отечество и отражать агрессию; охранять безопасность, честь и интересы родины; хранить государственную тайну; защищать единство государства и сплоченность всех национальностей; беречь общественную собственность; соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок; уважать нормы общественной морали; учиться; трудиться; платить налоги; соблюдать конституцию и законы и др.).
Специфически китайской является норма конституции о запрете каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле; данная норма находит еще более детальное развитие в Уголовном кодексе (ст. 138): «Строго запрещается распространение клеветы на кадры, массы с использованием различных способов и средств. Каждый акт клеветы на другого человека (в том числе на преступника) с учетом характера преступления, обстоятельств, последствий и степени вины влечет за собой уголовную ответственность...». Данные нормы были вызваны к жизни негативным опытом прошлого, когда в годы «культурной революции» 1966 - 1976 гг. систематической травле и оскорблениям, нередко носящим публичный характер, подвергались тысячи партийно-хозяйственных работников и иных граждан. Конституционно запретив запрет травли, законодатели стремились положить конец этой практике и не допустить повторения подобных явлений в будущем.
В целом китайское конституционное регулирование прав и свобод значительно отстает от мировых стандартов (и по объему, и по юридической технике). Тем не менее Конституция 1982 г. в данной сфере ушла далеко вперед по сравнению с предыдущими конституциями (например, принятыми в годы «культурной революции» или сразу после нее). Конституция 1975 г. содержала только 4 статьи о правах и свободах, Конституция 1978 г. – 16, Конституция 1982 г. – 24. Регулирование правового статуса личности в Конституции 1982 г. – самый лучший вариант конституционного регулирования данной проблемы по сравнению с теорией и практикой прежних лет.
Национальный вопрос в Китае
Китай – унитарное государство с административными автономиями. Административно-территориальное устройство страны включает 3 уровня: верхний – его образуют провинции, автономные районы, города центрального подчинения; средний – уезды, автономные уезды, автономные округа и города; нижний – волости, национальные волости, поселки, городские районы. Например, провинция делится на уезды, уезды – на волости. Для Китая актуален национальный вопрос. Из более чем миллиардного населения ханьцы (собственно китайцы) составляют чуть более 90%. В то же время неханьские народы (манчжуры, монголы, тибетцы, уйгуры и др.) составляют 9%, но это свыше 90 млн. человек. Причем неханьцы занимают около половины территории Китая – малообжитые районы Севера и Запада (ханьцы живут на Юге и Востоке Китая).
В целях решения национального вопроса в Китае созданыавтономии на всехтрех уровнях. Соответственно,их может быть 3 вида: автономный район – их в стране 6; автономный округ и автономный уезд–их 30; национальная волость – их 124.
Автономный район – высшая форма автономии. Автономный район предоставлен для самых крупных, компактно проживающих народов и находится на одном уровне с провинциями. В настоящее время в Китае имеется 6 автономных районов: Внутренняя Монголия; Синьцзян-Уйгурский; Тибетский; Нинся-Хуэйский; Гуанси-Чжуанский; Сянган (Гонконг) – особый административный (автономный) район, имеет самую большую автономию.
Высшими должностными лицами автономных районов, автономных уездов, национальных волостей должны быть представители национальностей, образовавших автономию, и к этим же национальностям должны, как правило, принадлежать иные руководители автономий.
Несмотря на создание автономий (что значительно смягчает национальный вопрос), о полном его решении говорить рано. Например, существуют большие противоречия между китайцами (ханьцами) и китайскими монголами; Тибет несколько десятилетий ведет борьбу за независимость от Китая.