Отношения местных органов с центральной властью
Центральная власть стремится контролировать местные власти, хотя им и предоставлено самоуправление. В унитарных государствах за местными органами (муниципалитетами) часто наблюдают специальные представители центральной власти. Например, в Великобритании курированием муниципальных органов ведает специальное Министерство жилищного хозяйства и местного управления. Во Франции и Италии этими делами занимается Министерство внутренних дел, а в Японии есть специальное Министерство по делам местной автономии (применительно к их конституционной терминологии). Надзорные функции выполняют и другие центральные ведомства, прежде всего министерство финансов, которое следит за расходованием денег и выполнением бюджета.
В федеративных государствах надзором подобного рода занимаются административные органы субъектов федерации. Такие органы есть в структуре исполнительной власти отдельных штатов США. В ФРГ такой контроль осуществляют правительства земель: центральная власть имеет рычаги влияния на муниципальные органы.
Во-первых, есть прямое регулирование деятельности местных органов путем принятия законов и подзаконных актов. Во-вторых, существует контроль за работой этих органов. В-третьих, используется финансовая зависимость муниципалитетов от центральной власти, поскольку все они получают определенные субсидии.
В ряде случаев акты органов местного самоуправления могут вступать в силу лишь после утверждения, одобрения или предварительного решения правительственных органов. В Англии, например, министры утверждают акты муниципалитетов, которые содержат общеобязательные нормы, или акты о местных налогах, о получении займов, о сделках с муниципальной собственностью и т.д. Самые важные действия, связанные с денежными расходами, утверждаются центральной властью. Во Франции утверждаются решения муниципалитетов по вопросам бюджета, получения займов и о распоряжении муниципальным имуществом. В Японии такому утверждению подлежат решения в области налогов и т.д.
Утверждают эти решения министры или руководители ведомств, контролирующие деятельность местных органов. Правительство также имеет право давать рекомендательные советы, которые фактически являются обязательными.
Зависимость местных органов от правительства обеспечивается системой денежных субсидий и дотаций, поскольку в ряде стран субсидии и дотации составляют от 1/3 до половины всех муниципальных доходов. В США, например, дотация составляет примерно 1/4 муниципальных доходов, а в Англии сумма дотации обычно больше, чем сумма поступлений от всех налогов.
В случае конфликта или неподчинения местных органов центральной власти последней могут быть применены санкции. В ряде стран (Франция, Италия, Япония) имеется право роспуска местного органа самоуправления – муниципалитета. В некоторых случаях предпринимается принудительная отставка служащих или муниципальных советников. Иногда применяется такая мера, как передача полномочий непослушного муниципалитета правительственному представителю (чиновнику). Мэр и другие служащие могут быть отстранены от должности. Могут налагаться взыскания, отменяться акты муниципальных органов. Самая реальная мера – отмена субсидий, т.е. существует денежная узда, при помощи которой местные органы держатся в подчинении.
Кроме административного, может осуществляться и судебный надзор. Например, в Англии центральная власть может обращаться в суд, если она недовольна действиями местных органов. Судьи разных уровней могут рассматривать претензии власти или, в некоторых случаях, частных лиц к местным органам. Такие дела принимают к рассмотрению суды графств и вышестоящие суды. Наиболее жесткий надзор за органами местного самоуправления имеет место в тех странах, где в составе муниципальных органов (или параллельно с ними) есть правительственные агенты или чиновники – префекты или губернаторы. Во Франции, например, префекты вправе отстранять избранных мэров от должности сроком на один месяц. Префект ведает департаментом муниципальной полиции и является очень важным властным лицом, которое контролирует местные власти.
В Италии акты, принимаемые областными советами, публикуются только после визы правительственного комиссара, должность которого предусмотрена конституцией.