Регулирование конституциями экономических отношений
Экономические отношения, т.е. отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления образуют экономическую систему общества. В конституциях получают отражение основы таких экономических институтов, как собственность, труд, принципы экономической деятельности, финансовая система.
По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная собственность отличается своей неделимостью. Напротив, частная собственность делима. Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, т.е. частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.
Перевод имущества из публичной в частную собственность именуется приватизацией, а из частной в публичную – национализацией (если собственником становится государство), или социализацией в остальных случаях. Как правило, из конституционного провозглашения права собственности следует блок юридических гарантий, составляющих предмет гражданско-правового и административно-правового законодательства.
Конституционное регулирование собственности претерпело за время развития конституционализма определенные изменения. В первых конституциях закреплялся только неотъемлемый характер права собственности (ее отчуждение допустимо только как исключение на основании закона, например, для общественных нужд на условиях справедливого и предварительного возмещения). С усилением в XX веке социальной роли государства конституционное регулирование собственности было дополнено закреплением социальной функции собственности, означающей, что собственность должна использоваться не только в интересах собственника, но и на благо общества (ст. 14 Основного Закона ФРГ). Иной подход к регулированию собственности содержат социалистические конституции, запрещающие или ограничивающие частную собственность на средства производства. Для постсоциалистических конституций характерно закрепление равноправия всех форм собственности.
Труд, т.е. деятельность, приносящая средства к существованию, регулируется в конституциях путем закрепления права на труд, а в некоторых конституциях и обязанности трудиться. При этом конституции могут содержать механизмы реализации этих положений (гарантированность отсутствия безработицы, ответственность за уклонение от работы), а могут и представлять собой скорее не подкрепленные юридическими средствами моральные декларации (Италия, Испания, Япония). Конституции также содержат нормы, стимулирующие и охраняющие труд человека.
Среди конституционно-правовых принципов экономической деятельности демократические конституции устанавливают свободу предпринимательства, недопустимость монополизма, в некоторых странах – планирование общей экономической деятельности, а также использование национальных богатств в общих интересах (Испания). Социалистические конституции в качестве главных принципов экономической деятельности закрепляют государственное планирование всех показателей экономической и социальной жизни, т.е. недопустимость рыночных начал в экономике, основы статуса государственных предприятий и кооперативов.
Среди финансовых вопросов конституции регулируют такие, как бюджетный процесс, основы налоговой системы, основы статуса центральных банков, установление денежной единицы и монополии государства на осуществление денежной эмиссии. Социалистические конституции о финансовых вопросах почти не упоминают, не желая связывать рук правящей партийной олигархии.
Конституционно-правовое регулирование социальных
Отношений
Социальная система – это система социальных отношений, сложившаяся и развивающаяся в данном обществе. Конституционно-правовое регулирование социальных отношений направлено на преодоление социальных конфликтов, и охватывает отношения между трудом и капиталом, межнациональные отношения, охрану семьи, вопросы экологии, здравоохранения, социального обеспечения, защиты потребителя.
Отношения между трудом и капиталом регулируются не во всех конституциях. Например, Конституция Испании гарантирует право на коллективные переговоры между представителями трудящихся и предпринимателями на забастовку. В ряде конституций стран Азии есть статьи о помещиках, которые посягают на социалистический строй, а потому являются врагами народа, в связи с чем с ними необходимо вести классовую борьбу. Законодательство бывших социалистических стран запрещает пропаганду классовой борьбы и разжигание национальной, религиозной или же другой розни.
Межнациональные отношения как часть социальных отношений регламентируются конституциями путем: 1) учреждения по национально-территориальному принципу субъектов федерации и автономных единиц (Италия, Испания, частично Индия); 2) закрепления принципа равноправия независимо от расы, национальности, языка, религии; 3) признания и гарантирования коллективных прав национальных и иных меньшинств; 4) признания права народов (наций) на самоопределение.
Институты семьи, брака, материнства, отцовства, детства поощряются и охраняются большинством конституций путем закрепления принципов добровольности вступления в брак и равноправия супругов (Япония), государственной защиты семьи, брака, материнства, отцовства и детства. В КНР согласно Конституции государство берет на себя бремя планирования рождаемости, аналогичная обязанность адресована супругам.
В конституциях получают отражение и основы государственной политики в сфере экологии: на государство возлагается обязанность обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а на частных лиц – беречь природу.
Вопросы охраны здоровья людей также занимают все большее место современных конституциях: закрепляется право на медицинское обслуживание, обязанности государства по развитию системы здравоохранения и по защите наиболее уязвимых слоев населения, право человека на социальное обеспечение, возможность социального страхования.
Отдельные конституции (Испания, Бразилия) содержат нормы о защите прав потребителей: на государство возлагается обязанность заботиться о качестве продукции, о выдаче разрешений на производство и продажу товаров, о принятии законов, охраняющих права потребителей.