Конституционно-правовой статус парламентария.

Парламентарий – это лицо, которое по каким-либо основаниям является членом парламента. В некоторых учебных пособиях при рассмотрении данного вопроса авторы ограничиваются рассмотрением только статуса депутата. Этот подход не является полностью верным, так как депутат получает свой мандат на основании выборов. А члены парламента могут как выбираться, так и назначаться или получать мандат иным способом.

Основными характеристиками статуса парламентария выступают основания получения и срок мандата, наличие комплекса прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также ответственность и основания прекращения полномочий.

Основанием приобретения парламентского мандата являются, как правило, выборы. Срок полномочий парламентариев в разных странах и палатах различен. Например в США депутат палаты представителей выбирается на два года, а сенатор на шесть лет. При этом сенат обновляется каждые два года на одну треть. Срок полномочий депутатов Бундестага и Бундесрата Германии составляет четыре года.

В некоторых странах существует институт заместителя депутата. Например в Норвегии положения об этом институте содержатся в конституции. Суть этого правого института (впервые задействованного в период Великой Французской революции 1789 г.) заключается в том, что чтобы не тратить финансовые средства на довыборы депутатов, во время основной избирательной кампании избирается депутат и его заместитель. К функциям последнего входит замещение депутата во время его болезни, смерти или занятия места в правительстве (Исаев, М. А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии / М. А. Исаев. М.: Изд. дом «Городец», 2004. С. 272).

Парламентарии вправе участвовать в работе своей палаты и её органов, включая право выступлений и голосования по любым вопросам, обсуждаемым в палате. Они обладают правом на получение информации, необходимой для эффективного осуществления депутатской деятельности, правом законодательной инициативы, создания фракций, депутатских групп и участия в их работе.


4. Формы работы высшего представительного органа.

Идея народного представительства в конституционных демократических государствах реализуется через демократическое формирование высших представительных органов власти.

Наличие демократических высших представительных органов государственной власти – это признак демократии.

Социальное назначение высших представительных органов заключается в том, чтобы представлять граждан и различные социальные слои и группы общества на высшем уровне государственной власти, отражать их интересы в законах, сдерживать и уравновешивать исполнительную власть.

Наследственный представитель власти иногда может быть настолько ограничен в правах, осуществление власти, что по существу являются: в функциях – жестко ограничены рамками конституционных норм, являются конституционными, а юридические – наследственные. Правомочия и функции определяются конституцией.

Юридические формы главы государства:

- единоличный монарх – наследственный;

- единоличный монарх, назначаемый семьей – правящей династией;

- единоличный монарх федеративного государства – его избирают монархи субъектов федерации (такой монарх в Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратах).

- единоличный президент может быть выбран народом, парламентом или представительной коллегией (Италии, Индокитай);

- в ряде стран считается коллегиальный орган;

- может выступать эмиссар Британского монарха (Индии, Канаде, будущих США, сейчас в Новой Зеландии);

- могут выступать коллегиальный орган состоящий из лиц узурпировавших власть (хунта).


5. Законодательный процесс: понятие и основные стадии.

Законодательный процесс в зарубежных странах самым тщательным образом регламентирован и строго формализован. Это касается как самой процедуры, так и формы законодательных актов. Законодательный процесс можно подразделить на несколько основных стадий. 1. Выявление потребности в принятии закона и осуществление законодательной инициативы. Эти стадии законодательного процесса организационно очень близки. Потребность в принятии определенного закона обычно устанавливается соответстаующими звеньями государственного аппарата либо на основе получаемой им информации, либо в результате воздействия на него различного рода групп давления. Субъектами права законодательной инициативы по зарубежному государственному праву являются депутаты парламента, комитеты палат, глава государства, правительство и центральные исполнительные ведомства. Существующий в некоторых странах (Италия, Швейцария, США и др.) институт народной инициативы применяется очень редко. Народная инициатива состоит в том, что парламент обязан рассмотреть законопроект, под которым подписалось установленное число избирателей. Осуществление законодательной инициативы в парламентарных странах практически целиком сосредоточено в руках правительства, хотя юридически ею прежде всего обладают депутаты. В парламентской практике законопроекты вносит только правительство, а депутаты - законопредложения. В президентских республиках право внесения законопроектов формально рассредоточено между депутатами и парламентскими комитетами. Исполнительная власть по букве закона не обладает правом законодательной инициативы. Однако и в этих странах основным источником законопредложений является президентская власть. Общей закономерностью, свойственной всем 193 13-1218 зарубежным странам, является то, что парламент всегда работает в соответствии с законодательной программой правительства.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте полномочия парламента?
2. Определите структуру парламента?
3. Выделите конституционно-правовой статус парламентария?

Лекция 12

Наши рекомендации