На уровне местного самоуправления принцип разделения властей не реализуется.

Право на объединение, правовой статус общественных объединений

основное политическое право, предусматривающее гарантированную Конституцией возможность граждан и иных лиц создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов, право вступать в уже существующие объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из объединений.

Право на объединения основывается на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединений, самоуправления, законности, гласности.

По своему содержанию оно предполагает:

а) право создавать по своему выбору общественные или негосударственные объединения (политические партии, профсоюзы, предпринимательские союзы и др.) для защиты общих интересов и достижения общих целей;

б) право вступать с другими гражданами в уже созданные объединения, участвовать в их деятельности, а также выходить из них. При этом важнейшей формой объединения является политическая партия.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 30) право на объединения принадлежит каждому человеку, т.е. как гражданам РФ, так и лицам, не обладающим российским гражданством. Однако установлены ограничения для создания политических партий и участия в них иностранных граждан, судей, прокурорских работников. Государство гарантирует:

а) добровольность реализации права на объединение. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 30) и действующему законодательству никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;

б) свободу деятельности общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Конституция устанавливает, что все общественные объединения равны перед законом независимо от организационно-правовых форм (пункт 4 статьи 13). Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций. Равенство общественных объединений означает равенство их прав в общественной и хозяйственной деятельности.

Однако государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые из них могут действовать в антигосударственных целях. Согласно части 5 статьи 13 запрету подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:

- насильственное изменение основ конституционного строя;

- нарушение целостности РФ;

- подрыв безопасности государства;

- создание вооруженных формирований;

- разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Подобные основания ограничения свободы ассоциации предусмотрены и в Международном пакте о гражданских и политических правах (часть 2 статьи 22), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (часть 2 статьи 11). То есть круг причин, по которым создание и деятельность общественного объединения не допускается, ограничен на конституционном уровне и не зависит от прихоти регистрирующих и контролирующих органов.

Порядок запрещения деятельности общественных объединений по мотивам, указанным в пункте 6 комментария, регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Конституционно-правовые основы организации государственной власти и формы правления

Формы правления:

Монархия (форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу)

Абсолютная монархия (вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), власти юридически и фактически находится в руках монарха.)

Конституционная монархия (власть монарха ограничена конституцией, при реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству).

Дуалистическая монархия (Власть монарха ограничена в законодательной области парламента, монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и права вето в отношении принимаемых законов правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.)

Парламентарная монархия (статус монарха ограничен во всех сферах государственной власти, законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом.)

Республика (форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением, имеется писаный закон, которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.)

Президентская республика (значительная роль президента в системе государственных органов, соединение в его руках полномочий главы государства и главы правительства, четкое разделение двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента).

Парламентарная республика (разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента, в парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом.)

Смешанная республика (форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.)

Механизм защиты конституции

– это совокупность норм, которые обеспечивают должное исполнение принципов, закрепленных в Конституции.

Виды форм защиты Конституции РФ:

- Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

- Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

- Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

- Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

- Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

- Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

Механизм защиты Конституции реализуется через такие принципы, как высшая юридическая сила, прямое действие, верховенство Конституции, действие всей системы государственных органов РФ в целях обеспечения соблюдения конституционным норм в рамках Конституционного порядка, но прежде всего защита Конституции обеспечивается особым порядком внесения поправок.

К РФ является жесткой в силу того, что внесение нее поправок регламентируется особым, усложненным порядком, а внесение поправок в главу 1, 2 и 9 возможно лишь путем изменения всей Конституции. Остальные главы (3-8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако в ходе сложной процедуры. Существует строго определенный круг субъектов, уполномоченных инициировать внесение изменений в Конституцию. Согласно ст.134, Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума( в целом , либо группа 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Таким образом, следует отличать понятия «пересмотр Конституции» и «внесение поправок к Конституции». Порядок внесения поправок определен в ст.136 и в ФЗ « О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Жесткий порядок изменения Конституции не касается лишь части 1 ст.65, определяющей состав РФ. Изменения в эту статью вносятся либо ФКЗ, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.

Сложный порядок изменения призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, основного закона страны и основ конституционного строя.

Конституционно-правовое регулирование законодательного процесса

(законодательный процесс, законодательная инициатива, законопроект, вето Президента РФ, Регламенты палат ФС)

Законодательный процесс - это упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных законов. Конституцией РФ предусмотрено три вида законов РФ: а) федеральные законы; б) федеральные конституционные законы; в) законы РФ о поправках к Конституции РФ.

Регулируется в первую очередь 5 главой КРФ, Регламентами палат ФС, а также перечнем ФЗ и ФКЗ, в т.ч. отраслевых.

Полномочия законодательных органов Совета Федерации и Государственной Думы закреплены в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня. Но, кроме того, конституционные полномочия палат Парламента расширяются в отраслевом законодательстве: например, в соответствии с Законом РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности не только Генерального прокурора РФ (п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), но и его заместителей; в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ» Совет Федерации назначает председателей и заместителей председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Совет Федерации утверждает указы Президента РФ не только о введении военного или чрезвычайного положения (п. «б» и «в» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), но и о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; и т.п.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, перечислены в п. 1. Ст 104 КРФ; обладающие правом вносить поправки в Конституцию – в ст. 134 КРФ.

Кроме того, Конституцией регулируется порядок принятия ФЗ ГД (ст. 105), принятия ФКЗ (ст. 108), регламент действий Президента и право вето (ст. 107) и т.д.

Регламент каждой из палат определяет внутреннее устройство палаты, общий порядок ее работы, порядок (процедуру) участия палаты в законодательной деятельности, в решении иных вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы. Содержание регламентов палат во многом совпадает. Каждый из них с достаточной степенью детализации определяет: порядок избрания председателя палаты и его заместителей, формирование комитетов, постоянных и временных комиссий, иных органов палаты (Совета Государственной Думы). Регламентами устанавливается общий порядок работы палаты: начало работы палаты, организационно-правовые формы ее деятельности, порядок проведения заседаний, голосования и принятия решений; процедуры контроля за использованием электронной системы; проведение парламентских слушаний и др. Регламенты исчерпывающе определяют законодательные процедуры.

58, Конституционно-правовые основания и порядок прекращения деятельности Парламента и Президента РФ

Наши рекомендации