Унитарное государство (признаки, виды унитарных государств, территориальная автономия в унитарном государстве, её сущность, виды).
3. Федеративная форма государственно-территориального устройства (признаки, виды федераций, юридическое и фактическое разграничение компетенци между федерацией и её субъектами, федеральный контроль и федеральное принуждение).
Государственно-территориальное устройство означает:
· как организована территория данного государства, из каких частей она состоит;
· каково их правовое положение;
· каково соотношение и взаимосвязь между органами публичной власти, существующими в территориальных структурах государства с центральными органами государственной власти.
Говоря о территориальном устройстве государства следует знать, что под территорией государства понимается пространство, на которое распространяется его власть. Составными частями территории являются: суша, водная акватория и воздушное пространство над ними.
В настоящее время существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная. От федерации как формы государственно-территориального устройства следует отличать конфедерацию – представляющую собой форму межгосударственного союза, то есть международно-правовое объединение суверенных государств.
Государства, составляющие конфедерацию, сохраняют свой суверенитет и продолжают выступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах. Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношении государств – членов в тех пределах, которые определены конфедеративным договором. Сейчас элементами конфедерации обладают: Сербия и Черногория, а также Босния и Герцеговина, состоящая из мусульманско-хорватской федерации с таким же названием и Республики Сербской. Конфедеративные элементы имеются у некоторых союзов. К ним относятся: Союзное государство Белоруссии и России, Европейский Союз, имеющие общие органы, решения которых обязательны для государств – членов.
Самой распространенной формой государственно-территориального устройства является унитарная.
Для этой формы государственно-территориального устройства характерны следующие основные признаки:
· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;
· единая система высших органов государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию всей страны и не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов;
· единое гражданство, никакие территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут;
· единая система права. Все органы управления в территориальных единицах обязаны применять нормативные акты центральных органов государственной власти. Собственная нормоустанавливающая деятельность территориальных органов управления носит исключительно подчиненный характер;
· единая судебная система осуществляющая правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы территориальных единиц – это звенья единой централизованной судебной системы;
· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, а также территориальные автономии. И те, и другие не обладают политической самостоятельностью. Создаваемые в них органы управления в той или иной степени подчинены центральным органам государственной власти. Их правовой статус определяется нормами единой общегосударственной системы права.
Небольшие унитарные государства не имеют административно-территориального деления.
Наиболее распространенный тип административно-территориального деления – трехзвенный, то есть, область, район, община. Имеются страны с двухзвенным делением (Болгария): область, община, а также с четырехзвенным (Франция): регион, департамент, район, община.
Унитарные государства принято классифицировать в зависимости от степени централизации на:
· централизованные;
· относительно децентрализованные;
· децентрализованные.
В централизованных унитарных государствахадминистративно-территориальные единицы управляются назначенными центральными органами государственной власти чиновниками. Выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави).
Относительно децентрализованные унитарные государства отличаются тем, что в административно-территориальных единицах на уровне области, департамента кроме назначенных из центра префектов, комиссаров с подчиненным им аппаратом существуют избранные населением муниципальные органы: мэры, советы.
Префекты и комиссары обладают большими административными полномочиями, могут вмешиваться в дела муниципального управления. Такая система сложилась во Франции, Нидерландах и др.
В децентрализованном унитарном государстве в административно-территориальных единицах нет назначенных центральной властью чиновников управляющих этими единицами. Управление осуществляется выборными органами (Великобритания, Канада).
Должностные лица, как правило, избираются населением или советами.
В децентрализованном государстве контроль государственного правительства осуществляется через бюджетное и финансово-кредитное регулирование.
Унитарные государства, состоящие только из административно-территориальных единиц, именуются простыми (Чехия, Египет).
Унитарные государства, состоящие как из административно-территориальных единиц, так и из территориальных автономий, а также имеющих в своем составе территории с особым статусом, либо колонии, именуются сложными.
В некоторых децентрализованных унитарных государствах существует территориальная автономия, которая означает конституционно-закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства.
Территориальная автономия может быть основана на этнических признаках, на особенностях культуры, традиций, быта, населения, проживающего в конкретной местности. В местах компактного проживания этнических групп, а также групп населения, отличающихся другими особенностями, создаются автономные области, округа, районы.
В зависимости от объема прав, предоставляемых местным органам, различают две основные формы территориальных автономий:
· политическая автономия;
· административная автономия.
Политическая автономия имеет определенные признаки государственности, поэтому она имеет и другие названия: государственная или законодательная автономия. В такой автономии население избирает парламент, имеющий право законодательствовать по местным вопросам.
Перечень этих вопросов устанавливается конституцией либо отдельным законом. Сама возможность образования политической автономии предусматривается в конституции унитарного государства, детальное регулирование всех вопросов политической автономии осуществляется в статуте, который разрабатывается законодательным органом автономии и утверждается парламентом страны (например, в Италии и Испании), либо в общегосударственном законе (Финляндия, Дания). Ряд субъектов политической автономии имеют конституции (Автономная Республика Крым, Нахичеванская автономная Республика)
Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегиальный орган, избираемый парламентом автономии. Таковым является Исполнительный совет в Северной Ирландии, джунты в автономных областях Италии, либо его председатель, являющийся, например, в автономной Корсике главой исполнительной власти.
Органы исполнительной власти политической автономии имеют двойное подчинение: парламенту автономии и центральному правительству. Как правило, в политической автономии есть назначенный из центра губернатор, но полномочия его ограничиваются контрольными функциями.
За центральной властью унитарного государства сохраняется право вмешательства в деятельность органов власти политической автономии. По Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества «к исполнению своих обязанностей». В Италии допускается роспуск центральной власти законодательного органа автономной власти в случае нарушения им конституции и по соображениям национальной безопасности.
Объем полномочий, предоставляемых автономным образованиям в рамках политической автономии, иногда бывает гораздо шире, чем у субъектов федерации, таких как земли в Австрийской Республике. Находящиеся в составе Дании автономные Гренландия и Фарерские острова, реализуя свои автономные права, провели референдум на своей территории о пребывании в ЕС и по его результатам объявили о выходе из Сообщества.
Отличие политической автономии от федерации заключается в основном в том, что субъекты федерации – это государства. Они принимают свою конституцию сами, и парламент федерации ее не утверждает. В отличие от автономных образований, субъекты федерации, как правило, имеют свои суды и гражданство.
В то же время Конституция унитарной Азербайджанской Республики объявляет Нахичеванскую Республику автономным государством в составе Азербайджана. Конституция этой автономии принимается ее парламентом и не утверждается парламентом Азербайджана.
В отличие от политической автономии административные автономные образования не имеют парламентов и не обладают правом принятия собственных законов. В то же время права представительных органов власти такой автономии шире, чем в обычных административных единицах. Прежде всего, они могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус этой формы автономии, а также принимают собственные нормативные акты.
Администрация и суды могут использовать кроме государственного языка местный язык. На этом языке может вестись преподавание в учебных заведениях, вещание в СМИ. Из коренных жителей автономии формируются ее органы власти. Наибольшее число административных автономных образований создано в Китае – более 150. Причем, здесь существует три ступени автономии:
· низовое звено – автономный уезд;
· среднее звено – автономный округ;
· наиболее крупные автономные образования именуются автономными районами, например, Синьцзян – Уйгурский, Тибетский.
В мире имеются государства, которые в своих конституциях установили прямой запрет на образование территориальной автономии. Так, согласно ст.2 Конституции Болгарии «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования».
36 понятие и виды фереральныхгосв
Сложное, союзное гос-во, части которого являются гос. образованиями и обладают в той или иной мере гос. суверенитетом и другими признаками государственности. В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации (Германия, Индия, Мексика, Канада). Федерации могут быть построены по территориальному (США), либо по национально-территориальному (Россия) принципу. Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая- субъектов федерации, третья- совместной компетенцией союза и ее членов.
37 общая хараконфедерация
Конфедерация – временный союз гос-в, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный гос. аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные гос. образования и существует сравнительно недолго: они либо распадается (Сенегамбия – Сенегал и Гамбия), либо преобразуются в федеративные гос-ва (Швейцария)
Появилась новая форма ассоциированного гос. объединения, названного содружеством гос-в (СНГ). Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.
Координационные межгосударственные объединения(координация действий гос-ва):ООН, СНГ, ОПЕК, АСИАН
Интеграционные межгосударственные объединения (предполагали возможность объединения): Европейский союз, союз России и Беларусии.
38 понятие и класификация режимов в зарубежных странах
Политический режим- способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
Государственный (политический) режим - обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти. В законодательстве зарубежных стран термин «режим» употребляется редко, однако во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима.
Универсальная классификация, учитывающая наиболее полную совокупность признаков, выглядит следующим образом.
1. Демократический режим. Понятие «демократия» означает власть народа. Известны два подхода к концепции демократии: либеральный и марксистско-ленинский. В первом акцент делается на политические права и личные свободы, во втором - на социальные права. В настоящее время во многих развитых странах оба эти подхода объединены. Основные характеристики демократического режима: существование правового государства и гражданского общества; провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; политический плюрализм (многопартийность, легальная оппозиция); выборность и сменяемость органов власти; разделение властей; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и ряд других.
2. Авторитарный (властный) режим. При таком государственном режиме власть осуществляется правящим меньшинством при минимальном участии народа. К основным характеристикам можно отнести следующие: политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме; не соблюдается принцип разделения властей (роль представительных органов власти ограничена, помимо суда судебные функции принадлежат исполнительным органам и пр.); выборность органов власти на практике не приводит к смене правящей элиты; возможен политический плюрализм в рамках одной идеологии и др.
3. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни. В основе тоталитаризма могут лежать различные идеи: расового (национального) превосходства, харизматического лидера, диктатуры пролетариата и пр. Основные характеристики: централизация государственной власти; общество полностью отчуждено от политической власти; провозглашаются, но на практике попираются права и свободы человека и гражданина; политический плюрализм отвергается вплоть до физического уничтожения оппозиции; выборы проводятся, но обычно на безальтернативной основе, «декоративно» и др.
Наиболее радикальной разновидностью тоталитарного режима является фашизм.
39 реформа государства в механизме власти зарубежных страна
Правительства разных стран пытались заменить традиционные вертикально-иерархические системы административной отчетности на основе правил и норм, разрабатываемых органами высшего уровня и передаются для исполнения на низшие уровни власти, такими системами, в которых эффективность работы власти оценивается не по показателям выполненных мероприятий, задач и использованных средств, а по показателям достигнутых результатов и полезности для непосредственного потребителя государственных услуг.
Все эти направления реформирования государственного управления в различных странах мира в общем проявлении были направлены на замену традиционных средств и способов администрирования (основанные на правилах, авторитету и полномочиях власти) более рыночными механизмами административного воздействия. Однако подобные системные преобразования не означают механической замены способов регулирования, ведь существует ряд сфер административного управления (например, сферы здравоохранения и безопасности), в которых невозможно полностью полагаться на рыночные механизмы.
Украина сегодня нуждается в масштабной модернизации всех сфер жизни. Сегодня термин "модернизация" становится довольно популярным, но и до сих пор отсутствует целостное видение этого процесса как в содержательном, так и в операционном плане. Модернизация - это, прежде всего, комплексный процесс реформирования существующих и создания новых политических, правовых, экономических и общественных институтов, а также заимствования тех культурных норм, которые соответствуют лучшим стандартам и ценностям развитых демократических стран. Суть модернизации - обновление или создание новых институтов, создающих условия для преобразования межчеловеческих отношений в сфере политических, правовых, экономических, общественных отношений на современных принципах признания принципов демократии, верховенства права и прав человека, рыночной экономики, социального государства, устоявшихся международных норм сосуществования стран. Важным элементом такой модернизации является коренное изменение формата общения государства и граждан. В этом контексте ключевой задачей модернизации является обеспечение рациональной организации государственных институтов, в том числе путем проведения административной реформы. Изучение опыта проведения административной реформы в других странах является важным фактором для оценки эффективности административной реформы, которая проводится в Украине.
Административные реформы в зарубежных странах (общая характеристика)
в Конце XX - начале XXI в. в значительной части государств осуществлялись и продолжают проводиться крупномасштабные реформы, направленные на преобразование систем государственного управления (в Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канаде, Китае, Нидерландах, Новой Зеландии, Польши, США, Финляндии, Франции, Чили, Южной Кореи, Японии и др.).
Административное реформирование во всех странах мира признан одной из важнейших функций государства, осуществляемой с целью модернизации всех сущностных и содержательных компонентов государственного управления. Под административной реформой следует понимать преобразование исполнительных органов государства (органов управления) с целью создания единой системы органов исполнительной власти, призванной обеспечить новые потребности государства и общества, что работает эффективно и оперативно.
Административные реформы во всех странах основываются на принципах целесообразности, прагматизма, экономичности, законности, открытости и доступности информации о деятельности государственных органов.
Объектом административных реформ могут быть центральные, региональные, местные органы исполнительной власти в зависимости от формы правления, установленной в конкретной стране, и организации административного управления.
Основными целями любой административной реформы является совершенствование реализации существующих в государстве законов, механизма применения подзаконных актов, устранении препятствий в проведении политики государства в ключевых отраслях и дублирования полномочий между отдельными органам исполнительной власти.
Перечисленные цели административных реформ зарубежных стран позволяют решать следующие задачи:
- совершенствовать эффективность системы государственного управления в условиях новых изменений в государстве;
- создать наиболее рациональную систему органов исполнительной власти, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества;
- обеспечить финансовый контроль над бюджетными расходами в сфере деятельности исполнительной власти;
- вовлечь в государственное управление наиболее квалифицированных кадров или создать оптимальные условия для повышения квалификации работающих государственных служащих;
- оптимизировать институт ответственности государственных служащих;
- повысить доверие физических и юридических лиц к деятельности государства и ін.2
До ключевых направлений административных реформ в зарубежных странах относятся:
- определение роли государства в обществе;
- структуризация органов государственного управления;
- определение их функциональной компетенции;
- повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата;
- управление государственной службой;
- реформа финансового управления;
- подотчетность и прозрачность государственного аппарата. Осуществления административных реформ в любых странах может базироваться на применении зарубежного опыта, который положительно зарекомендовал себя в конкретной стране; изучении последних изменений в собственном государстве в течение последних 10-20 лет; исследовании наиболее "проблемных" сфер в управленческом механизме; проведении опроса граждан, сбора статистики обращений граждан или нарушений государственной дисциплины и правопорядка.
Следует согласиться с мнением ученых, которые утверждают, что в одних странах административные реформы характеризуются как радикальные (полная перестройка системы органов, "новый государственный менеджеризм" - Австралия, Новая Зеландия, Великобритания), другие же характеризуются более выраженным прагматизмом и пошаговостью - Германия, Финляндия, Нидерланды. Государства с радикальными подходами и государства, идущие путем постепенных реформ, проявляют желание позаимствовать у частного сектора модели и методы управления (полностью или более целенаправленными частями). Такое стремление связано с осознанием необходимости отказа в современных условиях от чисто бюрократических принципов, форм и методов как основы государственного управления.
Административные реформы принимаются и реализуются политическими элитами и государственными служащими (например, в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии) или разрабатываются политической элитой и центральными государственными органами, но проводятся начиная с нижних ступеней управления путем экспериментов и разнообразных нововведений (например, некоторые аспекты административных реформ в США, Германии, Финляндии и др.) В Канаде, например, использовались оба подхода. Ключевыми факторами являются структура государства, его политическая система и конституционный порядок.
Необходимость проведения административных реформ, по мнению реформаторов, предопределяется особенностями постиндустриального общества: процессами ускорения общественного развития, технологической революцией, настойчивостью потребителей, высоким уровнем образования работников. Централизованные бюрократические вертикали оказались неспособными решать новые государственные задачи. В связи с этим во многих странах пересматривается роль министерств в системе государственного управления.
С конца XIX в. министерская система западных стран обнаружила ограниченность своих возможностей в руководстве экономикой и решении социальных проблем. Для помощи министерствам были созданы функциональные децентрализованные учреждения - независимые агентства в США, публичные корпорации в Великобритании, публичные учреждения во Франции и т. п. Децентрализованные структуры получали широкие управленческие полномочия и поэтому становились субъектами публичного права, например Федеральная торговая комиссия в США. Но к задачам децентрализованных учреждений входила и конкретная коммерческая, хозяйственная деятельность, поэтому они действовали и как субъекты частного права. Получая полномочия, предоставленные им по закону, они были свободны в выборе методов и форм своей деятельности, отвечали перед государственными органами только за законность своих действий. Они не подчинялись министерствам в своей текущей деятельности, но оценивались ими по конечным результатам.
в Течение всего XX в. министерства оставались основными, а децентрализованные учреждения - вспомогательными структурами государственного аппарата.
С середины XX в. многие государства пересмотрели основные подходы к организации министерств в связи с усложнением управленческих задач и внедрением в государственное управление достижений научно-технической революции. Наиболее перспективным был признан не отраслевой, а предметно-целевой принцип организации центральных органов управления. В результате для решения важнейших общественно-политических проблем эффективного функционирования экономики, создание комфортной окружающей среды и т.д.) создавались суперминистерства. Новые органы объединяли работу бывших отраслевых министерств и тем самым экономили как финансовые, так и кадровые ресурсы. Менялись функции министерств: главными становились координация и контроль, а не руководство.
К задачам суперминистерства входил и контроль над законностью деятельности децентрализованных учреждений, которые стали удачной формой учреждений смешанной экономики. В одних странах (например в Великобритании) децентрализованные структуры успешно справлялись с руководством национализированными отраслями; в других (например во Франции) они широко использовались для решения социально-политических конфликтов, но в подавляющем большинстве стран они стали главным связующим звеном между государством и частным бизнесом.
Многим децентрализованным структурам государство делегирует свои функции по регулированию общественных процессов. В отдельных сферах стихийно созданы регулирующие организации настолько успешно справлялись с задачами установления общих правил ведения бизнеса, что государство стало лишь санкционировать удачно найденные нормы. Так, в США принципы добросовестной рекламы были разработаны так называемыми комитетами бдительности, созданными еще в начале XX ст. Позже они были преобразованы в бюро лучшего бизнеса (BetterBusinessBureau). Поскольку им удалось создать эффективную систему контроля над рекламой, отпала необходимость принимать общее федеральное законодательство о рекламе.
В странах англосаксонской правовой семьи (прежде всего, в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии) была создана трехзвенная система центрального управления: министерства-ведомства-децентрализованные структуры. Министерствам отведенные функции стратегического управления в соответствующей сфере. Ведомства, которые заключают договоры с министерствами, призванные организовывать выполнение конкретных программ. Децентрализованные структуры, которые могут быть как государственными, так и частными учреждениями, непосредственно предоставляют гражданам и юридическим лицам публичные услуги. Таким образом, просмотрев министерскую систему, англосаксонские страны отказались от классических централизованных вертикалей бюрократического типа.
40 особенности правового положения монарха в зарубежных странах
Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.
В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль может не соответствовать этому положению. Юридический статус и политическое значение главы государства в современных условиях зависят от формы государственного правления, принятого в той или иной стране. Его реальная роль в осуществлении власти в значительной степени обусловлена существующим в стране политическим режимом.
Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. Наиболее типичным примером могут быть президиумы парламентов в бывших социалистических странах и регентские советы при малолетних монархах.
В учебнике под редакцией профессора Б.А. Страшун выделяются следующие юридические формы главы государства:
1. Единоличный монарх, унаследовавший свою должность (Нидерланды, Великобритания, Япония, Испания, Бельгия, Марокко и др.).
2. Единоличный монарх, назначенный своей семьей - правящей династией (Саудовская Аравия).
3. Единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации из своей среды(Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты).
4.Единоличный президент, избранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок ( США, Германия, Италия).
5. Коллегиальный орган, избранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально, как, например, прием вверительных и отзывных грамот иностранных дипломатических представителей, передается председателю коллегиального органа (Государственный совет Кубы).
6. Глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (главы правительств в землях ФРГ).
7. Представитель британского монарха (генерал-губернатор) в государствах, имеющих статус британского доминиона, то есть признающих главой государства британского монарха ( Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос).
8. Единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установленного срока.
Монарх(король, султан и др.) является главой государства и главой исполнительной власти.
Правовое положение монарха отличается следующими особенностями:
1. Власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентских монархиях пронизывает всю государственную систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха. В конституциях большинства монархических государств содержится положение о том, что монарх не несет политической ответственности за свои действия как главы государства или формального главы исполнительной власти. Считается, что он действует по совету своих министров, которые и несут ответственность. Механизм такого взаимодействия главы государства и правительства обеспечивается требованием контрассигнации актов монарха главой или членами правительства. Одновременно провозглашается неприкосновенность личности монарха, которая, прежде всего, означает, что он не может быть обвинен в нарушении норм и является неподсудным.
2. Власть монарха наследственная, она переходит от одного представителя правящей династии к другому в установленном законом порядке. Порядок престолонаследия устанавливается либо конституциями, либо конституционными законами, которые в значительной степени дополняются обычаями.
Большинство авторов приводит три основные системы престолонаследия, действующие в настоящее время: салическую, кастильскую и австрийскую. В.Е. Чиркин включает в данную классификацию и другие системы престолонаследия:
1. Салическая - престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью ( Бельгия, Норвегия, Япония).
2. Кастильская - младший брат исключает старшую сестру, то есть дочери наследуют, если нет сыновей (Великобритания, Испания, Нидерланды).
3. Австрийская - женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин. Такая система реально существовала в прошлом ( например, в России с 1797 года).
4. Шведская (существует с 1980 года) - женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. Дочь короля Швеции при наличии у него младшего сына заменяет отца во время его отъездов из страны.
5. Мусульманская - трон наследует правящая семья (часть династии), из состава которой она назначает монарха (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия).
6. Племенная - государство возглавляет главный вождь племени, а его наследника из числа многочисленных сыновей определяет совет племени.
7. В Бутане и некоторых других государствах трон наследуется определенной династией, но монарх еще при жизни определяет будущего наследника.
8. В Малайзии монарх избирается на 5-ти летний срок султанами монархических субъектов федерации из их числа.
Для наследования престола предусмотрен обряд коронации.
Регентство- совет из нескольких лиц или один из ближайших родственников, осуществляющих временное правление в случае временной недееспособности монарха либо вместо малолетнего монарха. Конституции многих парламентарных монархий регламентируют порядок установления регентства и его осуществления.
Монарх имеет право на особый титул, иногда очень длинный.
Он обладает государственными регалиями(скипетр, корона, держава, трон, мантия и др.).
Монарх имеет свой двор, то есть обслуживающих его лиц. Одной из особенностей правового статуса монарха является его право на содержание за счет государственного бюджета самого монарха, его ближайших родственников и двора (цивильный лист). Например, на содержание короля Бельгии Альберта ІІ и его двора в год выделяется более 14 млн. 600 тыс. долларов США, королевы Великобритании Елизаветы ІІ – более 12 млн. 700 тыс., короля Испании Хуана Карлоса І – более 12 млн. 300 тыс.
Иногда от монарха требуется определенная религиозная принадлежность (Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция).
Уголовное законодательство многих стран предусматривает особые составы преступлений, направленных против личности монарха или его достоинства.
В странах с республиканской формой правления существует президентура (единоличная или коллегиальная).
Президент может занимать различное положение в системе государственной власти:
- быть только главой государства (Германия);
- быть одновременно главой государства и исполнительной власти (США, Бразилия);
- быть главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Египет, Франция).
Президент избирается на определенный срок. Порядок избрания президента зависит от формы государственного правления.
В президентских республиках и республиках со смешанной республиканской формой правления применяются, как правило, прямые выборы, но могут применяться и косвенные. К последним относится порядок избрания президента США коллегией выборщиков.
В парламентарных республиках президент избирается посредством непрямых выборов, среди которых можно выделить три основные разновидности:
1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается (Израиль, Турция, Ливан).
2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц (Италия).
3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Количество представителей с той и другой стороны, как правило, различное (ФРГ, Индия).
С учетом различных форм избрания президента прослеживается следующая закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания президента, тем больше его роль в осуществлении государственного руководства обществом.
В парламентарных республиках с внепарламентской формой избрания пр<