Политико-территориальная организация государств. Унитарное и федеративное государство

Форма гос.утройства – территориальная организация государственной власти, взаимосвязь государства как целого с его составными частями.

Как правовой институт, гос.устройство включает в себя: нормы, правовую и политическую практику, определяющие территорию и границы государства; Н, ПР и ПЛ практику, устанавливающие способ государственного устройства (унитаризм, федерализм, автономию, виды административно-территориальных единиц); Н, ПР и ПЛ практику, связанные с размежеванием компетенции между государством и его составными частями (между федерацией и штатами, между унитарным государством и автономными образованиями, между унитарным государством и АТ единицами); нормы, правовую и политическую практику о порядке взаимоотношений государства и его составных частей.

Территориальное устройство определяется исторической и культурной эволюцией, становлением, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов.

Форма государственного устройства – категория качественно-самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть разные формы государственного устройства.

По форме устройства все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство – наиболее распространенная форма устройства современных государств. Это единое, цельное государство, не имеющее в своем составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами самостоятельности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному признаку. В них действует единая система центральных и местных органов власти, в них существует единый центр власти. На территории унитарного государства действует единая конституция и соответственно существует единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центральных органов власти. Она более удобна для управления, т.к. решения центральных органов действуют напрямую.

В мире существуют унитарные государства разных форм: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.

В централизованных государствах местное самоуправление существенно ограничено в правах и отсутствуют вовсе. В децентрализованных органы местного самоуправления входят в систему органов гос.власти, функционируют самостоятельно. Простые унитарные гос-ва состоят только из АТ единиц, а сложные имеют в своем составе административные автономии.

Федеративное гос-во – всегда сложное гос-во, состоящее из нескольких гос.образований. При создании федеративных государств всегда решается вопрос о передаче федеральному центру определенных экономических, политических, управленческих полномочий. Одновременно решается вопрос о том, какие полномочия сохранить за субъектами.

Признаки федерации: 1) субъекты обладают элементами государственности (имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы власти, гос.символы и т.д.); 2) федеральный центр имеет высшие властные органы (парламент, правительство, высшие судебные органы); 3) территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов; 4) возможно двойное гражданство; 5) федеральный парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов; 6) два вида законов – общефедеральные и субъектов; 7) существует двойная система налоговых потоков.

В зависимости от признака, положенного в основу образования, различают нац.-государственные и АТ федерации. В зависимости наличия различия правового статуса субъектов выделяют федерации ассиметричные (РФ) и симметричные (США). Относительно централизованные федерации – государства, в которых очень большие полномочия принадлежат фед.власти. Относительно децентрализованные – субъекты обладают широкими полномочиями.

Наши рекомендации