Парламент Великобритании: внутренняя организация, полномочия

Старейшим парламентом мира является английский пар­ламент, создание которого датируют XIII в., когда по требо­ванию восставших феодалов королем Иоанном Безземель­ным в 1215 г. была подписана Великая хартия вольностей. Она возложила на монарха обязанность создавать для уста­новления налогов Общий совет королевства. Поэтому бри­танский парламент называют отцом всех парламентов. В Великобритании понятие «парламент» как собственное наименование стало применяться для обозначения общена­ционального представительного учреждения.

Значение государственного форума английский парла­мент завоевывает уже в XIII в., становясь классическим образцом представительного органа. Позднее, в XVI— XVII вв. он выступает сословно-представительным органом при монархе. Однако только после буржуазной революции XVII в. парламент приобретает реальное и многоплановое значение. Следует учитывать, что система парламентаризма на Западе возникла как отрицание абсолютизма государст­венной власти в лице монарха, всевластного первого лица в государстве.

Своеобразие британского парламента заключается в со­хранении разнообразных архаических черт, которые нахо­дят свое отражение во многих сторонах его организации и деятельности. Когда говорят о парламенте как о верхов­ном законодательном органе страны, имеют в виду не толь­ко обе палаты парламента, но и королеву, являющуюся не­отъемлемой институцией (частью) парламента.

При анализе места парламента в системе власти Велико­британии следует учитывать, что в ее основу были положе­ны два фундаментальных принципа — парламентского вер­ховенства и парламентарного (ответственного) правления.

Британский парламент представляет собой пример бикамерального представительного органа, состоит из палаты общин и палаты лордов. При этом неотъемлемой частью парламента считается британский монарх.

Важнейшая особенность парламента заключается также в том, что одна из его палат — палата лордов — формиру­ется по наследству, иными словами на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титу­ла, дающего право быть ее членом. В течение длительного времени это была самая большая верхняя палата среди ев­ропейских стран. Членами палаты лордов являлись в конце 90-х гг. XX в. более 1200 пэров парламента, титулованная знать, имена которой вписаны в «золотую книгу» анг­лийского дворянства.

Конституционная реформа, которая началась в 1999 г. по инициативе правительства лейбористов, важнейшим на­правлением определяет реформирование английского парла­мента и прежде всего порядка формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 г. лейбористы пообе­щали вывести из состава палаты наследственных пэров, а после прихода к власти приступили к реализации предвы­борных инициатив, направленных в целом на демократиза­цию статуса палаты.

На первом этапе конституционной реформы, которая должна осуществляться в течение 10 лет, на основании ст. 1 Акта о палате лордов 1999 г. был ликвидирован статус наследственных пэров и вдвое (до 665 членов) сокращен численный состав палаш: свои места сохранили только 92 наследственных пэра (10% от их общей численности) и по­рядка 573 пожизненных пэров, включая епископов. Причем наследственное право заседать и голосовать во время пере­ходного периода реформы 92 наследственных пэра получи­ли в ходе тайного голосования своих коллег по палате, а 10 наследственных пэров Согласились на ультиматум прави­тельства: поменять звание наследственного пэра на звание пожизненного. Право *ia участие в деятельности палаты было сохранено за лордами, титул которым был присвоен монархом в знак признания их личных заслуг и по предло­жению правительства. Остальные лорды имеют право бал­лотироваться на выборах, в том числе в нижнюю палату — палату общин.

На втором этапе реформы к 2011 г. лейбористы плани­руют упразднить палату лордов. Предполагается, что ей на смену придет новая верхняя палата (о ее названии еще не принято решение), состсщая из 600 депутатов. 120 из них будут избираться на всеобщих выборах по партийным спискам, еще 120 — назначаться специальной независимой комиссией. Остальные (360 депутатов) будут назначаться лидерами политических Партий пропорционально результа­там выборов в палату общин. Согласно реформе, в верхней палате должно быть не менее 30% мужчин и 30% женщин. У палаты по-прежнему це будет права вето на решения па­латы общин.

Споры о возможных моделях верхней палаты в экс­пертном сообществе не утихают и после выборов 2005 г. Большинство британских экспертов и многие политики склоняются к тому, что в ближайшем будущем лучше ог­раничиться введением умеренного элемента выборности верхней палаты.

Сейчас в палате лордов действует четыре вида членст­ва:

— духовные лорды (архиепископы Йоркский и Кентер-берийский и епископы англиканской церкви);

— судебные лорды (назначенные в палату бывшие и действительные высшие судебные чины для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел);

— наследственные пэры;

— пожизненные пэры (получившие титул и место в па­лате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют права передавать свой титул по наследству. Первые две категории членов палаты пэрами не счита­ются.

Примечательно, что несмотря на столь расширенный состав палаты, кворум составляет всего три человека, и в основном участие в ее работе принимают около 100 человек (судебные лорды и пожизненные лорды). Длительное вре­мя работу палаты лордов возглавлял лорд-канцлер, назна­чавшийся на должность премьер-министром. Лорд-канцлер являлся одновременно членом кабинета (министром), спи­кером верхней палаты парламента и верховным судьей, ко­торый единолично назначает судей. Такое соединение в ру­ках одного человека ключевых функций государственного управления и осуществления судебной власти было явным анахронизмом и не могло способствовать упрочению ста­туса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования верхней палаты парламента, в 2003 г. пре­мьер-министр Великобритании Тони Блэр выступил с но­выми инициативами по упразднению поста лорда-канцлера, учреждению Верховного суда, призванного взять на себя функции лордов-судей, и созданию независимой комиссии по назначению судей.

В результате реформы с 2004 г. руководитель палаты лордов занимает данную должность на внутрипалатной вы­борной основе и не входит в состав правительства. По тра­диции руководитель палаты лордов принимает участие в дебатах и голосовании, однако не решает процедурные вопросы, как это делает спикер палаты общин. Эти полно­мочия осуществляются палатой самостоятельно при коор­динации лидера палаты, которым является руководитель ее наиболее крупной партийной фракции. В палате имеются лишь неспециализированные комитеты. Также в ходе ре­формы создано министерство по конституционным вопро­сам, которое должно было взять на себя большинство пол­номочий лорда-канцлера, в том числе в судебной сфере.

В общих чертах компетенция палаты лордов включа­ет в себя следующие полномочия: а) законодательные, б) контрольные, в) судебные. Первая группа полномочий обеспечивает участие палаты в законодательном процес­се (рассмотрение в соответствии с процедурой вносимых законопроектов — биллей, исключением здесь является особое требование к принятию финансовых биллей, ко­торые вносятся лишь в палату общин; внесение поправок в законопроекты, принятые нижней палатой и т.д.). Вторая группа полномочий главным образом заключается в мягком контроле за работой правительства. Судебные полномочия палаты значительны и определяются уже тем, что она является высшей апелляционной судебной инстанцией.

В целом же полномочия и общий статус палаты лордов, несмотря на проведение конституционных преобразова­ний, не меняются. Она должна сохранить свое «подчинен­ное» положение, но стать более легитимной. В то же время эффективность ее работы, особенно в области экспертизы законопроектов, принятых палатой общин, должна сущест­венно возрасти.

Нижняя палата — палата общин — единственный вы­борный центральный орган государственной власти. Толь­ко депутаты этой палаты могут именоваться членами пар­ламента.

Численный состав палаты к парламентским выборам 2005 г. сократился с 659 до 646 членов, избираемых путем всеобщего равного тайного и прямого голосования сроком на пять лет. Такое сокращение численного состава пала­ты общин связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Специальной комиссией по границам изби­рательных округов было произведено сокращение коли­чества избирательных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором прописаны создание собственного шотландского парламента и ликвидация аномальной дис­пропорции представителей Шотландии в британском пар­ламенте. В результате новой нарезки округов количество избирателей, проживающих на территории одного избира­тельного округа, было приближено к среднебританскому показателю в 68 тыс. избирателей на округ.

Палату общин возглавляет спикер. Данная ответственная должность существует с 1377 г. Палата общин может быть распущена монархом. По традиции формальное согласие королевы на роспуск парламента означает начало предвы­борной кампании. По британским законам парламентские выборы должны состояться через 17 рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В период, когда парламент распущен, политики могут вести предвыборную кампанию, но не имеют права входить в здание Вестминстерского дворца, где располагается парламент.

Избираться в палату может любой британский поддан­ный (а также проживающие в стране граждане Ирландии и Содружества1), достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам, среди которых следует назвать ценз несовместимости: запрет быть члена­ми парламента для лиц, занимающих определенные госу­дарственные должности (профессиональные оплачиваемые судьи, гражданские служащие, военнослужащие и т.д.). Из­бирательный залог составляет 500 ф. ст., он не возвращает­ся, если кандидат набрал меньше 5% голосов.

Выборы в палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутству­ет требование о получении кандидатом минимального про­цента голосов избирателей.

На последних парламентских выборах в нижнюю пала­ту (5 мая 2005 г.) вновь победили лейбористы, получившие подавляющее большинство депутатских мандатов — 356, консерваторы завоевали 197 мест, увеличив численность своей парламентской фракции на 33 депутата по сравнению с предыдущими выборами 2001 г., а либеральные демокра­ты по сравнению с 2001 г. увеличили свое представительст­во в палате общин с 52 до 62 депутатов. Остальные партии в британском парламенте в настоящее время представлены 31 депутатом. Отметим, что по британской традиции за пар­тией признается статус правящей при условии ее пребыва­ния у власти два полных парламентских срока — не менее восьми лет. А в XX в. лейбористам ни разу не удавалось удержать статус правящей партии.

К важнейшим полномочиям палаты относятся: приня­тие законов, бюджета, рассмотрение финансовых биллей, парламентский контроль за деятельностью правительст­ва. Только эта палата может выразить последнему недо­верие.

В Великобритании, как и в других западноевропейских странах, провозглашаемая конституцией независимость де­путатов существенно ограничивается жесткой фракцион­ной дисциплиной, имеющей целью поддержание единства и солидарности. В палате общин дебаты проходят в основ­ном между лицами, занимающими руководящие позиции в консервативной и лейбористской партиях, роль рядовых парламентариев в этом процессе, как метко подметили по­литологи, сведена лишь к «группам поддержки, подбадри­вающим лидеров».

В целом Великобританию можно с уверенностью охарак­теризовать как страну с устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной непрерывностью парламентского развития, сравнимой только с США.

Наши рекомендации