Компетенция главы государства
В различных сферах государственной деятельности главы государств наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп.
Во-первых, это представительские полномочия.Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственного обращения к руководителям иностранных государств и правительств, назначает дипломатических представителен, осуществляет аккредитацию представителей зарубежных государств, выступает с официальными обращениями кпарламенту и посланиями к нации). Например, в США ежегодные послания президента рассматриваются как изложение политической программы правительственной деятельности на предстоящий период. В сфере международных отношений он выступает от имени государства в силу своего положения и не нуждается в каком-либо специальном уполномочии. К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.
Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:
— в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, осуществление законодательной инициативы, право вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, правомочие обращаться в органы конституционного контроля с запросом о конституционности того или иного акта);
— в сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в формировании правительства, решение стратегических вопросов военного управления в качестве верховного главнокомандующего вооруженными силами, в федеративных государствах — введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления они обычно нуждаются в контрасигнатуре);
— в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).
В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности(решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, право помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоение почетных, специальных и высших воинских званий).
В-четвертых, чрезвычайные полномочия.Глава государства вводит особые правовые режимы (осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности). В связи с этим он вправе принимать акты, имеющие силу закона. В этих условиях приостанавливается действие ряда конституционных норм, закрепляющих гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы, ограничиваются полномочия представительных органов — парламент лишается права выражения недоверия правительству.
Статус монарха
В нескольких десятках стран современного мира главами государств являются монархи. Особенности статуса монарха заключаются в единоличном, наследственном и пожизненном характере принадлежащей ему власти. Как правило, власть при этой форме правления переходит по праву рождения.
В настоящее время распространены следующие системы престолонаследования:
• салическая: престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Бельгия, Норвегия, Япония);
• австрийская: престол передается мужчинам по старшинству при возможности предоставления его женщинам в случае пресечения мужской линии;
• кастильская: женщины полностью из круга престолонаследников не исключаются, однако преимущество отдается мужчинам по прямой восходящей линии (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды);
• скандинавская: женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами (Швеция);
• мусульманская: трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родственников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия);
• племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд).
В том случае, когда престол по каким-либо причинам монарх временно занимать не может (длительное отсутствие, несовершеннолетие, болезнь), на данный период назначается регент или регентский совет, который осуществляет управление государством вместо монарха и от его имени.
Монарх имеет право на ношение особого титула (король, царь, император, султан, шах, шахиншах, герцог, великий герцог и т.д.) и использование особых регалий верховной власти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулам и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает Kaitарбитр общества, а также его принадлежность к определенной религии (в Великобритании — к англиканской церкви; в Швеции — к евангелической; в мусульманских странах --к исламу; в Таиланде - к буддизму). В ряде афро-азиатских стран монарх обладает определенными полномочиями и в религиозной сфере.
Реальный объем его полномочий зависит от разновидности монархической формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсолютной монархии, приближается к нему по статусу монарх при дуалистической монархии. Наименьшие полномочия имеются у главы государства в условиях парламентской конституционной монархии. В недавнем прошлом монарху принадлежало исключительное право абсолютного вето, которое парламент не мог преодолеть. Конституционным обычаем Великобритании стало неприменение права вето королем, который уже тристолетия его не использует. В послевоенных конституциях Японии и Испании такое право не предусматривается вообще. Королевской прерогативой является использование так называемых «спящих полномочий» — роспуск парламента, отставка премьер-министра, введение военного положения. На деятельность и фактический статус монарха как главы государства оказывают существенное воздействие утвердившиеся политические, правовые и религиозные обычаи и традиции. Несмотря на то, что в национальных конституциях закрепляются разнообразные полномочия монарха, они, как правило, носят декоративный характер.
Монарх — абсолютно неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами политическую и юридическую ответственность несут правительство и министры. Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, в этих целях парламентом ежегодно выделяются определенные денежные средства (цивильный лист).