Глава 1. Понятие прав и свобод человека и гражданина

Введение

Господство права, плюрализм и права человека суть - демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Должен существовать определенный минимум прав и свобод, ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек привлекается к ответственности, самой суровой из которых является уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и свободы человека. В данной работе мы не будем затрагивать этот вопрос, более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение вопроса необходимо вести мирными средствами.

В данной работе мы дадим понятие прав и свобод человека, рассмотрим основные документы, в которых закреплены основы прав и свобод. Основное же внимание в работе уделено изучению отдельных видов прав человека и гражданина.

Политические права

Политические права и свободы – важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне можно рассматривать как «обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти» [11]. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства.

Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

В собственном смысле слова «политические права отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти» [12]. Но по существу они значительно шире, чем зафиксированное в ст. 32 Конституции РФ «право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Их подкрепляет целый ряд других конституционных прав и свобод.

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как чело­веку, политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Кон­ституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политичес­кие права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве уста­новленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает по­литические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма, прежде всего, касается полити­ческих прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами — неотъ­емлемое демократическое начало в ее организации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О ре­ферендуме Российской Федерации» [13], помимо Конституционного Собрания (в случае, предусмотренном ч. 3 п. 135 Конституции) только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку ини­циативы о проведении референдума. Должны быть собраны подписи не менее чем двух миллионов граждан, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за преде­лами территории России проживают не более 10 процентов из них.

При проведении референдума, равно как и выборов, гражданам предоставлены все возможности для активного участия на всех стадиях их подготовки, в процессе голосования и подсчета голосов. При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредст­венно избирателями, возможность самовыдвижения; свободное прове­дение предвыборной агитации, установленные законом формы участия в формировании избирательных комиссий, в подсчете голосов. Соот­ветствующими правами пользуются граждане и при проведении рефе­рендума

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о на­правлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государ­ственной службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу­дарственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической ак­тивности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопро­сов общественной жизни.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении дела­ми государства, является закрепляемое за каждым право на объедине­ние, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность исполь­зовать в указанных целях различные формы совместной организован­ной общественной деятельности, объединять свои усилия для осущест­вления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многооб­разных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осу­ществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объ­единение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции). «Общественные объединения действуют в основном в сфере публичного права - само конституционное право на объединение относится к политическим правам» [14].

Гражданин как член общественного объединения обладает всеми правами и несет все обязанности. Свобода деятельности общественных объединений гарантиру­ется. Порядок их образования, регистрации уставов устанавливается законодательством.

В ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение определя­ется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе обществен­ного объединения.

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения кото­рых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреж­дение; орган общественной самодеятельности.

Особое место в системе общественных объединений, как и вообще в политической системе любого демократического государства, занима­ют политические партии. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» в ст. 1 устанавливает: «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации» [15].

Они создаются в целях политической дея­тельности, участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены непо­средственно в решение государственных проблем. Для их регистрации требуется наличие не менее 5000 человек, причем допускается только фиксированное индивидуальное членство, коллективное членство исключается. В партиях не могут состоять ино­странные граждане и лица без гражданства.

Одной из массовых форм общественных объединений являются профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гаран­тии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных со­юзах, их правах и гарантиях деятельности» [16].

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г.).

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления, слабый инте­рес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначи­тельное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются «высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закры­тость их деятельности, отсутствие достаточно целенаправленной на развитие общественной активности граждан политики» [17].

Заключение

Утверждение принципа уважения прав человека и основных свобод для всех – свидетельство универсального политико-правового признания государствами всеобщего значения прав человека как существенного фактора мира, развития норм и дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами. Все больше и больше в нашу жизнь входит принцип, что «защита прав человека и основных свобод – неотъемлемый элемент международных отношений, важное направление деятельности государств и международных организаций».

Конституция России, признавая идеологическое много­образие и частную собственность, в значительной степени опирается на опыт стран с рыночной экономикой и воспринимает их лучшие до­стижения. Поэтому в процессе согласования принципов и норм, отно­сящихся к правам человека и происходящих в рамках ОБСЕ, достига­ются такие договоренности, которые ранее были невозможны. Это от­носится и к проблемам частной собственности, существования много­партийной системы, проведения действительно равных и всеобщих выборов, и ко многим другим атрибутам демократии.

В то же время, «мало провозгласить права и свободы человека и закрепить их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, независимо от занимаемой должности, сверху донизу». Только при таком подходе к основным правам и свободам человека и их эффективной защите можно построить правовое государство, ибо само понятие прав человека означает главенство, примат закона, одинаково обязательного для всех граждан того или иного государства, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими.

Список использованной литературы

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Устав Организации Объединенных наций // Международное право в документах / Сост. Блатова Н.Т. М.: Международные отношения, 1997.

3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета от 10 декабря 1998 г.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров, 2001, № 4.

Специальная литература:

5. Аметистов Э.М., Карташкин В.А. Права человека. Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001.

7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001.

9. Левин Лиа. Права человека. М., 1998.

10. Мелков Г.М. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юридическая литература, 1990.

11. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестапов Л.Н. М.: МГУ, 1990.

12. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М.: Зерцало, 1997.

[1] Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юристъ, 1999. С. 123.

[2] Права человека. Словарь-справочник. М.: Инфра-М, 2001. С. 204.

[3] Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2001. С. 1.

[4] Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра- М. НОРМА, 1997. С. 245; Большая российская юридическая энциклопедия / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М.: Инфра-М, 2000. С. 517.

[5] Матвеева Т.Д. День прав человека // Международная жизнь. 1996, № 11-12. С. 3.

[6] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001. С. 159.

[7] Большая российская юридическая энциклопедия / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М.: Инфра-М, 2000. С. 517.

[8] Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М.: Зерцало, 1997. С. 123 - 124

[9] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. С. 216.

[10] Российская газета от 10 февраля 1999 г.

[11] Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2001. С. 97.

[12] Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2000. С. 53.

[13] Российская газета от 19 октября 1995 г.

[14] Сухарев И., Резник Г. Адвокатские коллегии: общественные объединения или юридические фирмы? // Российская юстиция, 1998, № 12. С. 35.

[15] Российская газета от 14 июля 2001 г.

[16] Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета от 20 января 1996 г.

[17] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. С. 233.

[18] Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2001. С. 159.

[19] См.: Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: своеобразие, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997, № 3. С. .

[20] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета от 28 декабря 2001 г.

[21] Российская газета от 31 декабря 2001 г.

Введение

Господство права, плюрализм и права человека суть - демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свободам человека. Должен существовать определенный минимум прав и свобод, ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек привлекается к ответственности, самой суровой из которых является уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и свободы человека. В данной работе мы не будем затрагивать этот вопрос, более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение вопроса необходимо вести мирными средствами.

В данной работе мы дадим понятие прав и свобод человека, рассмотрим основные документы, в которых закреплены основы прав и свобод. Основное же внимание в работе уделено изучению отдельных видов прав человека и гражданина.

Глава 1. Понятие прав и свобод человека и гражданина

Вопрос о правах человека и гражданина является составной час­тью проблемы фактического положения личности в обществе и го­сударстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потреб­ности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством» [1].

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в кон­ституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каж­дого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Право – система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потре­бовались века для того, чтобы сложились ясные представле­ния о содержании свободы и ее соотношении с государством.

Определим поэтому сначала, что есть такое свобода?

«Свобода – права индивидов и наро­дов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмеши­ваться в них, а лишь обязано воспринимать их как дан­ность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»[2].

Свободы пришли в между­народное право из государственного, национального пра­ва и, закрепившись в нем, стали общеобязательным международным стандартом. Начи­ная с Устава ООН (1945 г.) в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула «права человека и основные свобо­ды». Всеобщая декларация прав человека заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами», закрепленными в ней (ст. 2).

Основными международно-правовыми источниками признания свобод индивидов и народов являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международ­ный пакт об экономических и социальных и культурных правах, Меж­дународный пакт о гражданских и политических правах, а принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии – один из основных принципов современного международного права.

Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое харак­теризуется возможностью действовать по своему усмотре­нию. Этот термин в Конституции выполняет роль основопо­лагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «сво­бода» по существу тождествен термину «субъективное пра­во», а различие объясняется только тем, что такая юри­дическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъек­тивные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философ­ском смысле этого слова.

Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» [3].

«Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах» [4].

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понима­нии соотношения социальной действительности и ее правового выра­жения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных под­хода к природе и сущности прав человека.

Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — свя­зывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требова­ния и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законода­телем.

Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

Институт прав и свобод в его естественно-правовой трак­товке обязывает государственную власть признать и обеспечить кон­ституционными и иными юридическими, а также всеми другими га­рантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые полу­чают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.

Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. «По существу, декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать»[5].

Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические консти­туции при самом полном перечислении прав и свобод в зак­лючение признают, что перечень не является исчерпываю­щим, т. е что за человеком и гражданином остаются и дру­гие права и свободы. В Конституции РФ по этому поводу говорится (ч 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции Россий­ской Федерации основных прав и свобод не должно толко­ваться как отрицание или умаление других общепризнан­ных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие», да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы по­пасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то дан­ную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституци­онного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и сво­бодами понимаются «наиболее важные права и свободы че­ловека и гражданина, раскрывающие естественное состоя­ние свободы и получающие высшую юридическую защиту» [6].

Итак, права человека носят естественный и #M12291 820002183неотчуждаемый#S характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков #M12291 820000863гражданского общества#S и правового государства.

Наши рекомендации