Тема 7 Правовой статус глава государства в зарубежных странах

Цель: уяснить правовой статус главы государства: президента, монарха зарубежных стран, а также системы наследования трона в зарубежных странах, понятие регентства и т.д.

План:

1 Глава государства: понятие, место в государственном механизме

2 Президент. Правовое положение президента

3 Компетенция главы государства

1Глава государства – это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства (народа и государства). (А.М. Осавелюк).

Глава государства – официальное лицо (орган), занимающее формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами (Л.М. Энтин).

Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.

В современных зарубежных странах главой государства по общему правилу выступает либо выборный президент, либо наследственный монарх. Весьма редко встречаются монархи, замещающие свой пост на основе выборов (например, в Малайзии и ОАЭ). Коллегиальный глава государства почти исчез из конституционной практики.

Поэтому ныне существуют следующие формы главы государства:

1) единоличный монарх, унаследовавший свою должность (например, в Великобритании, Японии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Марокко);

2) единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией (например, в Саудовской Аравии);

3) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на установленный период монархами субъектов федерации из своей среды (например, в Малайзии, ОАЭ);

4) единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок (например, в США, Германии, Италии, Индии);

5) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок; при этом отдельные полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально, как например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей, передаются председателю коллегиального органа (например, на Кубе);

6) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (например, в землях Германии);

7) представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона, т.е. признающих главой государства британского монарха (например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Барбадосе);

8) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве, обычно без установления срока.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента – это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента или даже правительства (в условиях парламентарной республики).

Монарх.

Как правило, монарх (король, султан) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия, Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины, (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и его старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды; в последней стране по сложившимся обстоятельствам более века, с 1890 г., на престоле находятся только женщины, сменяя друг друга);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин;

4) шведская, в соответствии с которой по Закону 1979 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. Такой же порядок установлен по Закону 1983 г. в Нидерландах;

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при высших священнослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного. В Свазиленде это племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного.

Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершеннолетия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьи и по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента или по назначению правительства, становится регентом.

Регентство (от лат. regens – правящий) – это временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни или временного отсутствия монарха. Регент и совет действуют от имени монарха. Если монархом (королевой) становится женщина, ее муж не становится королем, он лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.

2Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Египет, Франция, Казахстан).

Президент избирается на определенный срок: 3 года в Латвии, 4 года в США, 5 – в Бразилии, 6 – в Египте, 7 – в Казахстане (с декабря 2012 г. будет избираться на 5 лет). Он может быть переизбран еще на один срок (США), переизбрание вообще не допускается (Мексика), может быть переизбран неограниченное число раз (Франция), неограниченное число раз может переизбираться как подряд, так и не подряд только первый президент страны (Казахстан). Бывали, однако, и «пожизненные президенты» (Туркмения).

Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства; наличие полных гражданских и политических прав; достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа – 25, в Венесуэле – 30, в Болгарии и Казахстане – 40, в Италии – 50). Иногда устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии – не старше 65 лет). Многие конституции устанавливают для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии – 5 лет, на Украине – 10, в США – 14). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны (Казахстан) или родившимся от ее граждан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции, Азербайджане – высшее, на Филиппинах он должен уметь читать и писать.

Способы избрания президента.

Существуют различные способы избрания президента:

1) голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.);

2) голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США);

3) избрание президента специальной избирательной коллегией (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель, Италия, Индия);

4) избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Уголовная ответственность наступает, как правило, после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает Палата представителей, а судит Президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, Сенат.

В США импичмент против Президента пытались применить неоднократно. В 1825 г. для вынесения обвинительного приговора в Сенате в отношении Президента Джонсона не хватило 1 голоса; в 1974 г. угроза применения импичмента заставила уйти в отставку Президента Р. Никсона; в 1998 г. процедура импичмента была начата против Президента Б. Клинтона. Палата представителей признала его виновным в лжесвидетельстве под присягой и препятствовании правосудию. Дело было передано в Сенат, который обладает исключительным правом вынесения окончательного решения по существу дела, однако решение об отстранении так и не было принято.

3В подавляющем большинстве стран национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности. Практика функционирования конституционного механизма, реально существующая политическая ситуация вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий. Сравнительно отчетливо прослеживаются две основные тенденции. В одних странах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства, которые осуществляются за него правительством или главой правительства. В других – происходит расширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными актами. Соответственно,, в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделен глава государства, а во втором – их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в современном мире.

Представительские функции.

Глава государства председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации. Такие послания зачастую содержат анализ внутренней и внешней политики государства, формулируют основные цели правительственной деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко распространена в большинстве президентских республик. В США ежегодные президентские послания по вопросам положения в стране рассматриваются как основной программный документ правительственной деятельности на предстоящий период. По важнейшим вопросам обращаются с посланиями к парламенту и нации главы государств во Франции и ряде других стран.

Исключительно большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений. Он считается всегда выступающим от имени своего государства в силу своего положения и не нуждается в специальном на то уполномочии.

Полномочия главы государства в области государственного управления.

Глава государства играет важную роль в формировании правительства. Однако степень его воздействия на правительственную политику и круг реально осуществляемых в области государственного управления полномочий значительно различаются.

В парламентарных республиках и монархиях глава государства не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Соответственно замещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически.

В странах, в которых глава государства наделен правительственной (исполнительной) властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широки.

В президентских и монократических республиках (США, многие страны Латинской Америки, значительная часть развивающихся стран) президент является единоличным носителем правительственной власти. Члены правительства рассматриваются обычно как помощники и советники президента, им назначаются и увольняются.

В странах, в которых глава правительства выступает как единоличный носитель исполнительной власти, он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности; ему принадлежит право принятия окончательных решений. От имени главы государства и за его подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти.

Полномочия главы государства включают в себя руководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности.

Полномочия в сфере законодательной деятельности.

В парламентарных монархиях и республиках (за редким исключением) главе государства принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран – право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов. Последние полномочия особенно активно используются в Великобритании и Японии. Однако на практике, а в Японии и согласно Конституции (ст. 7), соответствующие решения принимаются правительством. Сравнительно редко их выносит сам парламент (Швеция).

Внешнеполитические полномочия.

В этом качестве он представляет государство в международных отношениях, назначает и отзывает глав дипломатических представительств государства, ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств. Внешнеполитические полномочия президента зависят от его статуса в зависимости от вида республики (президентской, парламентарной, смешанной).

Полномочия в судебной области.

Президент назначает судей различного уровня, осуществляет помилование граждан.

Чрезвычайные полномочия.

Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводить президентское в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию в субъекты (вмешательство).

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «глава государства».

2. Назовите формы главы государства в зарубежных странах.

3 От каких факторов зависит правовой статус главы государства в зарубежных странах?

3. Охарактеризуйте правовое положение монарха в зарубежных странах.

5. Назовите системы наследования трона в зарубежных странах.

6. Что означает салическая система наследования?

7. Что означает кастильская система наследования?

8. Что означает австрийская система наследования?

9. Что означает шведская система наследования?

10. Что означает мусульманская система наследования?

11. Что означает племенная система наследования?

12. Что означает термин «регентство»?

13. Охарактеризуйте правовой статус президента зарубежных стран.

14. Назовите способы избрания президента.

15. Охарактеризуйте вкратце компетенцию главы государства зарубежных стран.

Наши рекомендации