Тема 1 Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Тезисы лекций

Тема 3 Форма государства в зарубежных странах

Цель: освежить знания студентов о форме государства и составляющих её элементах.

План:

1 Многообразие форм государств в зарубежных странах, их причины

2 Формы правления. Монархия, понятие и сущность. Основные признаки. Парламентская монархия, ее признаки

3 Форма государственного устройства, их классификация. Государственное устройство и национальный вопрос. Унитарное государство, понятие и признаки

4 Политические режимы в зарубежных странах, понятие и виды. Демократический (либеральный) режим, его понятие и признаки. Авторитарный режим (диктаторский), его понятие и признаки. Виды авторитарных режимов

1Форма государства определяет структуру и принципы взаимоотношений основных органов государства (парламента, правительства, главы государства), деление государства на составные части и юридический статус этих частей, а также методы деятельности государства и характер его прямых и обратных связей с гражданами.

Форма государства является объектом конституционного регулирования. Отдельные главы под названием «Форма государства» имеются лишь в немногих новейших конституциях (например, Конституция Турции 1982 г., Конституция Эфиопии 1987 г.). Однако в большинстве государств, где такая глава отсутствует, элементы, составляющие понятие «форма государства», закрепляются либо в тексте основного закона (например, во Франции, Испании, ФРГ), либо в отдельных конституционных законах (например, в Швеции).

В странах, где отсутствует писаная конституция, форма государства определяется не столько статутом (законом), сколько конвенционными нормами, которые складываются в процессе многовековой эволюции государственных институтов (например, правовой статус главы государства – монарха в Великобритании и его взаимоотношения с Правительством).

Различают три элемента формы государства:

- форму правления;

- форму государственного (территориально-политического) устройства;

- политический (государственный) режим.

Форма правления – система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.

Различают две основные формы правления зарубежных государств – монархия и республика.

Монархия (в переводе с греческого означает единовластие) – такая форма правления, где глава государства – монарх (именуется в каждой стране по-разному – император, король, султан и т.д.) обладает особым юридическим статусом: его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

Монархия

 
  Тема 1 Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран - student2.ru

абсолютная (неограниченная) конституционная (ограниченная)

Тема 1 Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран - student2.ru Тема 1 Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран - student2.ru

дуалистическая парламентарная

Республика (от лат. res publica – общественное дело) – такая форма правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемыми, причем только парламент во всех без исключения республиках избирается непосредственно населением.

Республика

 
  Тема 1 Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран - student2.ru

президентская парламентарная смешанная прочие виды

(полупрезидентская)

2Различают абсолютную и конституционную (ограниченную) монархию. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх – источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим поданным. Поданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

Абсолютная монархия получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. В современных условиях абсолютная монархия – раритет (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней). Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти монарха с парламентом, однако, тем не менее, власть монарха явно преобладает. Существует выборный представительный орган – парламент. Исполнительная власть принадлежит монарху. Он назначает главу правительства, который несет ответственность только перед монархом. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии нет. Законы принимаются парламентом, однако монарх пользуется правом абсолютного вето, т.е. без его утверждения закон в силу не вступит.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительский характер, своего рода функции государственного нотариуса – скреплять своей подписью все важнейшие государственные акты (Великобритания, Испания, Япония, Швеция и др.). Тем не менее, действует принцип: «монарх не ответственен», подпись монарха обязательно нуждается в контрассигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра).

Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.

Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете, и эта строка именуется «цивильным листом».

В странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества, существует выборная монархия (Малайзия, Лесото, Объединенные Арабские Эмираты).

Следует выделить теократическую монархию, где глава государства – монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Папа является одновременно главой государства Ватикан.

Республика и ее разновидности.

Известны 3 разновидности республиканской формы правления:

- президентская республика;

- парламентская республика;

- полупрезидентская (смешанная) республика.

Президентская республика характеризуется следующими признаками:

1) глава государства – президент избирается непосредственно населением путем прямых (Латиноамериканские страны, Казахстан и др.), либо косвенных выборов (США);

2) президент обладает обширными полномочиями: он одновременно является главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами;

3) в президентских республиках правительство формируется внепарламентским путем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности президентом (в США при назначении необходимо согласие верхней палаты Конгресса – Сената).

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

1) парламент наряду с законодательной деятельностью и вотированием бюджета обладает учредительными функциями и правом контроля за деятельностью правительства. Главным из учредительных функций является формирование правительства на парламентской основе;

2) глава государства – президент занимает в системе государственных органов парламентской республики достаточно скромное место. Президент избирается парламентом (например, в Италии) или особой избирательной коллегией (как в ФРГ);

3) вся исполнительная власть в парламентарной республике находится в руках правительства.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом.

Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия, Эстония и др.

Полупрезидентская республика – такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики.

К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:

1) президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Выборы могут проводиться в один (мажоритарная система относительного большинства) и в два тура (мажоритарная система абсолютного большинства);

2) президент наделяется обширными властными полномочиями: он является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим;

3) в полупрезидентской республике существует правительство как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

Глава правительства подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством (Франция, Португалия, большинство государств СНГ).

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика.

3Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными, региональными и местными органами государственной власти.

Основными видами форм государственного устройства являются:

- унитарное государство;

- федерация;

- конфедерация.

Унитарное государство имеет единую территорию и единую (централизованную) систему государственной власти.

Можно выделить следующие признаки унитарного государства:

- единство и однородность территории;

-отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государств в государстве);

-административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

-наличие только одной общегосударственной конституции;

-наличие единой системы законодательства;

-наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

-органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

-единое гражданство для всей страны;

-единая денежная система;

-общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.

Особой разновидностью унитарных государств можно считать унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

Можно выделить следующие признаки федерации:

-территорию федерации составляют территории её субъектов;

-субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

-в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности, разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;

-высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту (в президентской республике), парламенту, правительству, судам;

-наличие единых вооружённых сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;

-парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.

Федерации могут быть:

- территориальными;

- национальными;

- национально-территориальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах. Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Например, Чехословакия (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 г.).

Особый вид федерации – национально-территориальные, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примером может служить Российская Федерация.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (военных, экономических и т.д.).

Для конфедерации характерны:

-слабый уровень интеграции составляющих её частей;

-наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;

-отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;

-право свободного выхода из конфедерации.

Примерами конфедераций являются: Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию), Сенегамбия (после попытки в 1982 г. объединить Сенегал и Гамбию распалась в 1989 г. на независимые государства).

4Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов и т.д.).

Государственные режимы могут быть:

- демократическими;

- недемократическими (авторитарными, тоталитарными, фашистскими).

Контрольные вопросы:

1. Что означает понятие «форма государства»?

2. Назовите элементы формы государства.

3. Дайте определение понятию «форма правления».

4. Какие различают формы правления?

5. Дайте характеристику монархической форме правления, в том числе абсолютной (неограниченной), дуалистической и конституционной (ограниченной) монархии.

6. Что означает республиканская форма правления?

7. Назовите виды республик.

8. Охарактеризуйте вкратце президентскую, парламентарную, смешанную (полупрезидентскую) республики.

9. В каких государствах существует монархическая форма правления?

10. В каких государствах существует республиканская форма правления?

Тезисы лекций

Тема 1 Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники и систему конституционного права зарубежных стран.

План:

1 Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран

2 Источники конституционного права зарубежных стран, их виды и особенности

3 Конституционное право как наука и учебная дисциплина

1Конституционное право – это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного самоуправления.

Термин “конституционное право” рассматривается в трёх аспектах (значениях):

1) как отрасль позитивного права;

2) как правовая наука;

3) как учебная юридическая дисциплина.

Как отрасль позитивного права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах – конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулируют определённую группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Как наука – это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебных заведениях.

Предмет конституционного права. Существует три точки зрения по поводу предмета конституционного права.

Первая точка зрения состоит в том, что предметом конституционно-правового регулирования является осуществление публичной власти.

Вторая точка зрения образует концепции, определяющие предмет конституционного права в зависимости от ответа на вопрос о том, что должны регулировать, гарантировать и защищать нормы этого права.

Третий подход заключается в определении предмета конституционного права путём соотнесения и согласования двух предыдущих точек зрения – обеспечить взаимодействие двух главных слагаемых – публичной власти и свободы человека.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что предметом конституционного права выступают прежде всего общественно-политические отношения.

Объект конституционного права. Под объектом конституционного права понимается обычно та сфера или те аспекты общественного бытия, правовое существование и регулирование которых находит отражение в нормах конституционного права.

2Под источниками права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят своё выражение правовые нормы.

Источниками позитивного конституционного права выступают следующие правовые акты:

1. Конституции как основные законы.

2. Законы. В свою очередь законы подразделяются на конституционные, органические и обыкновенные (текущие).

3.Нормативно-правовые акты исполнительной власти (главы государства, правительства, министерств и т.д.).

4. Нормативные правовые акты органов конституционного контроля (надзора) (конституционных судов, конституционных советов, судов общей юрисдикции).

5. Решения избирательных комиссий.

6. Решения органов местного самоуправления.

7. Судебные прецеденты (страны англосаксонской правовой системы).

8. Конституционно-правовые обычаи (страны англосаксонской правовой системы, хотя конституционные обычаи имели место в бывшем СССР).

9.Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

10. Мнения авторитетных учёных-юристов разных лет (страны англосаксонской правовой системы).

Система конституционного права. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы конституционного права – это основные начала, в соответствии с которыми осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений.

Конституционно-правовые институты представляют собой определённую систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определённых общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

По структуре конституционно-правовые нормы обычно содержат гипотезу и диспозицию, и лишь в редких случаях – санкцию.

Контрольные вопросы:

1. В каких смыслах (значениях) рассматривается дефиниция «конституционное право»?

2. Что из себя представляет конституционное право как отрасль позитивного права?

3. Что является предметом регулирования конституционного права?

4. Назовите источники конституционного права зарубежных стран.

5. Что из себя представляют следующие источники конституционного права зарубежных стран:

- конституционные законы;

- органические законы;

- юридические прецеденты;

- конституционно-правовые обычаи;

- мнения авторитетных ученых-юристов?

6. Что из себя представляет система конституционного права и из каких элементов она состоит?

7. Из каких структурных элементов состоят конституционно-правовые нормы?

8. Что из себя представляет конституционное право как правовая наука?

9. Что из себя представляет конституционное право как учебная юридическая дисциплина?

Наши рекомендации