ВОПРОС 18. Компетенция парламента РФ

1. Общее понятие компетенции парламента, виды компетенции

2. Специальная компетенция Совета Федерации

3. Специальная компетенция Государственной Думы

4. Наиболее важные вопросы общей компетенции Федерального Собрания

1. Компетенция- объем полномочий, через которые раскрываются фун­кции того или иного государственного органа.

Обычно парламенты имеют три главные функции:

ü принятие законов;

ü утверждение бюджета;

ü контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с дру­гими странами).

Компетенция бывает нескольких видов:

ü общая - направленность деятельности парламента в целом;

ü специальная - вопросы исключительного ведения, как правило, зак­репленные в Конституции.

2. В рамках собственной специальной компетенции Совет Федерации ФС РФ:

ü утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;

ü утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

ü утверждает указ Президента РФ о введении военного положения;

ü решает вопрос об использовании Вооруженных Сил за пределами страны;

ü назначает выборы Президента РФ;

ü смещает Президента РФ с должности в порядке импичмента;

ü назначает судей Верховного, Конституционного, Высшего арбитраж­ного судов;

ü назначает и смещает Генерального прокурора РФ;

ü назначает и смещает заместителя председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.

Государственная Дума ФС РФ в рамках собственной специальной ком­петенции:

ü дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правитель­ства РФ;

ü решает вопрос о доверии Правительству РФ;

ü назначает и смещает председателя Центрального банка РФ;

ü назначает и смещает председателя Счетной палаты РФ и половину со­става ее аудиторов;

ü назначает и смещает Уполномоченного по правам человека;

ü объявляет амнистию;

ü выдвигает обвинение против Президента РФ с целью импичмента.

Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Собрание решает ряд вопросов общей компетенции (то есть направленности дея­тельности парламента в целом). Наиболее важными направлениями об­щей компетенции являются:

ü финансы;

ü оборона и безопасность;

ü международная политика.

ВОПРОС 19. Организация работы палат Федерального Собрания

1. Общие принципы работы палат парламента

2. Руководящие органы Государственной Думы

3. Руководящие органы Совета Федерации .

1. Палаты Федерального Собрания РФ- Государственная Дума и Совет Федерации - заседают, как правило, раздельно.

Совместные заседания палат предусмотрены для заслушивания:

а) посланий Президента РФ;

б) посланий Конституционного Суда РФ;

в) руководителей иностранных государств.

Документами, которые определяют порядок работы палат парламента РФ, являются:

а) регламент Государственной Думы;

б) регламент Совета Федерации.

2. Руководство деятельностью Государственной Думы ФС РФ осуществляют:

ü Председатель Государственной Думы, избираемый из ее состава;

ü первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы;

ü Совет Государственной Думы.

В состав Совета Государственной Думы входят наряду с председателем палаты и его заместителями руководители фракций и депутатских групп. В Совете Федерации подобный орган не предусмотрен.

Работой Совета Федерации руководят:

ü Председатель Совета Федерации, избираемый из числа его членов;

ü заместители Председателя Совета Федерации.

Рабочими органами и Совета Федерации, и Государственной Думы яв­ляются комитеты и комиссии.

ВОПРОС 20. Законодательный процесс

1. Общее понятие и стадии законодательного процесса

2. Субъекты права законодательной инициативы

3. Особенности законодательного процесса

4. Виды законов, особенности процедуры их принятия

1. Законодательным процессомназывается совокупность следующих одна за другой стадий, из которых состоит принятие закона.

Законодательный процесс образуют такие стадии:

ü законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;

ü рассмотрение законопроектов и их принятие Государственной Думой;

ü рассмотрение законов в согласительной комиссии в случае возникно­вения разногласий;

ü рассмотрение Советом Федерации законов, ранее принятых Государ­ственной Думой;

ü повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклонен­ных Советом Федерации;

ü повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклонен­ных Президентом РФ;

ü подписание и обнародование законов Президентом РФ.

2. Правом законодательной инициативыназывается возможность тех или иных субъектов предлагать парламенту законопроекты. Данным правом обладают:

ü Президент РФ;

ü Совет Федерации в целом;

ü лены Совета Федерации;

ü осударственная Дума в целом;

ü епутаты Государственной Думы;

ü аконодательные (представительные) органы субъектов РФ;

ü Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды по вопросам их ведения.

3. Наиболее важные особенности законодательного процесса состоят в том, что:

ü законопроект предварительно рассматривается на заседании соответ­ствующего комитета;

ü далее законопроект рассматривается и принимается в четырех чтениях;

ü принятый Государственной Думой закон направляется в Совет Федера­ции в течение 5 дней и рассматривается Советом Федерации в 14-днев­ный срок;

ü Совет Федерации либо отклоняет закон, либо принимает его (боль­шинством голосов) и направляет его на подпись Президенту;

ü Президент РФ либо подписывает и обнародывает закон, либо отклоня­ет (налагает вето) в 14-дневный срок;

ü в случае наложения Президентом РФ вето оно может быть преодолено Государственной Думой, если последняя вновь примет закон, но ква­лифицированным большинством (2/3 от общего числа депутатов).

4. Законы, принимаемые Федеральным Собранием, бывают двух видов федеральные и федеральные конституционные.

Федеральные конституционные законыпринимаются по особо важным вопросам государственной жизни, закрепленным в Конституции (всего 15). В остальных случаях принимаются федеральные законы.

Федеральные конституционные законыимеют особую процедуру их при­нятия:

ü данные законы принимаются 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации;

ü Президент РФ не имеет права вето


Наши рекомендации