ВОПРОС 18. Компетенция парламента РФ
1. Общее понятие компетенции парламента, виды компетенции
2. Специальная компетенция Совета Федерации
3. Специальная компетенция Государственной Думы
4. Наиболее важные вопросы общей компетенции Федерального Собрания
1. Компетенция- объем полномочий, через которые раскрываются функции того или иного государственного органа.
Обычно парламенты имеют три главные функции:
ü принятие законов;
ü утверждение бюджета;
ü контрольные функции (в России выражена слабее по сравнению с другими странами).
Компетенция бывает нескольких видов:
ü общая - направленность деятельности парламента в целом;
ü специальная - вопросы исключительного ведения, как правило, закрепленные в Конституции.
2. В рамках собственной специальной компетенции Совет Федерации ФС РФ:
ü утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;
ü утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
ü утверждает указ Президента РФ о введении военного положения;
ü решает вопрос об использовании Вооруженных Сил за пределами страны;
ü назначает выборы Президента РФ;
ü смещает Президента РФ с должности в порядке импичмента;
ü назначает судей Верховного, Конституционного, Высшего арбитражного судов;
ü назначает и смещает Генерального прокурора РФ;
ü назначает и смещает заместителя председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.
Государственная Дума ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:
ü дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
ü решает вопрос о доверии Правительству РФ;
ü назначает и смещает председателя Центрального банка РФ;
ü назначает и смещает председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;
ü назначает и смещает Уполномоченного по правам человека;
ü объявляет амнистию;
ü выдвигает обвинение против Президента РФ с целью импичмента.
Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Собрание решает ряд вопросов общей компетенции (то есть направленности деятельности парламента в целом). Наиболее важными направлениями общей компетенции являются:
ü финансы;
ü оборона и безопасность;
ü международная политика.
ВОПРОС 19. Организация работы палат Федерального Собрания
1. Общие принципы работы палат парламента
2. Руководящие органы Государственной Думы
3. Руководящие органы Совета Федерации .
1. Палаты Федерального Собрания РФ- Государственная Дума и Совет Федерации - заседают, как правило, раздельно.
Совместные заседания палат предусмотрены для заслушивания:
а) посланий Президента РФ;
б) посланий Конституционного Суда РФ;
в) руководителей иностранных государств.
Документами, которые определяют порядок работы палат парламента РФ, являются:
а) регламент Государственной Думы;
б) регламент Совета Федерации.
2. Руководство деятельностью Государственной Думы ФС РФ осуществляют:
ü Председатель Государственной Думы, избираемый из ее состава;
ü первый заместитель и заместители Председателя Государственной Думы;
ü Совет Государственной Думы.
В состав Совета Государственной Думы входят наряду с председателем палаты и его заместителями руководители фракций и депутатских групп. В Совете Федерации подобный орган не предусмотрен.
Работой Совета Федерации руководят:
ü Председатель Совета Федерации, избираемый из числа его членов;
ü заместители Председателя Совета Федерации.
Рабочими органами и Совета Федерации, и Государственной Думы являются комитеты и комиссии.
ВОПРОС 20. Законодательный процесс
1. Общее понятие и стадии законодательного процесса
2. Субъекты права законодательной инициативы
3. Особенности законодательного процесса
4. Виды законов, особенности процедуры их принятия
1. Законодательным процессомназывается совокупность следующих одна за другой стадий, из которых состоит принятие закона.
Законодательный процесс образуют такие стадии:
ü законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;
ü рассмотрение законопроектов и их принятие Государственной Думой;
ü рассмотрение законов в согласительной комиссии в случае возникновения разногласий;
ü рассмотрение Советом Федерации законов, ранее принятых Государственной Думой;
ü повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;
ü повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ;
ü подписание и обнародование законов Президентом РФ.
2. Правом законодательной инициативыназывается возможность тех или иных субъектов предлагать парламенту законопроекты. Данным правом обладают:
ü Президент РФ;
ü Совет Федерации в целом;
ü лены Совета Федерации;
ü осударственная Дума в целом;
ü епутаты Государственной Думы;
ü аконодательные (представительные) органы субъектов РФ;
ü Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды по вопросам их ведения.
3. Наиболее важные особенности законодательного процесса состоят в том, что:
ü законопроект предварительно рассматривается на заседании соответствующего комитета;
ü далее законопроект рассматривается и принимается в четырех чтениях;
ü принятый Государственной Думой закон направляется в Совет Федерации в течение 5 дней и рассматривается Советом Федерации в 14-дневный срок;
ü Совет Федерации либо отклоняет закон, либо принимает его (большинством голосов) и направляет его на подпись Президенту;
ü Президент РФ либо подписывает и обнародывает закон, либо отклоняет (налагает вето) в 14-дневный срок;
ü в случае наложения Президентом РФ вето оно может быть преодолено Государственной Думой, если последняя вновь примет закон, но квалифицированным большинством (2/3 от общего числа депутатов).
4. Законы, принимаемые Федеральным Собранием, бывают двух видов федеральные и федеральные конституционные.
Федеральные конституционные законыпринимаются по особо важным вопросам государственной жизни, закрепленным в Конституции (всего 15). В остальных случаях принимаются федеральные законы.
Федеральные конституционные законыимеют особую процедуру их принятия:
ü данные законы принимаются 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации;
ü Президент РФ не имеет права вето