Полномочия Правительства РФ, организация его деятельности.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство обладает очень широким кругом полномочий.

Правительство РФ руководит работой федеральных и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Полномочия Правительства РФ определены главой 3 Федерального Конституционного Закона РФ «О Правительстве РФ».

К общим полномочиям Правительства отнесены:

-организация реализации внутренней и внешней политики РФ;

-осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

-обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности её органов;

-формирование федеральной целевой программы и обеспечение их реализации;

-реализация предоставленного права законодательной инициативы;

-передачи органам исполнительной власти субъектов РФ права осуществления части своих полномочий;

Федеральным Конституционным Законом так же предусмотрены полномочия Правительства РФ в различных сфера как то:

- в сфере экономики (регулирование экономическими процессами, обеспечение единства экономического пространства и экономической деятельности, осуществление управления федеральной собственностью и т.д.);

- в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, разработка и реализация налоговой политики, принятие мер по регулирования рынка ценных бумаг, валютное регулирование и валютный контроль и т.д.);

- в социальной сфере (обеспечение проведения единой государственной социальной политики, принятие мер по реализации трудовых прав граждан, разработка и осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма и т.д.);

- в сфере науки, культуры, образования (разработка и осуществление мер государственной поддержки развития науки, обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, обеспечение государственной поддержки культуры и т.д.);

- в сфере природопользования и охраны окружающей среды (обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды, организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов и т.д.);

- в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти и т.д.);

- по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ ( организация оснащения вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ и т.д.);

- в сфере внешней политики и международных отношений (осуществление мер по обеспечению реализации внешней политики РФ, обеспечение представительства РФ в иностранных государствах и международных организациях и т.д.).

Как и полномочия, так и порядок деятельности Правительства определятся Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г.

Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обеспечивают их исполнение, координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контролируют их деятельность, рассматривают проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение, принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений, обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ проводит свои заседания не реже одного раза в месяц.

Заместители Председателя Правительства РФ федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании они должны проинформировать об этом Председателя Правительства РФ.

Отдельные вопросы Правительство РФ вправе рассматривать на закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

Материалы заседаний и принятые по ним решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства РФ, если иное не определено федеральными конституционными законами или федеральными законами. Правительства РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях и принятых по этим вопросам решениям.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовать Президиум Правительства РФ. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства РФ принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства РФ и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

Акты Правительства РФ.

Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов к которым относятся постановления и распоряжения. Данное право предоставлено Правительство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ. Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Актам Правительства присущи следующие признаки:

-обязательный характер - обязательны к исполнению в Российской Федерации, т. е. на всей ее территории и всеми субъектами РФ и органами местного самоуправления.

- возможность отмены- все акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ могут быть отменены Президентом РФ.

-особый порядок вступления в силу - акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, после чего, в течение 10 дней, если иное не установлено самим актом, вступают в силу. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу ни ранее дня их официального опубликованию. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжение Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Как постановления, так и распоряжения Пра­вительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях — единолично Председателем Правительства. Данные нормативно- правовые акты обязательны для подписания Председателем Правительства РФ.

Наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений. Они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (членов) палаты, если иной порядок не предусмотрен конституционными нормами.

Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.

Проекты актов Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

Проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство с приложением пояснительной записки, содержащей обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и иными организациями. Проекты актов Правительства РФ нормативного характера должны в обязательном порядке согласоваться с Министерством юстиции РФ. При внесении в Правительство предложений, требующих принятия закона РФ или решения Президента РФ, одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.


Наши рекомендации