Понятие и система государственной службы в Российской Федерации
В юридической науке понятие «государственная служба» рассматривается в широком и узком значениях. В первом случае оно определяется как профессиональная, т.е. осуществляемая в соответствии со специальной подготовкой и за денежное вознаграждение, деятельность во всех государственных организациях: государственных органах, предприятиях и учреждениях. Во втором — как профессиональная деятельность, осуществляемая только в государственных органах. В практическом плане такая дискуссия менее допустима, поскольку существует формально-юридическое определение государственной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Современная система государственной службы в Российской Федерации строится на основе сочетания двух классификаций. Первая в качестве критерия разделения государственной службы на виды использует федеративный характер государственного устройства. Соответственно выделяются федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Вторая классификация заключается в делении государственной службы в соответствии с ее характером и содержанием служебной деятельности на гражданскую и милитаризованную, воинскую и правоохранительную службы.
Таким образом, в рамках федеративного устройства России система государственной службы структурируется по вертикали на федеральную и субъектов РФ и по горизонтали — на гражданскую, правоохранительную и воинскую. Причем согласно ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» только государственная гражданская служба подразделяется в соответствии с федеративным устройством. Военная же и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Такая дифференциация обусловлена распределением между Российской Федерацией и ее субъектами предметов ведения и полномочий, обеспечение исполнения которых происходит в процессе государственно-служебной деятельности (например, согласно ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность относятся к исключительному ведению Российской Федерации).
Несмотря на определение государственной службы как профессиональной деятельности, фактически в ее структуре обоснованно выделяются две составляющие: организация государственной службы (практическая деятельность по определению правил прохождения службы, формированию кадрового состава государственных органов, управлению службой и т.д.) и собственно служебная деятельность (осуществление служащими своих функций и полномочий).
Ввиду особого значения государственно-служебной деятельности для функционирования государственного механизма она подлежит достаточно подробной правовой регламентации. В то же время осуществляется правовое регулирование организации государственной службы. Совокупность соответствующих правовых норм образует правовой институт государственной службы. Он является комплексным, так как включает нормы конституционного, административного, трудового, финансового и других отраслей права.
Федеральным законодательством проводится разграничение полномочий относительно государственной службы. Так, правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.
Поскольку в настоящее время институт государственной службы пребывает в состоянии реформирования, не каждый ее вид получил необходимую правовую регламентацию. На основе Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» принят лишь Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Военная служба осуществляется на основе двух базовых нормативных правовых актов: Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Общий законодательный акт о правоохранительной службе пока отсутствует.