Предмет, методы и система российского административного права
Как известно, отрасль права — это система правовых норм, регулирующих группу общественных отношений, характеризуемых определенным единством, однородностью. Совокупность таких отношений объединяется термином «предмет отрасли права», или «предмет правового регулирования». Соответственно, предмет является основным критерием разграничения отраслей права между собой.
Административное право является одной из базовых отраслей российской системы права и представляет собой систему правовых норм, имеющих собственный предмет регулирования, который составляют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, или администрирования. Причем государственное управление в административно-правовом аспекте определяется несколько иначе, нежели, скажем, в экономических науках или политологии. Здесь в его понятии объединяется не вся государственно-властная деятельность, а лишь определенная ее часть. В административном праве государственное управление — это практическая деятельность государства по организации общественной жизнедеятельности на основе действующего законодательства, осуществляемая специальными органами.
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, и устройство государственного аппарата, и его функционирование базируются на принципе разделения властей. Соответственно, государственное управление осуществляется в основном через систему исполнительной власти, на которую возложена задача практической организации жизнедеятельности общества на основе и во исполнение действующего законодательства.
Однако сфера действия административно-правовых норм не ограничивается только отношениями, связанными с организацией и осуществлением исполнительной власти. В процесс государственного управления в некоторой степени вовлекаются и другие субъекты государственной власти. Предмет административного права более объемен и включает следующие группы отношений:
в области внутренней организации системы исполнительной власти, а также некоторые внутриорганизационные отношения в органах законодательной и судебной власти (и иных государственных органах);
складывающиеся в процессе реализации исполнительной власти (осуществления ее органами государственного управления) по инициативе как органов исполнительной власти и ее должностных лиц, так и граждан и их объединений; в области государственного контроля и надзора (которые выходят за рамки осуществления исполнительной власти и должны быть объединены в самостоятельную группу); складывающиеся в процессе рассмотрения судами дел об административных правонарушениях;
связанные с управленческой деятельностью органов местного самоуправления, а также организаций, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями. Административное право как отрасль права характеризуют и его методы, т.е способы, посредством которых оно воздействует на общественные отношения, регулирует их В административном праве используются такие методы правового регулирования, как предписание, дозволение и запрет (возможно также их сочетание). Предписание проявляется в установлении юридической обязанности субъекта административного права совершить определенное действие. Дозволение — в юридическом разрешении совершить определенное действие (или воздержаться от его совершения) по своему усмотрению. Запрет, по сути, представляет собой разновидность предписания и выражается в возложении на субъекта административного права обязанности не совершать определенных действий.
Административно-правовые нормы являют собой не беспорядочную, хаотичную массу, а определенным образом взаимосвязаны, взаимозависимы, объединены предметными, функциональными, иерархическими и другими связями. Поэтому применительно к их общности необходимо говорить как о системе административного права.
В основе строения системы административного права лежит следующий принцип. Общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли, можно разделить по видовой принадлежности и структурировать на группы. Соответственно им группируются и административно-правовые нормы. Первая ступень такого объединения — институт административного права. В свою очередь, институты могут объединяться в более значительные комплексы — подотрасли или части. Последние в совокупности образуют всю отрасль
Традиционно в системе административного права выделяют Общую и Особенную части. Общую часть составляют административно-правовые нормы, действующие безотносительно к отдельным отраслям и сферам государственного управления. Здесь выделяются такие институты, нормы которых устанавливают административно-правовой статус индивидуальных субъектов (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства), органов исполнительной власти, государственных и негосударственных предприятий или учреждений, общественных объединений, регулируют государственную службу, административную ответственность и т.д. Особенную часть административного права образуют нормы, регулирующие государственное управление в конкретных отраслях и сферах. Ее можно разделить на три подотрасли:
1) административно-правовое регулирование в области экономики (с институтами регулирования в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, финансов и т.д.);
2) административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере (с институтами регулирования в области образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения
и др.);
3) административно-правовое регулирование в административно-политической сфере (в области безопасности, обороны, внутренних и иностранных дел, юстиции). Существуют и другие подходы к структурированию системы российского административного права.