Административное право: предмет, метод, система, источники. Место административного права в системе российского права.

Административное право — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Предмет: Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

• между соподчиненными субъектами ГУ (вертикальные отношения);

• между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами МСУ

• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

• между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

• между субъектами исполнительной власти и гражданами;

• между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

• между ФОИВ и исполнительными органами субъектов Федерации;

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации;

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами МСУ.

В зависимости от направления воздействия:

• внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

• внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Метод административного права: совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет.

• представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

• наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

• чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

• не исключает использования диспозитивных средств;

• отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

1) Предписание - метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

2) Запрет - метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

3) Дозволение - метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

Системаадминистративного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

1. Общая часть:Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс

2. Особенная часть:Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая

Институты административного права:

• принципов государственного управления;

• административно-правового статуса граждан (физических лиц);

• административно-правового статуса органов исполнительной власти;

• государственной и муниципальной службы;

• административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

• административно- правовых режимов;

• форм государственного управления;

• методов государственного управления;

• административной ответственности;

• административного процесса;

• обеспечения законности в государственном управлении;

• административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

• административно-правовых основ управления в сфере экономики;

• административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

• административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.

Виды юридических источников административного права:

• НПА – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

• административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

• административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

• правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

• административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

Акты федерального уровня:

1) Законы (ФКЗ, ФЗ).

• отраслевые (закон об образовании, ФЗ о гос гражд службе),

• предметно-функциональные, регулирующие отношения в рамках исполнения какой-либо одной государственной функции,

• статутные (они определяют правовой статус какой-то отдельной группы субъектов, одного субъекта (ФКЗ «О Правительстве»),

• кодекс (комплексное регулирование подотрасли (КоАП),

• основы законодательства (временный вид нормативного акта, обеспечивающий комплексное регулирование до принятия другого акта).

2) Указы Президента РФ

• определяют систему и структуру ФОИВ, в каких формах органы могут быть созданы, какие они в принципе существуют в РФ на данный момент;

• организуют федеральную гос службу;

• обеспечивают применение мер государственной и общественной безопасности;

• восполняют пробелы в законодательстве и др.

3) Постановления Правительства РФ (источником административного права может быть только постановление, так как являются нормативным актом; распоряжение - ненормативный правовой акт) носят подзаконный характер, принимаются во исполнение действующего законодательства, призваны конкретизировать и детализировать вышестоящие нормативные акты.

Делятся на 2 группы: акты, регулирующие деятельность ОИВ, и акты, регулирующие жизнедеятельность населения в определенных сферах (например, положение о порядке лицензирования определенного вида деятельности).

4) Нормативные акты ФОИВ. Указ Президент от 9 марта 2004 «О системе и структуре ФОИВ». Министерства могут издавать акты, а службы и агентства только в специально указанных случаях.

Акты на уровне субъектов РФ.

• Конституции (Уставы) субъектов

• Законы Субъектов РФ

• Акты высшего должностного лица

• Акты высшего исполнительного органа (Правительство, администрация)

• Акты центральных ОИВ субъектов специальной компетенции

• Центральные в Свердловской области органы не могут издавать акты.

Муниципальные акты

• Акты исполнительно-распорядительных ОМС (Гордума, администрация)

Судебная практика. Также является источником административного права. Не влечет никаких последствий для принявшего решение органа. Не имеет влияние в целом на ИВ.

• Решения КС (Конституционного Суда РФ). Постановления КС (общая обязательность, обязательность опубликования), определения КС имеют значение с точки зрения правовых позиций, высказанных КС.

• Практика высших судов ВС (Вреховного Суда РФ), ВАС РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ). Постановления Пленумов. Формально указания Пленумов необязательны. Но все равно вышестоящие суды обеспечивают единообразие судебной практики.

• Административная практика. Официально не признается.

• Доктрина. Официально не признается.

Общая характеристика административного законодательства, источников административного права (в широком смысле, но не ниже актов Правительства).

• Находится в совместном ведении РФ и субъектов. Причем отдельные элементы находятся в ведении РФ, отдельные – в ведении субъектов.

• является некодифицированным и некодифицируемым.

• систематизировано по отраслям управленческой деятельности.

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

• конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

• гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

• уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

• финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

• земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

• трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Наши рекомендации