Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации
Категория «конституционный строй» в нашем законодательстве раньше практически не применялась. Советские конституции использовали термины «общественное устройство», «основы общественного строя и политики». В конституционное законодательство термин «конституционный строй» введен I Съездом народных депутатов в 1990 г.
Термин «конституционный строй» может рассматриваться в узком и широком смысле.
В узком смысле конституционной строй— это способ организации государства, закрепленный в его конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве. В широком смысле — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами конституции, возникающих по поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.
Основы конституционного строя — основополагающие начала конституционного строя РФ, представляющие собой концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные принципы и нормы поведения субъектов по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивающих их взаимодействие.
Принципы конституционного строя Российской Федерации.
1. Принцип приоритета прав и свобод человека.Конституционный строй РФ утверждает права и свободы человека и гражданина в качестве высшей социальной ценности (ст. 2 Конституции РФ). Конкретные права и свободы человека и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина провозглашаются в качестве конституционной обязанности РФ. Это означает, что источник и основа этих прав находятся вне государства, что не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов. Государство создает специальные учреждения по охране и защите прав и свобод человека и гражданина (суды, прокуратура, органы охраны общественного порядка).
2. Принцип народовластия(ст. 3 Конституции РФ). Многонациональный народ признается носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.
3. Принцип провозглашения государственного суверенитета РФ.Суверенитет — это свойство государства независимо от власти других государств самостоятельно осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами в международном общении. 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете России.
Суверенитет РФ проявляется в верховенстве государственной власти в РФ, ее единстве и независимости. Российская Федерация обеспечивает целостность и независимость своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ). Россия — единое государство, поэтому суверенитет РФ распространяется в соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РФ на всю ее территорию.
Конституция РФ определяет прерогативы государства обладать высшей властью в отношении своей территории и воздушного пространства над ней (ст. 67 Конституции РФ). Неотъемлемой частью государственного суверенитета является право вступать в союз с другими государствами и в установленных случаях выходить из него, участвовать в создании органов союза и делегировать им часть своих полномочий (ст. 29 Конституции РФ).
4. Принцип верховенства права.Данный принцип означает господство права и верховенство закона как в сфере правотворчества, так и в правоприменительной деятельности. Верховенство права означает прежде всего верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ), связанность государства правом (ч. 2, 3 ст. 15 Конституции РФ).
5. Принцип федерализма(ст. 1, 5 Конституции РФ). Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. К основным началам федеративного устройства Российского государства относятся: государственная целостность РФ; единство систем государственной власти РФ и ее субъектов; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов РФ; равноправие субъектов РФ.
6. Принцип республиканской формы правления(ч. 1. ст. 1 Конституции РФ). Республиканская форма правления предполагает признание выборного порядка формирования высших органов государственной власти, срочность осуществления ими своих государственно-властных полномочий. Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды.
7. Принцип разделения властей(ст. 10 Конституции РФ). Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Федеральное Собрание — парламент РФ — является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ).
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ).
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции РФ).
Президент РФ, являясь главой государства, не входит в систему разделения властей. Выполняя возложенные на него Конституцией РФ задачи, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
8. Принцип идеологического многообразия(ч. 1,2 ст. 13 Конституции РФ). В Российской Федерации признается идеологическое многообразие, т.е. предполагается наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов и учений. Идеология — система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового устройства РФ, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом; пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью СМИ, а также путем издания монографий, научно-популярных работ и т.д.; вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу; публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями; требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.
Общественные объединения равны перед законом. Их статус определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
9. Принцип политического многообразия(ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Политическое многообразие предполагает возможность свободного выбора для гражданина состоять либо в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, либо не состоять ни в какой партии или другой общественно-политической организации. Деятельность политический партий в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».
10. Принцип светского характера Российского государства(ст. 14 Конституции РФ). Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Их статус определяется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
11. Принцип социального характера Российского государства(ст. 7 Конституции РФ). Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
12. Принцип признания единства экономического пространства,свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, многообразия форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
13. Принцип признания местного самоуправления(ст. 13 Конституции РФ). В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Понятие и формы народовластия: общая характеристика
Термин «народовластие» означает, что речь идет о власти народа. Суть принципа народовластия раскрывается в следующих положениях Конституции РФ:
• многонациональный народ РФ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ);
• осуществление власти народом происходит непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ);
• высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Часть 4 ст. 3 Конституции РФ содержит также положение о том, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
В зависимости от формы волеизъявления народа Конституция рф устанавливает непосредственную и представительную демократию.
Непосредственная (прямая) демократия — это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.
Институтами непосредственной демократии являются выборы, референдум, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, законопроектов, индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ). Референдум и выборы — это институты прямой демократии, которые схожи по целям и субъектам, но различны по объектам и результатам. Цель у них едина — выражение воли народа. Субъектный состав также одинаков: граждане, которые имеют право принимать участие в референдумах, могут участвовать и в выборах.
Основное отличие состоит в объекте волеизъявления. При выборах таким объектом становится кандидат в депутаты представительного органа или кандидат на какую-либо должность. При референдуме объектом является определенный вопрос, по которому проводится референдум.
Порядок проведения референдума в РФопределен Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.
На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:
1) изменения статуса субъектов РФ;
2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы РФ или досрочного формирования Совета Федерации РФ либо об отсрочке таких выборов (формирования);
3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
Референдум РФ не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Повторный референдум РФ не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит не менее чем 2 млн граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10% из них. Референдум Российской Федерации назначает Президент РФ. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Данное решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Центральная комиссия референдума РФ не позднее чем через 10 дней со дня его проведения определяет результаты референдума РФ.
Принятое на референдуме РФ решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума РФ не позднее трех дней после определения его результатов. Не позднее двух месяцев после определения результатов референдума Российской Федерации Центральная комиссия референдума РФ публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме Российской Федерации.
Проведение выборов в РФопределяется Федеральным законом РФ от 12 июня 2002 года № 175-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который устанавливает общие для Российской Федерации и субъектов РФ требования к порядку организации выборов: принципы избирательного права (всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, принцип добровольности); гарантии избирательных прав граждан; основные стадии избирательного процесса в РФ (назначение выборов уполномоченным на то органом или должностным лицом, составление списков избирателей, формирование избирательных округов, образование избирательных участков, создание избирательных комиссий, выдвижение кандидатов и их регистрация, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов, установление и опубликование результатов выборов); виды и статус избирательных комиссий в РФ (Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии).
Сход — это собрание жителей, обладающих избирательным правом, которое, как правило, созывается в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей. Решения, принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами на территории данного образования и могут быть отменены только сходом или решением суда.
Представительная демократия — осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (депутатов), принимающих решения, выражающие волю народа, который они представляют.
Цель представительной демократии — вовлечь наиболее инициативных и авторитетных представителей народа в непосредственное осуществление государственной власти, обеспечить соединение государственной власти с деятельностью профессионального аппарата управления.
Целью же непосредственной (прямой) демократии является обеспечение нормального функционирования в соответствии с волей народа представительной демократии, установление контроля за деятельностью представительных органов государственной власти и народного представительства в них, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества путем всенародного голосования (референдума).
Еще одна форма осуществления народовластия — органы местного самоуправления (обеспечивает решение населением вопросов местного значения).